Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа
Цель работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1.Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2.Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
3.Обозначить место, которое занимают административно – правовые отношения в общественной жизни и функционировании государства, как звена в механизме правового регулирования;
Введение
1. Понятие административного правоотношения и его основные признаки
……………………………………………………………………………….5
2. Виды административных правоотношений:………………………….....24
3. Особенности привлечения военнослужащих к административной
ответственности…………………………………………………….….…..37
Заключение …………………………………………………………………....39
Список используемой литературы...…………………………………………41
содержания так же как всех других правовых норм, регулирующих организацию и
деятельность общественных организаций, – общественно-организаторского
характера. Нельзя противопоставлять эти их качества, они естественно
совмещаются и нисколько не противоречат друг другу. Регулирование
“общественно-
правовыми, а так как они возникают в сфере управления, – административно-
правовыми.
Многие нормы права регулируют отношения между гражданами, возникающие в
сфере государственного и общественного управления. Для их
___________________
1.См., например: Административное право. Под ред. А. Е. Лунева. М.,
«Юридическая литература», 1970, стр.22.
2.См.: Г. И. Петров. Советские административно-
отношения.
Изд. ЛГУ, 1954, стр. 41-68.
возникновения, так же как для
отношений между всеми другими
административного права, наличие государственно-властных полномочий у их
участников не обязательно.
Итак, возникновение административно-
участием в них органов государственного управления и общественных
организаций, наделенных государством властными полномочиями. Они возможны
между всеми субъектами административного права в любом их сочетании.
А.К. Юрченко пишет: “Сущность властности административных
правоотношений состоит в том, что решение вопроса о вынесении конкретного
административного акта, а, следовательно, и о возникновении
соответствующего
ему административного
одной стороны. Заинтересованность пенсионера в назначении ему пенсии,
абитуриента в принятии его в вуз, многодетной матери в назначении ей
пособия и т.д. – все это еще не свидетельствует о наделении
заинтересованной стороны правомочиями на принятие участия в вынесении
соответствующих решений. Принятие таких решений составляет компетенцию
только соответствующего органа государственного управления”.1
В критикуемых Л. К. Юрченко
положениях вовсе не
что заинтересованность гражданина в назначении ему пенсии или пособия, в
зачислении в высшее учебное заведение и т.д. свидетельствует о наделении
его правомочиями на участие в принятии решений по этим вопросам. В них
доказывается иное, а именно – что наряду с вертикальными административно-
правовыми отношениями между гражданами и органами государственного
управления могут быть отношения горизонтальные, в которых одна сторона не
подчиняется другой, что праву гражданина, например, на назначение
_______________________
[3] А. К. Юрченко. Разграничение административных и гражданских
правоотношений. Сб.: Проблемы гражданского и административного права. Изд.
ЛГУ, 1962, стр. 73,74.
пенсии или пособия, на обжалование незаконного акта и т. д. соответствует
обязанность органа управления удовлетворить законное притязание гражданина.
Гражданин односторонне порождает и имеет право в любой стадии прекратить
такое отношение, чего не имеет права сделать ни один орган управления.
Из определения правовых отношений как общественных отношений,
регулируемых нормами права вытекает, что правовые и фактические отношения
неотделимы друг от друга.
Фактические отношения
правового регулирования.
Нормами права регулируются многие, но далеко не все общественные
отношения.
Предметом правового
которые имеют волевой характер, ибо право способно воздействовать только на
сознание и волю людей.
Но не все волевые отношения регулируются правом, ибо одни из них не
нуждаются в нем, так как регулируются иными социальными нормами, другие
вообще невозможно урегулировать правом. “Правовым регулированием, – пишет
С. С. Алексеев, – охватываются лишь такие общественные отношения, которые в
данных социально-экономических условиях объективно требуют правового
регулирования”. Все это, в частности, относится и к управленческим
отношениям. Следовательно, отграничивая административные отношения от всех
иных правовых отношений, следует иметь в виду, что речь идет об
отграничении не всех управленческих отношений, а лишь тех, которые
регулируются правом.
За пределами этой
отношения, которые не могут быть урегулированы нормами права, а также те,
которые по тем или иным причинам не регулируются ими, хотя это и возможно
и необходимо.
Разграничение
единый общий критерий. Им может быть только характер регулируемых правом
общественных отношений, т. е. предмет правового регулирования. Он же служит
основанием разграничения отраслей права. Широкоизвестное мнение многих
ученых о том, что вторым, вспомогательным методом систематизации права
может служить метод правового регулирования,1 автор данной работы не
разделяет. Мнение Л. С. Явича о том, что «игнорирование метода
регулирования есть... известное игнорирование самой специфики правового
регулирования», на наш взгляд, неправильно.
Признание специфики правового регулирования вообще и соответствия
методов правового регулирования каждой из групп регулируемых правом
общественных отношений – далеко не одно и то же.
Наиболее тесно административное право, связано с государственным
(конституционным) правом. Это объясняется взаимной близостью, переплетением
многих административно-правовых и государственно - (конституционно-)
правовых отношений.
К государственно-правовым следует отнести общественные отношения,
возникающие в сфере организации и деятельности высших органов
государственной власти федерального и регионального уровней, а также
органов местного самоуправления.
В этом заключается специфика, отличающая их от всех других правовых, в
частности административных, отношений.
Своеобразно соотношение
Общественные отношения, возникающие в области финансовой деятельности,
составляют специфическую часть
_____________________
[4] См.: например: О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. Вопросы теории права. М.,
Юриздат,
1961, стр. 354.
государственно-правовых
Соответственно этому нормы права, регулирующие эти общественные отношения,
выделяются в относительно самостоятельную отрасль права и в своей
совокупности составляют финансовое право.
П. Стайнов и А. Ангелов указывают, что «определяющим моментом
финансовых правоотношений является организующая роль органов
государственного управления, которая выражается, в частности, в форме
исполнительно-
анализе, если строго придерживаться критерия предмета правового
регулирования, становится ясным, что финансовые правоотношения известным
образом обособлены и имеют свою специфику. Финансовые правоотношения
возникают в процессе осуществления государством специфической деятельности
в области финансовой системы с ее особыми задачами и целями. Это, таким
образом, особый круг общественных отношений, а именно отношений, которые
возникают
в связи с деятельностью
и расходованию денежных средств – финансов».
В. В. Бесчеревных определяет финансово-правовые отношения как
“общественные отношения в области собирания и распределения государством
денежных средств, в которых стороны выступают как носители прав и
обязанностей,
установленных нормами
различия административных и финансовых правоотношений выявлены им
недостаточно четко именно потому, что не учтена относительность
самостоятельности предмета этой отрасли права.