Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Работники.        Здравствуй, король!

Король.        Здравствуйте!

Работники.        Нужны вам работники?

Король.        А что вы умеете делать?

Работники.        А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми  предметами, демонстриру ют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правиль но, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (ко роль — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми пред метами,"воспитывать доброжелательность и контактность в от ношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, кото рый приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных  движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они  решили дарить.

РИТМОПЛАСТИКА

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МУРАВЬИ

Цель. Уметь ориентироваться  в пространстве, равномерно размещаться  по площадке, не сталкиваясь друг с  другом. Дви гаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться  по залу, не сталкиваясь с другими  детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

КАКТУС И ИВА

Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координи ровать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети на чинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Му равьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слег ка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной сто роной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как ко лючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотичес кое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разве денные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как вет ви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение во зобновляется, команды чередуются.

ПАЛЬМА

Цель. Напрягать и расслаблять  попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на

руку.

«Завяли листочки»: уронить  кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

МОКРЫЕ КОТЯТА

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружиня щим шагом.

Ход игры. Дети двигаются  по залу врассыпную мягким, слег ка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде  «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, на прягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четы рех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

ШТАНГА

Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц пле чевого пояса и рук.

Ход игры. Ребенок поднимает  «тяжелую штангу». Потом бросает  ее, отдыхает.

САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ

Цель. Учить детей владеть  мышцами шеи и рук; ориентиро ваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети двигаются  врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вы тянув руки в стороны (мышцы  рук, шеи и корпуса напряже ны); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая ру ками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из сторо ны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соот ветствующие произведения из репертуара по музыкальному вос питанию.

БУРАТИНО И ПЬЕРО

Цель. Развивать умение правильно  напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры. Дети двигаются  как в упражнении «Муравьи», по команде  «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в  локтях, раскрыты в сторону, кисти  пря мые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замира ют, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслабле на, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Бура тино и расслабленного, мягкого Пьеро.

НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА

Цель. Умение напрягать и  расслаблять мышцы, взаимо действовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, ар тикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на кор точках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй — «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; на клоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выды хает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе — выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», мед ленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают проб ку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выды хания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить наду вать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»

СНЕГОВИК

Цель. Умение напрягать и  расслаблять мышцы шеи, рук, ног  и корпуса.

Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на шири не плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти ок руглены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весен ними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепен но расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, па дают на пол, полностью расслабляясь.

БАБА-ЯГА

Цель. Умение напрягать и  расслаблять в движении то пра вую, то левую ногу.

Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и  выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку  сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла  на улицу — раздавила курицу, Пошла на базар — раздавила  самовар! Вышла на лужайку — испугала гайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА                              

Цель. Умение напрягать и  расслаблять поочередно мышцы всего  тела, координировать движения.

Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превра щается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замора живать» всех детей: называет при этом определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, го лова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превраща ются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслаб ляются и ложатся на пол.

КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры.

Хоть и жарко, хоть и  зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук — лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто  делом занят он.

На заре и на закате все  не слезть ему с кровати.

(В. Викторов)

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер  л стараются как можно больше расслабиться.

ГИПНОТИЗЕР

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в  сеанс усыпления»; делая характерные  плавные движения ру нами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы пол ностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью рас слабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

НЕ ОШИБИСЬ

Цель. Развивать чувство  ритма, произвольное внимание, координацию.

Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед  за ним. Постепенно ритмические рисунки  ус ложняются, а темп убыстряется.

РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД

Цель. Развивать чувство  ритма, координацию движений, согласованность  действий с партнерами.

Ход игры. Дети делятся сначала  на две, а по мере приобрете ния определенных навыков на три и даже четыре группы. Пер вая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к пер вой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.

ПОЙМАЙ ХЛОПОК

Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстро ту реакции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы  среагировать на хлопок педагога и  хлопнуть прак тически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.

ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ

Цель. Развитие координации  движений, быстроты реакции, воображения.

Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети —  в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы — Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спаса ет хвост (дети подпрыгивают).

СЧИТАЛОЧКА

Цель. Развивать координацию  движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.

Ход игры. Дети произносят текст  и одновременно выполняют движения.

Раз, два — острова           Два хлопка, полукруг одной рукой,

затем другой в сторону, как  бы изо бражая два острова.

Три, четыре —                   Два хлопка, обеими руками

мы приплыли                     изобразить волнообразные движения

в направлении от себя.

Пять, шесть —                 Два хлопка, поочередное движение

сходим здесь                      правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч),

левой — ладошкой вверх (подбрасываем мяч).

Семь, восемь —                   Два хлопка, правая рука вытягивается вверх,

сколько сосен!                затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука

Девять, десять —              Два хлопка, средним и указательным

мы в пути                          пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги». 

До-счи-тал                         Выполнить 4 движения, по одному на

до де-ся-ти!                   каждый слог:

1) ладонь правой руки  на голову;

2) тыльная сторона левой  руки под подбородок;

3) ладонь пра вой руки  касается правой щеки;

4) ладонь левой руки  касается левой щеки.

Выполнить 3 движения:

1) правая рука вытягивается  вперед;

2) левая рука вытягивается  вперед;

3) звон кий хлопок в  ладоши.

КАК ЖИВЕШЬ?

Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами. 

Ход игры. 

Педагог                          Дети

— Как живешь?        — Вот так!                С настроением показать

большой палец.

— А плывешь?          — Вот так!                Любым стилем.

— Как бежишь?        — Вот так!                Согнув руки в локтях, притоп-

нуть поочередно ногами.

— Вдаль глядишь?    — Вот так!                Руки «козырьком» или «бинок-

лем» к глазам.

— Ждешь обед?        — Вот так!                Поза ожидания, подпереть щеку

рукой.

— Машешь вслед?     — Вот так!                Жест понятен.

— Утром спишь?        — Вот так!                Ручки под щечку.

— А шалишь?           — Вот так!                Надуть щечки и хлопнуть

по ним кулачками.

(По Н.Пикулевой)

БАБУШКА МАЛАНЬЯ

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, уме ние создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и  выполняют движе ния.

У Маланьи, у старушки,           (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей!                          (Останавливаются и с по-

С такими глазами,                    мощью мимики и жестов изо-

С такими ушами,                      бражают то, о чем говорит-

С такими носами,                     ся в тексте.)

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,                          (Присаживаются на корточ-

Целый день сидели.                  ки и одной рукой подпирают

На него (нее) глядели,              подбородок.)

Делали вот так...                       (Повторяют за ведущим лю-

бой жест.)

ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ

Цель. Развивать подвижность  мышц плечевого пояса.

Ход игры. Дети стоят в  основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.

Шея есть — стоять прямо, показывая длинную шею.

Шеи нет — поднять плечи  вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз.

ЗАКРЫТЬ КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ

Цель. Та же.

Ход игры. Закрыть книжку — плечи вперед. Раскрыть книжку — плечи отвести назад. Повторить  несколько раз.

ЗАВОДНАЯ КУКЛА

Цель. Развивать подвижность  шеи, расслаблять мышцы шеи, рук  и корпуса.

Ход игры. Дети стоят в  позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с раз мером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского.

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника