Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения.  Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

ТЕЛЕПАТЫ

Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ре бенок — «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальней шем можно предложить детям, меняясь местами, поздоровать ся или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая раз вивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шеве литься и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п. 

                                

СЛЕД В СЛЕД

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ори ентировку в пространстве.

Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодо левают.

Например: хитрая лиса ведет  своих лисят по тропинке, на которой  охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы  перебираются по камушкам через ручей  и т.п.

Обязательно делить детей  на команды, причем каждая команда придумывает  свой вариант.

ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ — НЕ РАСТЕТ

Цель. Развивать внимание, координацию.

Ход игры. Педагог или  водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как  крыльями; если не ле тает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают руки вверх, не растет — охватывают себя двумя руками.

ВОРОБЬИ — ВОРОНЫ

Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги  спинами друг к дру гу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во - о-ро - о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет веду щий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассып ную, а вторая команда остается на месте.

ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту ре акции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним  — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные  движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая  ре бенка, точно повторяют все за ним.

ТЕНЬ

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры. Один ребенок —  водящий ходит по залу, делая про извольные движения: останавливается, поднимает руку, накло няется, поворачивается. Группа детей (3—5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он дела ет. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цве ток; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д. 

ПОВАРЯТА

Цель. Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7—8 чело век. Одной  группе «поварят» предлагается сварить  первое блю до (что предложат дети), а второй, например, приготовить са лат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, мор ковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. — для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом — для салата. Все становятся в общий круг — это кастрюля — и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп 

И вкусную кашу из нескольких круп, 

Нарезать салат иль  простой винегрет, 

Компот приготовить. 

Вот славный обед.

Дети останавливаются, а  ведущий называет по очереди, что  он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впры гивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в кру ге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно пред ложить приготовить кашу из разных круп или компот из раз ных фруктов. 

                                

ВЫШИВАНИЕ

Цель. Тренировать ориентировку в пространстве, согласован ность действий, воображение.                    

Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий — «иголка», остальные дети становятся, держась  за руки, за ним — «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направ лениях, вышивая различные узоры. Темп движения может ме няться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ

(ухо, нос, хвост)

Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быст роту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует  их ловкость и внимание. Веду щий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называ ют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориенти роваться и верно назвать то, что показал ведущий.

ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН

Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласован ность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с со ответствующими цифрами выходят вперед и строятся по поряд ку цифр в названном номере.

ЯПОНСКАЯ МАШИНКА

Цель. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию  движений, чувство ритма, согласованность.

Ход игры. Дети сидят в  кругу и выполняют одновременно ряд движений:

1) хлопают перед собой  в ладоши;

2) хлопают обеими руками  по коленям одновременно (пра  вой — по правому, левой — по левому);

3) не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо —-вверх, одновременно щелкая пальцами;

4) то же самое делают  левой рукой.

Когда дети научатся действовать  ритмично и синхронно в\^/ разных темпах, каждому ребенку предлагается запомнить свой порядковый номер начиная с 0. Машинка вновь включается, и дети по порядку номеров на каждый щелчок называют свой номер. На следующем этапе на щелчок правой руки участник игры называет свой номер, а на щелчок левой — любой номер, который задействован в игре, передавая таким образом ход дру гому ребенку, и т.д. С таким вариантом игры дети справляются во втором полугодии подготовительной группы.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

Цель. Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность движений, закрепить  знание алфавита.

Ход игры. Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым  детям достаются две буквы. Ведущий  зада ет любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вто рым — ребенок с буквой «о» и последним — ребенок с буквой «т». Конец слова обозначает вся группа общим хлопком или вставанием.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ  ИГРЫ

УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, вообра жение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой  рукой. Возможные варианты ответов:  кладу книгу на полку; достаю  конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и  т.п.

2.  Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котен ка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках.  Смотрю на разбитую чашку; рисую  мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю  шнурки; поднимаю пла ток, срываю цветок.

ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ

Цель. Развивать умение оправдывать  свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать не сколько  вариантов поведения по определенному  заданию: че ловек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слуша ет» и т.д.

Каждый ребенок придумывает  свой вариант поведения, а остальные  дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.  

Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получа ет определенное задание.

I   группа — задание «сидеть». Возможные варианты: 

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у  зубного врача;

г) сидеть у шахматной  доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II   группа — задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III   группа — задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в  театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV  группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V  группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные ва рианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Цель. Развивать умение оправдывать  свое поведение, разви вать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное пу тешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через оке ан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯ

В театре зритель верит  в то, во что верит актер. Сценическое  отношение — это умение с помощью  веры, воображения и фан тазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Цель. Развивать чувство  веры и правды, смелость, сообрази тельность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или пе редается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый дол жен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Вари анты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка  — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для  рисования, ду дочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик —  яблоко, ракушка, снежок, картош ка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколад ка, обувная  щетка, игра.

Можно превращать стул или  деревянный куб, тогда дети должны оправдывать  условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в  королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ

Цель. Та же.

Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает  свой вариант превращения комнаты. Ос тальные дети по поведению участников превращения отгады вают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, те атр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей краса вицы, пещера дракона и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Цель. Та же.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в де ревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и пре вращать детей по своему желанию.

ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ

ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится  пополам шнуром или чертой. С одной  стороны находятся выбранные  с помощью считалки «Дедушка и  трое—пятеро внучат», с другой стороны  — остальные дети и педагог, которые  будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка  седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную  загадку. Если «дедушка» и «внучата»  дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую  загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают  платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

КОРОЛЬ (вариант народной игры)

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью  считалки на роль короля ребенок. Остальные  дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую  работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника