Административно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:32, реферат

Краткое описание

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие и особенности административно-правовых отношений…….4

2.Юридические факты в административном праве……………………. ..7
3.Виды административно-правовых отношений………………………....9
Заключение……………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………………....20

Файлы: 1 файл

Административное право реф.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

российский  государственный  социальный университет

    Филиал  в г. Чебоксары  

    Специальность «Юриспруденция» 
    кафедра  
    истории, теории государства и права 
     

      РЕФЕРАТ 

      по  дисциплине: Административное право

на тему Административно-правовые отношения 
 
 
 

                                                               Выполнила

                                                                           студентка 3 курса

                                                                                         юридического факультета

                                                                           группы ДЮ-31-08

                                                                       Инжиртова А.Н.

                                                           Проверил

                                                                   к.ю.н., доцент 

                                                                    Тимофеев В.В. 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2010

 Содержание

 Введение…………………………………………………………………………3

        1. Понятие и особенности административно-правовых отношений…….4

  1. Юридические факты в административном праве……………………. ..7
  2. Виды административно-правовых отношений……………………....9

 Заключение……………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………………....20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.

Какие правоотношения регулирует административное право?

Прежде всего следует указать, что административное право – это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и особенности административно-правовых отношений.

  Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами  административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Однако  следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

  - права и обязанности сторон  данных отношений связаны с  деятельностью

  исполнительных  органов государства и других субъектов исполнительной

  власти;

  - всегда одной из сторон в  таких отношениях выступает субъект

  административной  власти (орган, должностное лицо, негосударственная

  организация, наделенные государственно-властными  полномочиями);

  - административные правоотношения  практически всегда возникают  по

  инициативе  одной из сторон;

  - если произошло нарушение административно-правовой  нормы, то

  нарушитель  несет ответственность перед  государством;

  - разрешение споров между сторонами,  как правило, осуществляется в

  административном  порядке.

  - административные правоотношения  являются властеотношениями,

  построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство

  сторон. Признак подчинения является в таких  отношениях доминирующим, поскольку  он предопределен важнейшими приоритетами

  государственно-управленческой деятельности.

  Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее  понятие административного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей,  установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

  Следует обратить внимание на тот факт, что  КоАП предусматривает, что только судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением. В подобных случаях наступает ответственность одной стороны перед другой в рамках административных правоотношений.

  В случаях, когда вопрос о возмещении имущественного ущерба по делам об административных правонарушениях рассматривается иными уполномоченными на это органами (должностными лицами), такое возмещение разрешается в исковом порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Юридические факты  в административном  праве.

  Для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это — юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события.

  Действия  являются результатом активного  волеизъявления субъекта. Они могут  быть правомерными, что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан, их объединений и всех иных возможных участников административно-правовых отношений.

  Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и адресатом (как правило, исполнительным органом, должностным лицом).

  Особенностью  юридических фактов по административному  праву является то, что основным "видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т.е. относящиеся (адресованные) к конкретному лицу и делу. Их прямое юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

  Неправомерные действия не соответствуют требованиям  административно-правовых норм, нарушают их. Это — дисциплинарные проступки или административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой возникновение административно-юрисдикционных правоотношений. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

  События — это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное  бедствие и проч.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Виды административно-правовых отношений.

  Учитывая  многообразие сферы государственного управления, можно сделать бесспорный вывод о том, что и административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда — возможность их видовой классификации по определенным критериям, выработанным наукой административного права.

  1. Основные и неосновные административно-правовые  отношения.

  Несмотря  на известную условность данного  критерия, имеется достаточно оснований  для того, чтобы из общей массы самых разнообразных административно-правовых отношений выделить:

  а) административно-правовые отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект — объект»), в которой  наиболее отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Имеются в виду собственно властеотношения, складывающиеся между обязательными элементами любой социальной системы, трактуемой в управленческом смысле.

  Эта группа административно-правовых отношений вполне закономерно может характеризоваться в качестве основной, так как в данном случае правоотношения в максимальной степени причастны к упорядочивающему воздействию на социальные связи, т.е. к основному функциональному назначению управления. Они отчетливо выражают присущую управлению авторитарность, т.е. приоритет воли субъекта управления. Это прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе административно-управленческими работниками, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности, и т.п.

  б) административно-правовые отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением. Иначе говоря, они выходят за рамки взаимодействия субъекта и объекта.

  Суть  такого рода правоотношений в том, что  они представляют собой связи  между несоподчиненными сторонами управленческого процесса. Отсюда — отсутствие свойственной управлению властности, так как участники правоотношения равноправны («субъект — субъект»). Так, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов. Такого рода управленческие связи необходимы прежде всего для создания нормальных условий реализации исполнительной власти, в частности для подготовки к последующему управляющему воздействию (например, на основе совместно принятого правового акта). Фактически они служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений.

  Очевидно, что административно-правовые отношения  первого вида занимают главное место  в механизме реализации исполнительной власти, о чем свидетельствуют и иные варианты квалификации этих правоотношений.

  2. Внешние и внутриорганизационные  административно-правовые отношения.

Информация о работе Административно-правовые отношения