Виды административно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1.Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2.Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
3.Обозначить место, которое занимают административно – правовые отношения в общественной жизни и функционировании государства, как звена в механизме правового регулирования;

Оглавление

Введение
1. Понятие административного правоотношения и его основные признаки
……………………………………………………………………………….5
2. Виды административных правоотношений:………………………….....24
3. Особенности привлечения военнослужащих к административной
ответственности…………………………………………………….….…..37
Заключение …………………………………………………………………....39
Список используемой литературы...…………………………………………41

Файлы: 1 файл

Виды административно-правовых отношений.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     в административно-правовых отношениях,  по  разному    выражаемых,  является

     следующий: все  вертикальные  отношения  такого  типа  практически  выражают

     юридическую  зависимость  одной  стороны  от  другой.  Подобная  зависимость

     предопределяется  наличием  юридически-властных полномочий,  необходимых  для

     решения того или иного вопроса, только у  одной стороны – у  соответствующего

       у субъекта исполнительной власти. 1

         ________________________________

         1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория  государства и  права:  Учебник   для

     вузов.-М.: Издательство «Спарк», 1999г

         Таким    образом,    общие    черты     неоднозначных,     вертикальных

     административно-правовых отношений – это осуществление  в их  рамках  прямого

     управляющего  воздействия  и  приоритет  юридически  выраженной  воли  одной

     стороны.

         Горизонтальными административно-правовыми  отношениями   признаются  те,

     в рамках которых стороны  фактически  и  юридически    равноправны.  В  них,

     соответственно,  отсутствуют  юридически-властные  веления  одной   стороны,

     обязательные  для  другой. Конечно,  такого  рода  правоотношения  не  столь

     распространены  в сфере государственного управления, как вертикальные. И  это

     понятно, ибо они как бы выпадают из общего  русла  административно-правового

     регулирования. Тем не менее, возможность их возникновения существует.

         Сам  факт  признания  равенства   сторон   в   административно-правовых

     отношениях, казалось бы, находится в прямом  противоречии  как  с  сущностью

     административно-правового   регулирования,   так   и    с    принципиальными

     особенностями административно-правовых отношений. Поэтому  сама  возможность

     их  возникновения  в  сфере  государственного  управления  нередко  была  под

     сомнением. Однако при  условии  правильного  понимания  сути  управленческой

     горизонтальности   противоречия и  сомнения  могут  быть  сняты.  Для  этого

     необходимо, учитывать следующие определяющие обстоятельства.

         Во-первых,  действительное,  а   не  формальное  юридическое   равенство

     участников  административно-правовых отношений, т.е. качество,    традиционно

     связываемое  с  гражданско-правовыми  отношениями,   реально   при   наличии

     одинакового  правового   уровня   сторон   и,   соответственно,   отсутствии

     выраженной  в  любой  форме  их  соподчиненности.  Во-вторых,   обязательное

     одновременное  наличие  в конкретных  управленческих   связях   этих   двух

     признаков,   ибо   отсутствие   соподчиненности   не   всегда   тождественно

     юридическому  равенству сторон. В-третьих, столь  же  обязательно  отсутствие

     юридически-властного  волеизъявления одной стороны, адресованного другой. 1

         Вычленить горизонтальные отношения  из общей массы управленческих  связей

     довольно  сложно,  так   как   они,   не   являясь   типичными   для   сферы

     государственного   управления,   выражаются   не   столь   отчетливо,    как

     вертикальные.  Тем  не  менее,  управленческая  практика  дает  определенные

     основания  для  отнесения  к  их  числу  следующих  административно-правовых

     отношений:

     а) отношения,  предшествующие  непосредственному  управляющему  воздействию.

     Они служат предпосылкой  вертикальных  отношений,  т.е.  предназначены для

     создания  условий, необходимых для  принятия      одностороннего  юридически-

     властного  решения.  Это  –  связи,  возникающие   между   находящимися   на

     одинаковом  правовом уровне исполнительными органами  (должностными  лицами),

     в которые они вступают по поводу, например, подготовки  принятия  совместных

     нормативных  актов  управления  (например,  между   двумя   министерствами);

     отношения по согласованию совместных управленческих   действий; отношения  в

     связи  с  проведением  совместных  заседаний    (например,   коллегий   двух

     министерств); отношения по  формированию  межведомственных  консультативных,

     совещательных  или  координационных  советов;   отношения   между   органами

     исполнительной    власти  и,  например,  профсоюзными  органами  по   поводу

     удовлетворения  законных  интересов  последних  (на  предмет  заключения  или

     изменения тарифных соглашений) и т.п.;

     б)   отношения,   возникающие    после    осуществления    непосредственного

     управляющего  воздействия  с  целью   создания   условий   для   эффективной

     реализации  принятого в одностороннем порядке  юридически-властного

     ___________________

     .1. Административное право России.  Учебник.  Д.Н.Бахрак.  М.,  Изд.  НОРМА,

     2002 г.

