Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа
Цель работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1.Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2.Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
3.Обозначить место, которое занимают административно – правовые отношения в общественной жизни и функционировании государства, как звена в механизме правового регулирования;
Введение
1. Понятие административного правоотношения и его основные признаки
……………………………………………………………………………….5
2. Виды административных правоотношений:………………………….....24
3. Особенности привлечения военнослужащих к административной
ответственности…………………………………………………….….…..37
Заключение …………………………………………………………………....39
Список используемой литературы...…………………………………………41
Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением
прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее
определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной
власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими
нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным
адресатам организации, к примеру должны направлять статистические данные,
отчеты, справки.
Существующие в административно-правовых отношениях права и
интересы могут защищаться в судебном порядке, но такие случаи не
являются доминирующими. В основном же права участников таких отношений,
споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления,
который был (является) стороной административного правоотношения,
вышестоящим или иным органом исполнительной власти. Субъекты исполнительной
власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право
обжаловать такие решения.
Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены
правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам
правоотношений.
В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания,
отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства
административного, дисциплинарного принуждения.1
Следует также подчеркнуть, что для гражданско-правовых
отношений характерна ответственность одной стороны перед другой.
Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон
административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований
административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны
не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед
государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Именно
исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по
самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-
правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами
субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований
(например,
дисциплинарная
федеральной власти перед Президентом или Правительством Российской
Федерации).
______________________________
1.Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М.,
1955. Стр. 119-120; Петров Г.И. Советское административное право. Часть
общая. 1961. Стр. 85-86 и др.
2.
Виды административных
Емкая характеристика административно-правовых отношений как
властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не
исключает возможности их видовой классификации по различным критериям.
Присущий им элемент юридической властности выражается по-разному.
Управленческая практика свидетельствует о том, что отдельные виды
административно-правовых отношений не всегда и не во всем прямо и
непосредственно выражают присущую государственно-управленческой
деятельности властность, что такого рода правоотношения могут иногда
строиться и на началах равенства их участников. Наконец, известное, хотя и
далеко не всестороннее развитие получают административно-правовые отношения
договорного типа. Следовательно, при относительной однородности своих
основных или наиболее показательных проявлений, они могут включать в свой
состав различные варианты социальных связей, опосредствованных
административно-
также и то, что не все управленческие отношения оформляются
административным правом.
Тем не менее, ведущее
значение сохраняют административно-
отношения,
которые непосредственно
соответствующими субъектами исполнительной власти управляющего или
упорядочивающего воздействия на те или иные объекты. Это означает, что
главенствующую роль играют те управленческие связи, в рамках которых
проявляются все основные особенности административно-правового
регулирования общественных отношений.
Если руководствоваться данными позициями, то можно первоначально
выделить следующие две группы административно-правовых отношений: а)
отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего
воздействия («субъект – объект»), в которой отчетливо, проявляется
властная
природа государственно-управленческой
собственно властеотношения; б) отношения, складывающиеся за рамками
непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но
органически
связанные с его
Иногда названные группы административно-правовых отношений
характеризуются как основные и неосновные управленческие связи. Первые
прямо выражают сущность управления, а вторые связаны с этой сущностью,
но прямо ее не выражают. К первым относятся административно-правовые
отношения, которые могут быть выражены формулой «команда – исполнение».
Это, прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями
механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и
подчиненными
им по службе работниками
административно-
аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и
гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и
т.п.
При характеристике второй группы отношений главное внимание
акцентируется на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере
государственного управления, но не имеют своим прямым назначением
непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект.
Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере
государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью
(например, отношения типа «субъект – объект») . Так, два министерства
могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки
совместного правового акта или согласования взаимных управленческих
вопросов и т.п. Такого рода отношения весьма разнообразны и необходимы для
создания нормальных условий реализации исполнительной власти. Но они имеют
вспомогательное значение по сравнению с отношениями первой группы.
Фактически они как бы подготовляют последующее непосредственное управляющее
воздействие, т.е. служат организационно-правовой предпосылкой собственно
властеотношений.
Иногда выделяют
правовые отношения. Суть первых ясна: они построены на авторитарности
(властности) юридических волеизъявлений субъекта управления.
Координационными связями называют те, в которых эта авторитарность, якобы,
отсутствует. При этом делается отсылка к отношениям, например, между
несоподчиненными исполнительными органами. Такое решение было бы
приемлемым, если бы содержание координации (т.е. согласования) трактовалось
однозначно. Но для этого достаточных оснований не имеется. Координация
входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой
деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически-властными
проявлениями. Так, Правительство Российской Федерации координирует
деятельность администрации краев, областей, автономий, городов федерального
значения, направляет (т.е. координирует) работу республиканских
правительств. Координационные полномочия подобного рода реализуются в форме
правительственных актов, т.е. его юридически-властных волеизъявлений. Еще
один пример: Минприроды Российской Федерации координирует деятельность
министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды,
причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных
исполнительных органов Российской Федерации. Все это свидетельствует о том,
что
координация имеет юридически-