Виды административно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1.Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2.Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
3.Обозначить место, которое занимают административно – правовые отношения в общественной жизни и функционировании государства, как звена в механизме правового регулирования;

Оглавление

Введение
1. Понятие административного правоотношения и его основные признаки
……………………………………………………………………………….5
2. Виды административных правоотношений:………………………….....24
3. Особенности привлечения военнослужащих к административной
ответственности…………………………………………………….….…..37
Заключение …………………………………………………………………....39
Список используемой литературы...…………………………………………41

Файлы: 1 файл

Виды административно-правовых отношений.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     Так, отношения граждан, связанные с  призывом на военную  службу, получением

     прав  на  управление  транспортными  средствами,   возникают   при   заранее

     определенных  обстоятельствах,  с  определенными   органами   исполнительной

     власти, при этом права и обязанности  сторон  четко  закреплены  юридическими

     нормами.  В  определенные  сроки,  по   определенной   форме,   определенным

     адресатам организации, к примеру должны  направлять  статистические  данные,

     отчеты, справки.

                 Существующие  в  административно-правовых  отношениях  права   и

     интересы  могут защищаться в судебном  порядке, но такие случаи не

     являются  доминирующими. В основном  же  права  участников  таких  отношений,

     споры между ними решаются в административном порядке: субъектом  управления,

     который   был   (является)   стороной   административного    правоотношения,

     вышестоящим или иным органом исполнительной власти. Субъекты  исполнительной

     власти  наделены правом решать, а  другие  участники  отношений  имеют  право

     обжаловать  такие решения.

         Более того, субъекты исполнительной  власти во многих  случаях наделены

     правом  применять самые разнообразные  меры  воздействия  к  другим  субъектам

     правоотношений.

              В частности,  они  могут   потребовать  объяснений,  дать  указания,

     отказать   в   просьбе,   не   присвоить   звание,   использовать   средства

     административного, дисциплинарного принуждения.1

                   Следует  также  подчеркнуть,   что   для   гражданско-правовых

     отношений   характерна   ответственность   одной   стороны   перед   другой.

     Административным  правом  установлен  иной  порядок ответственности сторон

     административно-правовых  отношений  в  случае  нарушения   ими   требований

     административно-правовых норм. В  этом случае ответственность  одной  стороны

     не  перед  другой   стороной   правоотношения,   а   непосредственно   перед

     государством  в лице его соответствующего органа (должностного лица).  Именно

     исполнительные  органы  (должностные  лица)   наделяются   полномочиями   по

     самостоятельному  воздействию  на  нарушителей  требований  административно-

     правовых  норм  (дисциплинарная,  административная  ответственность).   Сами

     субъекты  управления  также  отвечают  за  нарушение  аналогичных  требований

     (например, дисциплинарная ответственность  работника аппарата  исполнительной

     федеральной  власти  перед   Президентом   или   Правительством   Российской

     Федерации). 
 
 

                  _______________________________

       1.Александров Н.Г. Законность  и правоотношения в советском  обществе.  М.,

       1955. Стр. 119-120; Петров Г.И. Советское административное  право.  Часть

       общая. 1961. Стр. 85-86 и др. 
 

     2. Виды административных правоотношений.

         Емкая    характеристика    административно-правовых    отношений    как

     властеотношений,  акцентируя  внимание  на   их   сущностной   природе,   не

     исключает возможности их видовой классификации  по различным   критериям.

         Присущий  им  элемент  юридической   властности  выражается  по-разному.

     Управленческая  практика  свидетельствует  о   том,   что   отдельные   виды

     административно-правовых  отношений  не  всегда  и  не  во  всем   прямо   и

     непосредственно     выражают     присущую      государственно-управленческой

     деятельности  властность,  что  такого  рода  правоотношения  могут   иногда

     строиться и на началах равенства их участников. Наконец, известное,  хотя  и

     далеко  не всестороннее развитие получают административно-правовые  отношения

     договорного  типа.  Следовательно,  при  относительной  однородности   своих

     основных  или наиболее   показательных  проявлений, они могут включать в свой

     состав   различные    варианты    социальных    связей,    опосредствованных

     административно-правовыми  нормами. В связи  с  этим  необходимо    учитывать

     также   и   то,   что   не   все   управленческие   отношения    оформляются

     административным  правом.

