Административное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:03, контрольная работа

Краткое описание

Управленческие процедуры распространяются не только на отношения, что регулируются различными отраслями права, но реализуются через государственную исполнительную деятельность. Эта особенность административно-процессуальной деятельности объясняет численность административных производств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли права, которые не имеют своих процессуальных форм.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 39.25 Кб (Скачать)

     Как уже отмечалось, наличие протокола  об административном правонарушении свидетельствует о возбуждении дела, причем протокол должен быть составлен уполномоченным лицом с соблюдением определенной установленной законом формы. В противном случае дело об административном правонарушении не может быть признано возбужденным. В протоколе должны значиться дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица составившего протокол, сведения о личности нарушителя, место, время и суть административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, фамилии, адреса свидетелей, потерпевших, если они есть пояснения нарушителя и другие сведения необходимые для разрешения дела.

     Протокол  подписывается лицом, которое его  составило и лицом совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших, протокол может быть подписан также и этими лицами.

     В случае отказа лица, совершившего правонарушение от подписания протокола в нем делается запись об этом.

     Лицо, совершившее правонарушение имеет  право давать пояснения и замечания  к тексту протокола, который прилагается  к нему, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

     В некоторых случаях, предусмотренных  законом (ст.258 КоАП Украины), протокол об административном правонарушении не составляется, но если правонарушитель оспаривает взыскание, которое на него наложено, протокол об административном правонарушении составляется.

     Первая  стадия производства по делам об административных правонарушениях заканчивается  с момента направления протокола  органу (должностному лицу) уполномоченному  рассматривать дела об административных правонарушениях. К протоколу должны прилагаться и все другие материалы  о правонарушении (пояснения свидетелей, протокол изъятия вещей и др.).

     Второй  является стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и  вынесения по делу постановления. Эта  стадия состоит в том, что компетентный орган (должностное лицо) осуществляет окончательное расследование по делу и дает правовую оценку действиям лица указанного в протоколе как правонарушителя.

     Получив материалы дела, компетентный орган (должностное лицо) готовит их к  рассмотрению. При этом он решает: относится  ли к его компетенции рассмотрение данного дела, правильно ли составлен  протокол и другие материалы дела об административном правонарушении, уведомлены ли лица, которые берут  участие в рассмотрении дела о  времени и месте рассмотрения, собраны ли дополнительные материалы, подлежат ли удовлетворению ходатайство  лица, которое привлекается к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвокатов если такие заявлены.

     Дело  об административном правонарушении рассматривается  открыто, как правило, в месте  его совершения. Орган (должностное  лицо) при этом устанавливает: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности  или есть обстоятельства, которые  смягчают либо отягчают ответственность, причинен ли материальный ущерб, имеются  ли другие основания имеющие значения для правильного решения по делу.

     По  общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются  в пятнадцатидневный срок со дня  получения органом (должностным  лицом), правомочным рассматривать  дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Есть также и сокращенные  сроки рассмотрения дела - одни сутки, трех, пяти и семидневный сроки. В  течение суток рассматриваются  дела об изготовлении, переработке  или сбыту радиационно-загрязненных продуктов питания либо другой продукции, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических  средств либо психотропных веществ  без цели сбыта в небольших  размерах, незаконные операции с иностранной  валютой и платежными документами  ( если стоимость предмета незаконной операции не превышает одного официально установленного размера заработной платы), мелкое хулиганство и некоторые другие. В трехдневный срок рассматриваются дела об изготовлении и использовании без соответствующего разрешения радиопередающих установок, о мелкой спекуляции, незаконной продажи товаров или других предметов и др. В пятидневный срок рассматриваются дела в отношении лиц совершивших мелкое хищение, занимающихся изготовлением и хранением самогонки и аппаратов для этого, нарушают требования режима радиационной безопасности в местности, ставшей радиационно зараженной. В семидневный срок рассматриваются дела об административных правонарушениях связанных с использованием газа, эксплуатации газового использующих установок без учета использованного газа, о неподготовленности к работе резервного топливного хозяйства.

     Рассмотрев  дело об административном правонарушении орган (должностное лицо) выносит  постановление в деле. Постановление  местных органов госадминистрации в делах об административных правонарушениях принимается в форме решения.

     Это постановление также имеет определенную форму и включает: наименование органа (должностного лица) который вынес  постановление; дата рассмотрения дела; сведения о лице в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; обозначение нормативного акта, который предусматривает ответственность за данное административное правонарушение; принятие по делу решения.

     Если  при решении вопроса о наложении  взыскания за административное правонарушение административными комиссиями, райгосадминистрации, районными, городскими судами (судьями) одновременно решается вопрос о возмещении виновным материального ущерба, тогда в постановлении по делу указывается размер ущерба, что подлежит взысканию, порядок и срок его возмещения.

     Постановление по делу должно включать решение вопроса  об изъятых вещах и документах (если такое изъятие осуществлялось), а также указание о порядке  и сроках его обжалования.

     Постановление коллегиального органа принимается  простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании и подписывается  председательствующим на заседании  и секретарем этого органа.

