Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Игры со скороговорками могут  быть предложены в разных вариантах:

1) «испорченный телефон»  — играют две команды. Капи тан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та коман да, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговор ку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;

2) «ручной мяч» — ведущий  подбрасывает мяч и называет  имя какого-либо ребенка. Тот  должен быстро подбежать, пой  мать мяч и произнести скороговорку и т.д.;

3) вариант «ручного мяча»  — дети стоят в кругу, в  центре — ведущий с мячом.  Он бросает мяч любому ребенку,  тот должен его поймать и  быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать  мяч или не смог четко произнести  скорого ворку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;

4) «змейка с воротцами»  — дети двигаются цепочкой  за ведущим и проходят через  воротики, образованные двумя по следними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлоп нулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сде лает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку;

5) «фраза по кругу»  — дети, сидя по кругу, произносят  одну и ту же фразу или  скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;

6) «главное слово» —  дети произносят скороговорку  по оче реди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различ ных позах, с мячом или со скакалкой.

Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих  лиц.

Предложенные скороговорки можно использовать на занятиях театральным  искусством с детьми 5—6 и 6—7 лет, в  зависимости от их речевой подготовки. Количество скороговорок с определенными  задачами также регулируется возможностями  данной группы.

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Знания об основе театральной  культуры дети должны получать в ходе театральных игр — диалога  с педагогом в виде вопросов и  ответов, но ни в коем случае это  не должно быть длин ным монологом всезнающего взрослого. Как правило, дошколь ники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1—2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз.

В условиях нашего ДОУ ребята имеют возможность в течение  года посмотреть как минимум два  кукольных спектакля, подготов ленных педагогами или старшими детьми, а также два круп ных спектакля (45—50 мин) силами детей 5—7 лет — участни ков театра-студии.

Таким образом, в старшей  группе к началу занятий по про  грамме «Арт-фантазия», дети имеют определенный зрительс кий опыт и уже знакомы с некоторыми театральными терми нами: спектакль (кукольный и драматический), сцена, занавес, актеры, зрительный зал, аплодисменты, а также получили первые уроки культуры поведения в театре.

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет  и систематизирует знания детей  о театре в соответствии с их возрастом.

Данная глава включает рассмотрение 5 основных тем:        

I. Особенности театрального  искусства:

♦   синтетический характер;

♦   коллективное творчество;

♦   искусство, творящееся каждый раз заново.

II. Виды театрального искусства:

♦   драматический театр;

♦   музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл);

♦   кукольный театр.

III. Рождение спектакля:

♦   творцы сценического чуда (служители Мельпомены);

♦   спектакль и актер;

♦   спектакль и зритель.

IV. Театр снаружи и изнутри:

♦   театральное здание;

♦   зрительный зал;

♦   мир кулис.

V. Культура поведения  в театре:

♦   театр начинается с вешалки;

♦   зрительская культура.

Рассмотрим подробно содержание каждой темы.

I. Особенности театрального  искусства

Все вопросы этого подраздела могут быть рассмотрены во время  обсуждения спектакля, в работе над  пьесой. Достаточно выяснить с деть ми, что театр использует и объединяет другие виды искусства — литературу, живопись, музыку, хореографию.

Но главное в те атре — это игра актеров. Можно использовать высказывание В.И. Немировича-Данченко: «Вы можете построить замечатель ное здание, посадить великолепных директоров и администра торов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, пострелят коврик и начнут иг рать пьеску даже без грима и обстановки — и театр уже есть. Ибо актер — царь сцены».

На практике дети познают, что театральное искусство кол лективное, т.к. создается усилиями всех участников творчес кого коллектива. И, наконец, в отличие от произведений жи вописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии при поддержке зрителей. Эта особенность те атра может быть понята детьми только при условии неодно кратного повторения спектакля в присутствии разных зрите лей (дошкольники, школьники, родители).

II. Виды театрального искусства

Говорить о них можно  лишь после того, как дети посмотре ли спектакли кукольного и драматического театра. Если нет такой возможности, то мож но показать видеозаписи, особенно отрывки из балетных и опер ных спектаклей. Затем можно предложить им поставить хоро шо знакомую сказку, например, «Теремок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный (опера, балет, оперетта).

