Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:35, курсовая работа
Целью работы является исследование того, как административно-правовые отношения, их сущность, особенности и характеристика рассматривались в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
Изучение структуры административных правоотношений и его отдельных элементов;
Выявление оснований возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений
Введение……………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений……………………………………………………………………...6
Виды административных правоотношений, их классификация……………………………………………………………….....11
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов…………………………………………………….....22
2.2. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений………………………………….……...30
Заключение………………………………………………………..……...36
Список использованных источников информации…………….……..38
В административно-правовых отношениях могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.
Как указывалось выше, административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.
1.2. Виды административных правоотношений, их классификация
Учитывая многообразие сферы государственного управления, можно сделать бесспорный вывод о том, что и административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда - возможность их видовой классификации по определенным критериям, выработанным наукой административного права.
Административно-правовые отношения можно разделить на основные и неосновные административно-правовые отношения. Несмотря на известную условность данного критерия, имеется достаточно оснований для того, чтобы из общей массы самых разнообразных административно-правовых отношений выделить:
а) административно-правовые
отношения, непосредственно выражающие
основную формулу управляющего воздействия («субъект - объект»),
в которой наиболее отчетливо проявляется
властная природа государственно-управленческой
деятельности. Имеются в виду собственно
властеотношения, складывающиеся между
обязательными элементами любой социальной
системы, трактуемой в управленческом
смысле. Эта группа административно-правовых
отношений вполне закономерно может характеризоваться
в качестве основной, так как в данном
случае правоотношения в максимальной
степени причастны к упорядочивающему
воздействию на социальные связи, т.е.
к основному функциональному назначению
управления. Они отчетливо выражают присущую
управлению авторитарность, т.е. приоритет
воли субъекта управления. Это, прежде
всего, отношения между вышестоящими и
нижестоящими звеньями механизма реализации
исполнительной власти, между руководителями
и подчиненными им по службе административно-
б) административно-правовые отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением. Иначе говоря, они выходят за рамки взаимодействия субъекта и объекта. Суть такого рода правоотношений в том, что они представляют собой связи между несоподчиненными сторонами управленческого процесса. Отсюда - отсутствие свойственной управлению властности, так как участники правоотношения равноправны («субъект - субъект»). Так, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов. Такого рода управленческие связи необходимы, прежде всего, для создания нормальных условий реализации исполнительной власти, в частности для подготовки к последующему управляющему воздействию (например, на основе совместно принятого правового акта). Фактически они служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений.
Административно-правовые
отношения также можно
В соответствие с данной классификацией правоотношения подразделяются на:
а) возникающие в рамках
внутренней деятельности органов управления
(решение структурных и
б) возникающие в рамках внешней сферы управления, то есть, непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.
В данном случае следует исходить не из противопоставления этих видов административных правоотношений, не из подхода к их внешнему варианту (п.«б») как к определяющему, хотя для этого имеются достаточные основания, а как к двум основным проявлениям единого по своей значимости и управленческой сути механизма, обеспечивающего целевое управляющее воздействие. Действительно, может ли реально осуществить управляющее воздействие на различного рода объекты экономической и социальной жизни соответствующий исполнительный орган, если он не «самоорганизован»? Очевидно, что от его «внутреннего» состояния (организованность, упорядоченность) полностью зависят и его возможности действовать вовне, т.е. за рамками собственного аппарата. Значит, в рамках как «внутренних», так и «внешних» правоотношений исполнительная власть реально реализуется.
Административно-правовые отношения делятся на субординационные и координационные административно-правовые отношения. Для первых характерна авторитарность (властность) юридически волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Что касается вторых, то ими обозначают, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между не соподчиненными исполнительными органами).
Относительно субординационной административно-правовых отношений сомнений практически не возникает. Что же касается координации, то все зависит от того, насколько вообще верна ее трактовка. А последняя не признает однозначности. С одной стороны, действительно, в ряде случаев координация (т.е. согласование) не только не связана с соподчиненностью, но и лишена юридически-властного характера. Например, в отношениях между исполнительными органами и общественными объединениями координация выражается в обеспечении делового сотрудничества, то есть, взаимодействия, не сопровождаемого юридическими атрибутами.
Выделяют также вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения. Подобная классификация административно-правовых отношений представляет значительный интерес, так как в ее основе лежит юридический характер взаимодействия их участников, то есть, главное в их деятельности. Именно, в силу этого, она по своей сути впитывает наиболее отчетливо выраженные черты всех предыдущих вариантов классификации, выражая их наиболее четко и последовательно.
а) Вертикальные административно-правовые
отношения непосредственно
Вертикальные административно-п
Управленческая вертикаль
Как следствие этого, в вертикальных административно-правовых отношениях всегда в той или иной форме проявляется подчинение одной стороны другой. Формула «власть - подчинение» наиболее характерна именно для такого вида правоотношений.
Само «подчинение» управляемой
стороны отношения «
Следует учитывать также и то, что граждане или общественные объединения, естественно, организационно не подчиненные исполнительным органам, фактически обязаны выполнять требования, выражаемые в соответствующих юридически-властных волеизъявлениях последних.
Таким образом, все вертикальные административно-правовые отношения в различном объеме выражают юридическую зависимость одной стороны от другой. Это - логическое и фактическое следствие закрепленного административно-правовыми нормами неравноправного положения управляющих и управляемых.
б) Горизонтальные административно-правовые отношения. В качестве таковых признаются отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой.
Несмотря на, казалось бы, прямое противоречие сущности такого регулирования его методам, а также принципиальным особенностям административно-правовых отношений, в некоторых случаях стороны подобных управленческих связей могут быть равноправными. Но для признания подобного факта необходимо учитывать ряд определяющих обстоятельств.
Прежде всего, налицо должно быть действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений (подобно гражданско-правовым отношениям), а также отсутствие выраженной в любой форме их соподчиненности. Все это - условия одинакового правового уровня.
Разумеется, вычленить горизонтальные
отношения из общей массы административно-
Для отношений подобного рода характерно то, что они возникают на стадии, предшествующей непосредственному управляющему воздействию, а потому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как создают условия, необходимые для принятия одностороннего юридически-властного решения.
Другая группа подобных
отношений возникает после
Наконец, горизонтальными
могут быть признаны отдельные отношения
административно-договорного
Важным элементом