     При рассмотрении дела об административном правонарушении должностные лица кроме  КоАП и других нормативных актах общего характера, руководствуются также положениями об органах, представителями которых они являются ( например, положениями об административных комиссиях и др.) Свое решение они оформляют или путем вынесения постановления или делают запись о мерах взыскания на протоколе об административном правонарушении. Такое право представлено, например, начальнику райотдела милиции или его заместителю. После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит одно из таких постановлений: 1) о наложении административного взыскания; 2) о прекращении дела; 3) о применении мер воздействия, предусмотренных ст.24-1 КоАП Украины. 
Постановление о прекращении дела выносится при оглашении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение органов предварительного следствия или дознания, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 247 КоАП Украины. К этим обстоятельствам относится: отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижения лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста; несудимость лица, которое совершило противоправное действие либо бездействие, совершение действия лицом в состоянии крайней необходимости либо необходимой обороны; издание акта об амнистии если он устраняет административную ответственность; отмена акта, который устанавливает административную ответственность; окончание на момент рассмотрения дела сроков предусмотренных ст.38 КоАП Украины (двух месяцев со дня правонарушения, а при длительном правонарушении - двух месяцев со дня его выявления); наличие по тому самому факту в отношении лица, которое привлекается к административной ответственности, постановление компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания или не отмененное постановление о прекращении дела об административном правонарушении, а также возбуждение по данному факту уголовного дела; смерть лица в отношении которого было начато производство дела.

     Если  было вынесено постановление о наложении  административного взыскания, то оно  объявляется немедленно после окончания  рассмотрения дела. Копия постановления  в течение трех дней вручается  под расписку или высылается лицу в отношении которого оно вынесено. Копия постановления в тот же срок вручается или высылается потерпевшему по его просьбе. В том случае если оно высылается почтой, об этом делается отметка в деле.

     Объявлением постановления по делу об административном правонарушении заканчивается стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.

     Постановление о наложении административного  взыскания в ряде случаев предусмотренных  ст.286 КоАП Украины, обязательно доводится до сведения общественности.

     Следующей (третьей) стадией, которая возникает не в каждом производстве в делах об административных правонарушениях является стадия обжалования (или опротестования) постановления по делу об административном правонарушении. Наличие этой стадии выступает одной из важнейшей гарантии соблюдения законности в производстве по делам об административных правонарушениях. Постановления по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим.

     Существует  определенный порядок обжалования  постановлений об административных правонарушениях.

     По  общему правилу жалоба подается в  орган (должностному лицу), который  вынес постановление по делу об административном правонарушении, а тот в течение  трех суток отправляет ее в месте с делом в орган (должностному лицу), уполномоченному ее рассмотреть.

     Подача  в установленный срок жалобы и  вынесение прокурором протеста останавливают  исполнение постановления о наложении  административного взыскания до рассмотрения жалобы или протеста. Исключение составляют случаи, когда  выносятся постановления о применении мер взыскания в виде предупреждения либо административного ареста, а  также в случаях наложения  штрафа, взымаемого на месте совершения административного правонарушения.

     Орган (должностное лицо), который получил  жалобу или протест на постановление  по делу об административном правонарушении, проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления, то есть устанавливает действительно ли в действиях лица привлекающего к административной ответственности есть состав правонарушения, правильно ли оформлены документы в деле, не превысил ли орган (должностное лицо) рассмотревший дело, свои полномочия и другое. После этого орган (должностное лицо), рассмотревший жалобу (или протест), может принять одно из таких решений: оставить постановление без изменений, а жалобу или протест без удовлетворению; отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить дело; изменить меру взыскания в границах предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение с тем, чтобы взыскание не было увеличенным. Если выяснится, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным рассматривать это дело, то такое постановление отменяется и дело направляется компетентному органу (должностному лицу). Прокурор, выявивший, что решение по делу или протест на постановление по делу об административном правонарушении незаконны, может опротестовать их.

     Отмена  постановления с одновременным  прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возвращение  лицу привлекавшемуся к административной ответственности взысканных денежных сумм, изъятых или конфискованных предметов, а также отмены других ограничений связанных с этим постановлением. Если не возможно возвратить предмет, то возвращается его стоимость. 
Выполнение постановлений о наложении административных взысканий завершающая стадия производства по делам об административных правонарушениях. Ее суть состоит в практической реализации административного взыскания, которое назначено правонарушителю постановлением.

     В процессе исполнения постановления  лица, виновные в совершении административного  проступка несут соответствующие  лишения и ограничения личного, морального или материального характера. От того как последовательно реализовано  постановление об административном взыскании, насколько дело доведено до конца в большинстве зависит  уровень эффективности борьбы с  административными правонарушениями, их предупреждение, результативность воспитания граждан в духе точного  и неукоснительного соблюдения законов.

     Порядок выполнения постановлений об административных взысканиях урегулирован в КоАП Украины, таможенном кодексе Украины и других законодательных актах Украины.

     Необходимым условием выполнения постановления  о наложении административного  взыскания является вступления ее в  законную силу. Это означает, что  постановление приняло юридическое  значение и обязательно к выполнению.

     Согласно  со ст.289 КоАП Украины постановление о наложении административного взыскания обязательно для выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

     Постановление охватывает не только деятельность уполномоченных государственных органов (должностных  лиц), а и поведение самого нарушителя. Например, лицо, привлеченное к административной ответственности обязано выполнять те или другие обязанности наложенные на него постановлением. Уклонение от добровольного выполнения этого постановления призывает к необходимости применения к правонарушителю принудительных мер воздействия.

     Орган, уполномоченный принимать постановления  к выполнению, обязан своевременно и точно осуществлять целый ряд  действий, установленный КоАП Украины и другими нормативными актами, оформить необходимые документы, направить их по принадлежности.

Информация о работе Административное производство