III. Рождение спектакля

Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных  профессиях, а также о театральном  спектакле глазами актеров и  глазами зрителей.

Здесь встречается много  понятий и слов, которые легче  ус ваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с такими поня тиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка».

Закрепить знание театральной  терминологии по теме «Спек такль и актер» можно, используя игру «Волшебная корзинка» и другие игры. (Упражнения и игры к главе «Культура и тех ника речи», творческие игры со словом).

IV. Театр снаружи и изнутри

Театральное здание, как  правило, отличается от жилых до мов и учреждений своей архитектурой, красивым фасадом, час то с лестницами и колоннами, недаром театр называют «хра мом искусства». Можно рассмотреть фотографии или иллюстрации с изображением известных театров (Большого, Малого, МХАТа, Музыкального детского).

Говоря об устройстве зрительного  зала, можно предложить детям построить  из стульчиков партер, амфитеатр, обозначить ярусы балконов. Можно показать на иллюстрациях, каким был театр  в Древней Греции, и современное  устройство театра.

Создание спектакля с  детьми — очень увлекательное  и по лезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлека ет в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего  мнения;

3)  не позволять одним детям вмешиваться в действия дру гих;

4) предоставлять всем  детям возможность попробовать  себя в разных ролях, не распределяя  их среди наиболее способных.

При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и ра достью.

Первая встреча детей  с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы  пробудить интерес к предстоящей  работе. Как правило, материалом для  сценичес кого воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказки пробуждают, в детях умение сострадать, желание понять другого челове ка, чувство справедливости, стремление делать добро и бороть ся со злом.                                            

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкивать ся от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес  к новым знаниям, расширять творческие возможности. В со временных программах для образовательных учреждений пред лагается большое количество разнообразных литературных произведении, в том числе народных и авторских сказок, кото рые могут быть использованы в театральной деятельности.

Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки  и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на  эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными  эпизодами в форме этюдов с  имп ровизированным текстом.

4.  Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Созда ние совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5.  Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточне ние предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдель ных персонажей.

6.  Работа над выразительностью речи и подлинностью по ведения в сценических условиях; закрепление отдельных ми зансцен.

7. Репетиции отдельных  картин в разных составах с  деталя ми декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8.  Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. На значение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля.  Обсуждение со зрителями и  детьми.

10.  Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотогра фиями.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, мы проводим беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как обща лись между собой. Инсценировки по сказкам Х.К. Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной рабо ты. Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослу шивание музыкальных произведений. Знакомые фильмы по могают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это рас ширит кругозор, активизирует познавательный интерес.

Очень полезно для развития воображения, умения фантази ровать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пье сы, помогая разнообразными вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.

Так, в процессе работы над  спектаклем «Аленький цветочек»  вопросы были сформулированы следующим  образом: Что слу чилось с женой купца? При каких обстоятельствах (почему) царевич был превращен в Чудище? В каких странах и чем тор говал купец?

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и приду мывают им название. Например: «Отъезд купца», «Чудище и купец», «Возвращение купца» и т.д.

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в фор ме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участника ми этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех чле нов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой сло варный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют бо лее естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными про изведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.

Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соот ветствующее пластическое решение. Сначала дети просто имп ровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, же сты, наблюдая друг за другом.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать  эскизы декораций и костюмов, делают рисунки от дельных эпизодов пьесы  по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Пятый этап — это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется раз ными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей по вторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предла гаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое вре мя, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каж дого действующего лица  (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и прав дивее.

Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда игра ет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональ ном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.

Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» — или показать свой вариант действия. Это приводит к  запрограммированнос ти поведения. Можно подсказать, помочь ребенку  вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно  было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет  естественным, подлинным. Очень важно  добиваться взаимо действия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом  ми зансцены и устанавливать линию поведения каждого персона жа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым.

Добиваясь вы разительности  и четкости речи, надо выявлять речевые  харак теристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уве ренно, четвертый — сварливо, пятый — сердито и т.д.

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника