Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:20, реферат
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений.
Понятие и содержание административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления1.
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества. В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений. Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения:
- возникают в
процессе государственного
- имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления;
- являются отношениями
власти – подчинения и
Эта концепция была внедрена тогда еще в советскую административно-правовую литературу в двадцатых годах В.И. Кобалевским, который исходил из традиционного для буржуазной науки деления права на публичное и частное. Он писал: “В частном праве обе стороны юридического отношения между собой юридически равны... Совершенно иначе обстоит вопрос в праве публичном... С одной стороны, всегда выступают органы публичного управления, с другой – граждане... Возлагая на активного субъекта осуществление функций государственного управления, закон, естественно, отдает явное предпочтение этому субъекту перед отдельными гражданами, действующими в их личных интересах... Наиболее ярким отличием правового положения активного субъекта, по сравнению с положением гражданина, является, несомненно, присущий ему, хотя и далеко не во всех случаях, характер публичного властвования...
Правовыми формами, в которых выражается эта черта юридического положения активного субъекта, служат односторонний характер исходящих от него приказов и распоряжений, административное принуждение и особая правовая защита исходящих от него требований”.
Эта характеристика
с некоторыми изменениями была воспринята
и позднее развита в работах
многих административистов и цивилистов.
В пятидесятых годах в
- возникают в
сфере государственного
- могут иметь
место между всеми субъектами
административного права в
- делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения, в которых одна сторона подчинена другой (отношения власти и подчинения), и отношения, в которых стороны не подчинены друг другу (отношения равноправия).
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.2.
К особенностям административно-правовых отношений относятся:
- одной из
сторон отношений является
- для этих
отношений характерно
- многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства;
- административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений;
- споры, возникающие
между участниками
Административно-правовые
отношения отличаются, прежде всего,
от правоотношений гражданского, трудового,
финансового и других отраслей права.
Например, если административно-правовые
отношения характеризуются
В Гражданском кодексе республики Беларусь сказано, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регулируются не административным, а гражданским правом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом3.
В административно-правовых отношениях могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений. Как указывалось выше, административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.
Административно-правовое
отношение, как и все другие правоотношения,
имеет структуру, а именно системную
совокупность взаимосвязанных обязательных
элементов: участники (стороны) правоотношения
– субъект и объект управления; их субъективные
права и юридические обязанности; поощрения
и ответственность участников: юридический
факт (факты).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2 Гражданский кодекс Республики Беларусь: с коммент. к разделам / коммент. В.Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000. - 704с.
3 Кодекс Республики
Беларусь об административных правонарушениях:
- Мн.: Амалфея, 2000. - 304с.
Приложение №1
Приложение
№1
Особенности
административно-правовых отношений
Приложение №2
Элементы
административно-правовых отношений
Приложение №3
Виды
административно-правовых отношений
Информация о работе Понятие и содержание административно-правовых отношений