Виды административно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1.Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2.Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
3.Обозначить место, которое занимают административно – правовые отношения в общественной жизни и функционировании государства, как звена в механизме правового регулирования;

Оглавление

Введение
1. Понятие административного правоотношения и его основные признаки
……………………………………………………………………………….5
2. Виды административных правоотношений:………………………….....24
3. Особенности привлечения военнослужащих к административной
ответственности…………………………………………………….….…..37
Заключение …………………………………………………………………....39
Список используемой литературы...…………………………………………41

Файлы: 1 файл

Виды административно-правовых отношений.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     Административное  право ->

     Административные  правоотношения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

  Введение

  1. Понятие  административного правоотношения  и его основные признаки

     ……………………………………………………………………………….5

  2. Виды  административных правоотношений:………………………….....24

  3. Особенности  привлечения военнослужащих к  административной

     ответственности…………………………………………………….….…..37

  Заключение  …………………………………………………………………....39

  Список  используемой литературы...…………………………………………41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Административно-правовые отношения являются составной частью общественных отношений и имеют некоторые  особенности,  отличающие  их от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной  власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод административного права, которые дают необходимую  основу  для проведениявидовых различий между правовыми отношениями1. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти2. Природа государственно-управленческой  деятельности,  как  и  любого другого  вида  социального  управления, диктует необходимость выделения субъекта управления.  Соответственно его сознательно-волевые проявления направлены на упорядочение поведения объекта управления.

       Это наблюдается во всех случаях   использования правовых средств, независимо от их отраслевой принадлежности, но только административно-правовые отношения воспринимаются как «властеотношения». 

     Управление органически сочетается с властью. Следует признать, что не только административно-правовые отношения являются   властеотношениями, но и государственно-правовые, и финансово-правовые,  и природоохранительные, и уголовно процессуальные, и трудовые, и т.п.

     Значит, суть проблемы заключается не в однобокой  характеристики административно-правовых отношений, а в констатации присущих им как разновидности властеотношений (исполнительная власть) наиболее показательны. Главное заключается в следующем: управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. Соответственно, с одной стороны  –  авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой – подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений.

     Таково  соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников.

     Это означает, что организация в государственно-управленческом смысле осуществляется в особых, присущих исполнительной власти формах.

     Таким образом, административно-правовые отношения  являются особой направленных на организацию совместной деятельности людей, что прямо вытекает из его природы и социального назначения. Поэтому часто его называют «непосредственно организующей» деятельностью государства.

       Между сторонами административно-правовых  отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в  его  адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

     Это его несогласие, не влияющее на возникновение  правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин праве оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.3

     Многие  нормы права регулируют отношения между гражданами, возникающие в сфере государственного и общественного управления. Для их возникновения, так же как для отношений между всеми другими субъектами административного права, наличие государственно-властных полномочий у их участников не обязательно.

     Итак, возникновение административно-правовых отношений не лимитируется участием в них органов государственного управления и общественных организаций, наделенных государством властными полномочиями. Они возможны между всеми субъектами административного права в любом их сочетании.

     В ходе написания работы мною использовались метод многоаспектности, сравнительный анализ старых и новых нормативно –  правовых актов, также проведен исторический анализ, при этом в основе написания работы легли труды выдающихся ученых – специалистов в области административного права, как Ю.М. Козлов, А. К.  Юрченко, Ю.И.  Мигачев и многих других а также законодательство, связанное с административным правом.

     Цель  работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе.

     Исходя  из всего вышеуказанного, задачами работы является:

     1.Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;

     2.Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;

     3.Обозначить место, которое занимают административно – правовые отношения в общественной жизни и функционировании государства, как звена в механизме правового регулирования; 
 

  1. Понятие административного  правоотношения.
 

     Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся  в  сфере деятельности исполнительной власти.

     Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

     Однако  следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К  таким  особенностям относятся:

     - права и обязанности сторон  данных отношений связаны с  деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов   исполнительной власти;

     -  всегда одной из сторон в  таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

     - административные правоотношения  практически всегда возникают  по инициативе одной из сторон;

     -  если произошло нарушение административно-правовой  нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;

     - разрешение споров между сторонами,  как правило, осуществляется в административном порядке.

     - административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно- управленческой деятельности4.

     Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее  понятие административного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой  нормой.

     В юридической теории и практике сложилось  устойчивое представление о властеотношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Классическим примером отношений равенства сторон, хотя и не во всех случаях (например, обязательства из причинения вреда), являются  гражданско-правовые отношениями.

     Напоминание о властной (иногда ее называют принудительной) природе права имеет прямое отношение к выявлению особенностей административно-правовых отношений.

     Называя административно-правовые отношения  властеотношениями, не следует впадать в крайность и низводить роль административного права до уровня полицейского, а административно правовые отношения – до признания основанных исключительно на государственном принуждении. Однако распространен именно такой подход к их характеристике.

     Властеотношения, как категорию, не следует рассматривать в качестве специфического свойства административно-правовых отношений, тем более – безоговорочного. С другой стороны, именно этот их признак является доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

     Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого другого вида социального управления, диктует необходимость выделения субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу этого всегда налицо определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления. Практическое выражение такой направленности обычно характеризуется как “команда”; это – мостик к формуле “власть – подчинение”.

     В принципе подобная картина наблюдается  во всех случаях использования правовых средств, независимо от их отраслевой принадлежности, но только административно-правовые отношения воспринимаются как “властеотношения”. Управление органически сочетается с властью. В широком социальном смысле оно осуществляется и в процессе законодательства (законодательная власть). Все ветви единой государственной власти “властвуют”, т.е. в чисто юридическом смысле они столь же авторитарны, как и в сфере государственного управления. Если быть последовательным, то следует признать, что не только административно-правовые отношения являются властеотношениями, но и государственно-правовые, и финансово-правовые, и природоохранительные,  и уголовно процессуальные, и трудовые, и т.п. Значит, суть проблемы заключается не в безапелляционности однобокой характеристики административно-правовых отношений, а в констатации присущих им как разновидности   властеотношений вообще особенностей.

     Властная  природа права предопределяет наличие  определенной степени властности и в любом виде регулируемых правовых отношений. В подтверждение такого вывода можно сослаться на то, что когда был, подвергнут критике так называемый “административно-командный” стиль управления, то в виду имелось не только административно-правовое регулирование, но и гражданско-правовое, хозяйственно-правовое и т.п.

     Конечно, для административно-правовых отношений, управленческих по своей сути, сущностные черты управления в его государственно-властном варианте (исполнительная власть) наиболее показательны. Главное  заключается в следующем: управление всегда предполагает подчинение  воли участников совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. Соответственно, с одной стороны – авторитет,  господствующая  воля  субъекта управления,  с  другой  – подчинение   ей   воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого регулирования управленческих  процессов и поведения их  участников5.

Информация о работе Виды административно-правовых отношений