         Тем  не  менее,  ведущее   значение  сохраняют  административно-правовые

     отношения, которые непосредственно связаны  с  практическим    осуществлением

     соответствующими  субъектами  исполнительной     власти   управляющего   или

     упорядочивающего  воздействия на те  или  иные  объекты.  Это  означает,  что

     главенствующую  роль  играют  те  управленческие  связи,  в  рамках  которых

     проявляются    все    основные     особенности     административно-правового

     регулирования общественных   отношений.

          Если  руководствоваться  данными   позициями,  то  можно  первоначально

     выделить  следующие две  группы  административно-правовых    отношений:    а)

     отношения,  непосредственно  выражающие  основную   формулу     управляющего

     воздействия  («субъект  –  объект»),  в  которой  отчетливо,     проявляется

     властная   природа   государственно-управленческой   деятельности.   Это   –

     собственно  властеотношения;  б)  отношения,   складывающиеся   за   рамками

     непосредственного управляющего  воздействия  на  тот  или  иной  объект,  но

     органически связанные с его осуществлением.

         Иногда    названные    группы    административно-правовых     отношений

     характеризуются как  основные  и  неосновные  управленческие  связи.  Первые

     прямо выражают сущность управления, а  вторые связаны  с  этой    сущностью,

     но  прямо  ее  не  выражают.  К  первым  относятся  административно-правовые

     отношения, которые могут быть выражены   формулой  «команда  –  исполнение».

     Это, прежде всего отношения между    вышестоящими  и  нижестоящими  звеньями

     механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями  и

     подчиненными  им  по  службе   работниками   административно-управленческого

     аппарата,   между   исполнительными   органами   (должностными   лицами)   и

     гражданами, несущими  определенные  административно-правовые  обязанности  и

     т.п.

         При   характеристике   второй   группы   отношений   главное   внимание

     акцентируется на том, что они, хотя  и  возникают  непосредственно  в  сфере

     государственного  управления,  но  не   имеют   своим   прямым   назначением

     непосредственное  управляющее воздействие  субъекта  на  управляемый  объект.

     Это, например, отношения между двумя  сторонами,   функционирующими  в  сфере

     государственного  управления, но не связанными между собой соподчиненностью

     (например, отношения типа   «субъект –   объект»)  .  Так,  два  министерства

     могут  вступать  в  отношения,   связанные   с   необходимостью   подготовки

     совместного  правового  акта  или   согласования   взаимных   управленческих

     вопросов  и т.п. Такого рода отношения весьма разнообразны и  необходимы  для

     создания  нормальных условий реализации исполнительной власти. Но  они  имеют

     вспомогательное  значение  по  сравнению  с  отношениями  первой     группы.

     Фактически они как бы подготовляют последующее непосредственное  управляющее

     воздействие, т.е.  служат  организационно-правовой  предпосылкой  собственно

     властеотношений.

         Иногда выделяют субординационные  и  координационные    административно-

     правовые  отношения.  Суть  первых  ясна:  они  построены  на  авторитарности

     (властности)     юридических     волеизъявлений     субъекта     управления.

     Координационными  связями называют те, в которых  эта  авторитарность,  якобы,

     отсутствует.  При  этом  делается  отсылка  к  отношениям,  например,  между

     несоподчиненными   исполнительными   органами.   Такое   решение   было   бы

     приемлемым, если бы содержание координации (т.е. согласования)  трактовалось

     однозначно. Но для  этого  достаточных  оснований  не  имеется.  Координация

     входит  в   перечень   основных   проявлений   государственно-управленческой

     деятельности,  т.е.   фактически   совпадает   с   ее   юридически-властными

     проявлениями.   Так,   Правительство   Российской   Федерации   координирует

     деятельность  администрации краев, областей, автономий, городов  федерального

     значения,   направляет   (т.е.    координирует)    работу    республиканских

     правительств. Координационные полномочия подобного  рода реализуются в  форме

     правительственных актов, т.е. его  юридически-властных  волеизъявлений.  Еще

     один  пример:  Минприроды  Российской  Федерации  координирует  деятельность

     министерств и  ведомств  по  вопросам  охраны  окружающей  природной  среды,

     причем   принимаемые   этим   органом   решения   обязательны   для     иных

     исполнительных  органов Российской Федерации. Все  это свидетельствует о  том,

     что координация имеет юридически-властный характер как  во  взаимоотношениях

Информация о работе Виды административно-правовых отношений