Виды административно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в разного рода юридической литературе.
Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:
1.Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;
2.Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
3.Обозначить место, которое занимают административно – правовые отношения в общественной жизни и функционировании государства, как звена в механизме правового регулирования;

Оглавление

Введение
1. Понятие административного правоотношения и его основные признаки
……………………………………………………………………………….5
2. Виды административных правоотношений:………………………….....24
3. Особенности привлечения военнослужащих к административной
ответственности…………………………………………………….….…..37
Заключение …………………………………………………………………....39
Список используемой литературы...…………………………………………41

Файлы: 1 файл

Виды административно-правовых отношений.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

         ___________________

     1. Финансовое право. Под ред.  В. В. Бесчеревных и С. Д.  Цыпкин. М.,

     «Юридическая  литература», 1967, стр. 44. См. также: Финансовое право. Под

     ред. Е. А. Ровинского. М., «Юридическая литература», 1971, стр. 46-49. 
 

         С большими трудностями связано отграничение административных  отношений

     от  гражданских. Усилия ученых -  юристов  в  этом  вопросе  до  сих  пор  не

     привели к единому мнению.

         В  процессе  многих  действий   складываются   административно-правовые

     имущественные отношения между администрацией  предприятия  и  администрацией

     соответствующих медицинских, бытовых, учебных  учреждений.  К  имущественным

     административно-правовым   отношениям,   стороны    которых    не    связаны

     подчинением,   относятся   также   отношения   между   работниками    отдела

     технического  контроля и работниками цехов  и отделов заводов,  возникающие  в

     процессе  контроля за качеством и комплектностью  изготовляемой  предприятием

     продукции.

         В   системе   административно-правовых    отношений   имеется    много

     неимущественных отношений, стороны которых не связаны  подчинением.

         Таким образом, ни имущественный  характер, ни подчинения  одной   стороны

     правоотношения  другой не могут  быть  использованы  для  разграничения  этих

     отраслей  права.

         Полемизируя с С.С. Алексеевым, допускающим и отстаивающим  возможность

     совмещения  имущественного   и   организационного   характера   общественных

     отношений, С. Н. Братусь  пишет:  “Верно,  что  нельзя  отрывать  содержание

     регулируемых  правом общественных отношений от объекта  этого  регулирования.

     Но  дело  в  том,  что  те  отношения,  которые   складываются   на   основе

     имущественной обособленности их участников как  субъектов   непосредственной

     хозяйственной  деятельности, являются по  самой  своей  природе,  по  своему

     содержанию  имущественными отношениями”.1 

         ____________________

     1. С. Н. Братусь. О разграничении  гражданского и административного  права. В

     сб.: Проблемы гражданского и административного  права. Изд. ЛГУ, 1962, стр.

     47. 

     Защищая положение о равноправии сторон гражданско-правового отношения как

     его специфическом признаке и признавая  наличие этого признака в отношениях

     между организацией, передающей здание, сооружение, предприятие

     безвозмездно, по распоряжению вышестоящего государственного органа, и

     организацией, принимающей это имущество, С. Н. Братусь отказывает в

     признании этого отношения административно-правовым, так как при этой

     передаче  соблюдаются условия, обеспечивающие принцип хозрасчета, и

     возможные имущественные споры между передающей и принимающей организациями

     при разноведомственной их подчиненности  разрешаются арбитражем.1. Но этого

     далеко  не достаточно ни для отрицания  административно-правового характера

     этих  отношений, ни для признания их гражданско-правовыми.

           Условия, обеспечивающие  принцип  хозрасчета,  соблюдаются  не  только

     гражданским,  но  и  административным  правом.  Государственным   арбитражем

     защищаются  не только гражданско-правовые отношения.

         Обязанности передающей и   принимающей  организации   корреспондируют  не

     только  праву вышестоящего органа, как  полагает  С.  Н.  Братусь,  но  и  их

     собственным взаимным правам.  Обязанность  и  право  передающей  организации

     передать  имущество  корреспондируют   праву   и   обязанности   принимающей

     организации принять передаваемое.

         Однако если бы и удалось   доказать  гражданско-правовой  характер  этих

     имущественных   отношений,    проблема    разграничения    гражданского    и

     административного права была бы не менее далека от  ее  разрешения.  Дело  в

     том,  что  равноправие   характерно   также   для   многих   неимущественных

     административно-правовых отношений.

         ______________________

     1..См.: О. А. Красавчиков. Гражданские  организационно-правовые отношения.

     «Советское  государство и право», 1966, № 10. 
 

         Административные отношения отличаются  и от трудовых отношений. Трудовое

     право определяется как  отрасль  права,  “регулирующая  общественно-трудовые

     отношения рабочих или служащих и некоторые  другие  отношения,  связанные  с

     трудовыми отношениями рабочих и служащих”. 1

         Многие общественные отношения,  регулируемые административным  и трудовым

     правом, органически  связаны  между  собой.  Это  отношения,  возникающие  в

     процессе  труда  служащих   аппарата  государственного  управления,  а  также

     непосредственно связанные с  ними  отношения  по  материальному  обеспечению

     служащих  в старости, в случае болезни, инвалидности и т.  д.,  отношения  по

     надзору за охраной труда служащих и т.п.

         Административные  отношения   отличаются  от  уголовных   правоотношений.

     Уголовными  признаются  «те  общественные   отношения,   которые   возникают

     вследствие  совершения  наиболее  общественно   опасных   посягательств   на

     охраняемые  государством отношения. Эти общественные отношения приобретают  в

     результате  их юридического регулирования вид уголовных правоотношений».

         Уголовные правоотношения имеют  много общего с отношениями,  возникающими

     вследствие  совершения   дисциплинарных   и   административных   проступков,

     наложение взысканий, за которые регулируются административным правом.

         Общность этих двух видов общественных  отношений выражается в том,  что,

     во-первых, они порождаются правонарушениями (преступлениями и  проступками);

     во-вторых, их целью является, зашита общества от  правонарушений.  Вместе  с

     тем между этими видами общественных  отношений имеются различия,  вытекающие

     из  особенностей

         _________________

         1.  Трудовое право. Под  ред.  Н.  Г.  Александрова.  М.,  «Юридическая

     литература», 1966, стр. 18.

     преступлений  и проступков. Исходя из этих различий делятся  и  нормы  права,

     регулирующие  указанные отношения.

         Вопрос о различиях между   преступлениями  и  проступками,  относится  к

     спорным в юридической науке.

         Границы между этой частью  административного права  и   уголовным  правом

     подвижны, так как с изменением общественных условий  отдельные,  относящиеся

     к проступкам действия и бездействия  могут быть отнесены к  преступлениям,  и

     наоборот, действия или бездействия, относящиеся  к преступлениям, могут  быть

     отнесены  к  проступкам. Административное  право управленческим  характером

     регулируемых  им  общественных  отношений  отличается  также  от   уголовно-

     процессуального и от гражданско-процессуального  права.

         Итак, административно-правовые отношения  составляют специфическую часть

     общественных  отношений,  а  регулирующие  их  нормы  в  своей  совокупности

     образуют  отрасль административного права.

             Все правоотношения состоят   из  определенных  элементов:  субъектов,

     объекта и содержания правоотношения.

         В содержании административного правоотношения различаются две  стороны:

     материальная (поведение субъектов) и юридическая  (субъективные  юридические

     права и обязанности).

         В юридической литературе существуют  разные мнения по вопросу о  том, что

     является  объектом  правоотношения.   Одна   группа   авторов   в   качестве

     единственного  объекта  любого  правового   отношения   признает   действия,

     поведение людей, а другие выделяют объект  имущественных  отношений,  иногда

     именуемый   предметом   (материальные   предметы   и   вещи),    и    объект

     неимущественных отношений (действия, поведение людей).  1

                     _______________________________

      1.Козлов Ю.М.  Административные  правоотношения.  М.,  1976;  Халфина   Р.О.

     Общее учение о правоотношении. М., 1974.

               Представляется,  что при анализе   следует   учитывать   наличие

     непосредственного и более отдаленного  объекта  отношения.  Непосредственным

     объектом  административных   правоотношений   является   волевое   поведение

     человека, его деяния. А через  управляемые  деяния  оказывается  влияние  на

     процессы,  на  материальные   предметы,   информацию,   продукты   духовного

     творчества.

                 Субъектом   правонарушения   является   участник    общественных

     отношений, которого юридическая  норма  наделила  правами  и  обязанностями.

     Нормами административного права точно  определяется, между какими  субъектами

     должны  возникать правоотношения, каковы будут  права  и  обязанности  сторон.

Информация о работе Виды административно-правовых отношений