Понятие и содержание административно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений.

Файлы: 1 файл

реферат по ап.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

 Понятие и содержание административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами  административного права, которые  складываются в сфере управления1.

Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества. В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений. Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения:

- возникают в  процессе государственного управления;

- имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления;

- являются отношениями  власти – подчинения и характеризуются  юридическим неравенством их  сторон.

Эта концепция  была внедрена тогда еще в советскую  административно-правовую литературу в двадцатых годах В.И. Кобалевским, который исходил из традиционного для буржуазной науки деления права на публичное и частное. Он писал: “В частном праве обе стороны юридического отношения между собой юридически равны... Совершенно иначе обстоит вопрос в праве публичном... С одной стороны, всегда выступают органы публичного управления, с другой – граждане... Возлагая на активного субъекта осуществление функций государственного управления, закон, естественно, отдает явное предпочтение этому субъекту перед отдельными гражданами, действующими в их личных интересах... Наиболее ярким отличием правового положения активного субъекта, по сравнению с положением гражданина, является, несомненно, присущий ему, хотя и далеко не во всех случаях, характер публичного властвования...

Правовыми формами, в которых выражается эта черта  юридического положения активного  субъекта, служат односторонний характер исходящих от него приказов и распоряжений, административное принуждение и  особая правовая защита исходящих от него требований”.

Эта характеристика с некоторыми изменениями была воспринята и позднее развита в работах  многих административистов и цивилистов. В пятидесятых годах в результате критического анализа этой концепции  возникла вторая концепция советских  административно-правовых отношений. В отличие от первой ее основные положения заключаются в том, что административно-правовые отношения:

- возникают в  сфере государственного управления;

- могут иметь  место между всеми субъектами  административного права в любом  их сочетании;

- делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения, в которых одна сторона подчинена другой (отношения власти и подчинения), и отношения, в которых стороны не подчинены друг другу (отношения равноправия).

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.2.

К особенностям административно-правовых отношений  относятся:

- одной из  сторон отношений является соответствующий  орган исполнительной власти  или его должностное лицо, наделенное  управленческими полномочиями государственно-властного характера;

- для этих  отношений характерно неравенство  сторон, т.е. одна сторона принимает  решения и может применить  принуждение в отношении другой;

- многие органы  исполнительной власти и их  должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства;

- административные  правоотношения возникают по  инициативе любой из сторон. Однако  согласие или желание второй  стороны не является во всех  случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений;

- споры, возникающие  между участниками административно-правовых  отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством. Особенности административно-правовых отношений могут быть также представлены в виде схемы (см. Приложение №1).

Административно-правовые отношения отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.

В Гражданском  кодексе республики Беларусь сказано, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регулируются не административным, а гражданским правом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом3.

В административно-правовых отношениях могут участвовать различные  стороны, в них всегда имеется  обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений. Как указывалось выше, административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную  совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты). 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2 Гражданский кодекс Республики Беларусь: с коммент. к разделам / коммент. В.Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000. - 704с.

3 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: - Мн.: Амалфея, 2000. - 304с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение №1

     Приложение  №1 

     Особенности административно-правовых отношений 

 

     Приложение №2 

     Элементы  административно-правовых отношений 

 

 

      Приложение №3 

     Виды  административно-правовых отношений 

     

Информация о работе Понятие и содержание административно-правовых отношений