Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа
Цель работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1.Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2.Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
3.Обозначить место, которое занимают административно – правовые отношения в общественной жизни и функционировании государства, как звена в механизме правового регулирования;
Введение
1. Понятие административного правоотношения и его основные признаки
……………………………………………………………………………….5
2. Виды административных правоотношений:………………………….....24
3. Особенности привлечения военнослужащих к административной
ответственности…………………………………………………….….…..37
Заключение …………………………………………………………………....39
Список используемой литературы...…………………………………………41
в административно-правовых отношениях, по разному выражаемых, является
следующий: все вертикальные отношения такого типа практически выражают
юридическую зависимость одной стороны от другой. Подобная зависимость
предопределяется наличием юридически-властных полномочий, необходимых для
решения того или иного вопроса, только у одной стороны – у соответствующего
у субъекта исполнительной
______________________________
1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для
вузов.-М.: Издательство «Спарк», 1999г
Таким образом, общие черты неоднозначных, вертикальных
административно-правовых отношений – это осуществление в их рамках прямого
управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной
стороны.
Горизонтальными
в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них,
соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны,
обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь
распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это
понятно, ибо они как бы выпадают из общего русла административно-правового
регулирования. Тем не менее, возможность их возникновения существует.
Сам факт признания равенства сторон в административно-правовых
отношениях, казалось бы, находится в прямом противоречии как с сущностью
административно-
особенностями административно-правовых отношений. Поэтому сама возможность
их возникновения в сфере государственного управления нередко была под
сомнением. Однако при условии правильного понимания сути управленческой
горизонтальности противоречия и сомнения могут быть сняты. Для этого
необходимо,
учитывать следующие
Во-первых, действительное, а не формальное юридическое равенство
участников административно-правовых отношений, т.е. качество, традиционно
связываемое с гражданско-правовыми отношениями, реально при наличии
одинакового правового уровня сторон и, соответственно, отсутствии
выраженной в любой форме их соподчиненности. Во-вторых, обязательное
одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух
признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно
юридическому равенству сторон. В-третьих, столь же обязательно отсутствие
юридически-властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой. 1
Вычленить горизонтальные
довольно сложно, так как они, не являясь типичными для сферы
государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как
вертикальные. Тем не менее, управленческая практика дает определенные
основания для отнесения к их числу следующих административно-правовых
отношений:
а) отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию.
Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для
создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически-
властного решения. Это – связи, возникающие между находящимися на
одинаковом правовом уровне исполнительными органами (должностными лицами),
в которые они вступают по поводу, например, подготовки принятия совместных
нормативных актов управления (например, между двумя министерствами);
отношения по согласованию совместных управленческих действий; отношения в
связи с проведением совместных заседаний (например, коллегий двух
министерств); отношения по формированию межведомственных консультативных,
совещательных или координационных советов; отношения между органами
исполнительной власти и, например, профсоюзными органами по поводу
удовлетворения законных интересов последних (на предмет заключения или
изменения тарифных соглашений) и т.п.;
б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного
управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной
реализации
принятого в одностороннем
___________________
.1.
Административное право России.
2002 г.
решения. Это, например, отношения, в ходе и результате которых
вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов
(формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и
т.п.).
Две названные группы отношений относятся к числу административно-
процедурных;
в)
отношения административно-
занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам
граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих
отношений является рассмотрение административно-правовых споров;
г) отношения административно-договорного характера, носящие форму
различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме
на ту или иную должность и т.п.). Соглашения возможны и между субъектами
исполнительной власти. Элементы административных договоров можно обнаружить
в Федеративном договоре, поскольку в нем определяются основы разграничения
компетенции различных субъектов исполнительной власти; такого же рода
элементы содержатся в договорах между соответствующими органами автономных
округов и краев, областей (ст.66 Конституции Российской Федерации);
федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами
исполнительной власти субъектов федерации могут передавать им осуществление
части своих полномочий, и наоборот (ст.78 Конституции Российской
Федерации). На договорных началах определяется порядок передачи
приватизируемых предприятий и т.п. В целом же проблема административных
договоров пока еще не относится к числу исследованных и четко
регламентированных (см. главу 9). Характеристика горизонтальных
административно-правовых
обстоятельств. В ряде случаев элементы административного договора сопряжены
с категориями других отраслей права. Так, договоры по поводу имущества
имеют как административно-правовые, так и, прежде всего, гражданско-
правовые аспекты. Вводимая сейчас контрактная система замещения должностей
в аппарате управления помимо вопросов, относящихся к предмету трудового
права, охватывает и решение компетенционных вопросов: на договорной по
своей сути основе определяются служебные обязанности, права и
ответственность работника. Вместе с тем, многие процедурные связи не
урегулированы юридически, а потому далеко не все они носят административно-
правовой характер, хотя и не утрачивают управленческие качества. Наконец,
любые совместные действия однопорядковых и равноправных субъектов
(отношения типа «субъект» – «субъект») перерастают в вертикальные
административно-правовые
совместного юридически-властного акта (совместный приказ). Горизонтальность
их проявляется, следовательно, временно. Отсюда вспомогательный характер
таких отношений. 1
Административно-правовые отношения классифицируются по многим
критериям.
Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего
воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная
природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как
властеотношения; иногда они именуются как основные;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющего
воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его
осуществлением;
характеризующиеся как
_____________________
Административное Право. Учебник для вузов. Под ред.
Ю.М.Козлова,Л.Л.Попова.
М.:ЮРИСТЪ,2002г