     решения.  Это,  например,   отношения,   в   ходе   и   результате   которых

     вырабатываются   совместные   меры   по   исполнению    нормативных    актов

     (формирование  межведомственных комиссий,  проведение  совместных  ревизий  и

     т.п.).

         Две названные  группы  отношений  относятся  к  числу  административно-

     процедурных;

     в) отношения административно-процессуального  характера,  в  которых  стороны

     занимают  равноправное положение (например, в  рамках производства по  жалобам

     граждан, по делам об  административных  правонарушениях).  Содержанием  этих

     отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

     г)   отношения   административно-договорного   характера,   носящие    форму

     различного  рода соглашений (например, предварительное  соглашение  о  приеме

     на  ту или иную должность и т.п.). Соглашения  возможны  и  между  субъектами

     исполнительной  власти. Элементы административных договоров  можно  обнаружить

     в Федеративном договоре, поскольку в  нем определяются  основы  разграничения

     компетенции  различных  субъектов  исполнительной  власти;  такого  же  рода

     элементы  содержатся в договорах между  соответствующими  органами  автономных

     округов  и  краев,  областей   (ст.66  Конституции  Российской   Федерации);

     федеральные  органы  исполнительной  власти   по   соглашению   с   органами

     исполнительной  власти субъектов федерации могут  передавать им  осуществление

     части  своих  полномочий,   и   наоборот   (ст.78   Конституции   Российской

     Федерации).   На   договорных   началах   определяется   порядок    передачи

     приватизируемых предприятий и т.п. В   целом  же  проблема  административных

     договоров  пока  еще  не   относится   к   числу   исследованных   и   четко

     регламентированных   (см.   главу    9).    Характеристика    горизонтальных

     административно-правовых   отношений   предполагает   учет    ряда    важных

     обстоятельств. В ряде случаев элементы административного  договора  сопряжены

     с категориями других отраслей  права.  Так,  договоры  по  поводу  имущества

     имеют  как  административно-правовые,  так  и,  прежде  всего,   гражданско-

     правовые  аспекты. Вводимая сейчас контрактная  система  замещения  должностей

     в аппарате управления помимо  вопросов,  относящихся  к  предмету  трудового

     права, охватывает и  решение  компетенционных  вопросов:  на  договорной  по

     своей   сути   основе   определяются   служебные   обязанности,   права    и

     ответственность  работника.  Вместе  с  тем,  многие  процедурные  связи  не

     урегулированы юридически, а потому далеко не все  они носят  административно-

     правовой  характер, хотя и не утрачивают  управленческие  качества.  Наконец,

     любые  совместные   действия   однопорядковых   и   равноправных   субъектов

     (отношения   типа  «субъект»  –   «субъект»)   перерастают   в   вертикальные

     административно-правовые   отношения   с   момента,    например,    принятия

     совместного юридически-властного акта (совместный приказ).  Горизонтальность

     их  проявляется, следовательно,  временно.  Отсюда  вспомогательный  характер

     таких   отношений. 1

         Административно-правовые   отношения   классифицируются    по    многим

     критериям.

         Первоначально выделяются две  группы административных правоотношений:

     а)  отношения,  непосредственно  выражающие  основную  формулу  управляющего

     воздействия  (субъект-объект),  в  которой  отчетливо  проявляется  властная

     природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить  как

     властеотношения; иногда они именуются как основные;

     б)  отношения,  складывающиеся  за  рамками   непосредственно   управляющего

     воздействия  на  тот  или  иной  объект,  но  органически  связанные  с  его

     осуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения;

         _____________________

         Административное    Право.    Учебник    для    вузов.     Под     ред.

     Ю.М.Козлова,Л.Л.Попова. М.:ЮРИСТЪ,2002г 

Информация о работе Виды административно-правовых отношений