Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Седьмой этап — репетиция отдельных картин. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жес тов, интонаций других исполнителей, а искали свои собствен ные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, но вое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают зрители, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.

Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условны ми предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флаж ки), то теперь используются подготовленные для спектакля де корации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.

Репетиция идет с музыкальным  сопровождением, происхо дит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и сме не декораций. В зависимости от возможностей и подготовлен ности коллектива количество общих репетиций всего спектак ля может быть от одной до трех.

Девятый этап — премьера спектакля — является одновре менно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, которые, в отличие от родителей, очень строгие и объективные.

Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, припод нятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя за висит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на сле дующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на воп росы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать ис кренность и правдивость поведения на сцене, отмечать вырази тельность и находчивость отдельных исполнителей. Мы, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, стараемся указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Последний, заключительный, этап — это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полез ным является период подготовки спектакля, а затем возмож ность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утвержде ние, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано, и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.

Кроме того, спектакли мож но играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь главная наша задача  — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои вырази тельные средства, а не подражать другим исполнителям.

Работу над постановкой  и каждый спектакль мы фиксируем (стенды с фотографиями, выставки детских  рисун ков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

ГЛАВА II.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ  ОПЫТА.

Общие программные задачи

по всем видам театрализованной деятельности

Старшая группа (5-6 лет)

  1. Активизировать познавательный интерес.
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
  3. Снимать зажатость и скованность.
  4. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
  5. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  6. Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
  7. Развивать интерес к сценическому искусству.
  8. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
  9. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
  10. Сочинять этюды по сказкам.
  11. Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
  12. Развивать чувство ритма и координацию движений.
  13. Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  14. Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность.
  15. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.
  16. Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.
  17. Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
  18. Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
  19. Развивать умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.
  20. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
  21. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
  22. Пополнять словарный запас.
  23. Составлять предложения с заданными словами.
  24. Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнёра.
  25. Учить подбирать определения к заданным словам.
  26. Научить пользоваться интонациями, выражающие основные чувства.
  27. Знакомить детей с театральной терминологией.
  28. Знакомить детей с видами театрального искусства.
  29. Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и  навыки

Старшая группа (5-6 лет)

  1. Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
  2. Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
  3. Запоминать заданные позы.
  4. Запоминать и описывать внешний вид любого ребёнка.
  5. Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
  6. Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
  7. Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шёпотом и беззвучно.
  8. Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  9. Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.
  10. Уметь составлять предложения с заданными словами.
  11. Уметь строить простейший диалог.
  12. Уметь сочинять этюды по сказкам.

Общие программные задачи

по всем видам театрализованной деятельности

Подготовительная группа (6-7 лет)

  1. Развивать чуткость к сценическому искусству.
  2. Воспитывать в ребёнке готовность к творчеству.
  3. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами.
  4. Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
  5. Закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал.
  6. Прививать навыки вежливого поведения.
  7. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.
  8. Оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными.
  9. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.
  10. Активизировать ассоциативное и образное мышление.
  11. Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
  12. Развивать умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре; превращать и превращаться.
  13. Учить действовать на сценической площадке естественно.
  14. Развивать способность оправдывать свои действия нафантазированными причинами.
  15. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
  16. Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному.
  17. Импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
  18. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами.
  19. Учить адекватно реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированные.
  20. Развивать умение владеть своим телом.
  21. Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость.
  22. Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до  полной релаксации.
  23. Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться. Не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. 
  24. Развивать ритмические способности и координацию движений.
  25. Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
  26. Развивать способности создавать образы с помощью мимики и жеста.
  27. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
  28. Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
  29. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
  30. Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
  31. Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
  32. Расширять диапазон и силу звучания голоса.
  33. Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т. п.).
  34. Формировать четкую, грамотную речь.
  35. Пополнять словарный запас, образный строй речи.
  36. Строить диалог между героями разных сказок.
  37. Подбирать рифмы к заданным словам.
  38. Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени.
  39. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
  40. Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
  41. Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссёр.
  42. Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
  43. Воспитывать зрительскую культуру.

Предполагаемые умения и  навыки

Подготовительная группа (6-7 лет)

  1. Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
  2. Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
  3. Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки.
  4. Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
  5. Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
  6. Находить оправдание заданной позе.
  7. На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
  8. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
  9. Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
  10. Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  11. Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
  12. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
  13. Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.
  14. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  15. Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
  16. Уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов.
  17. Уметь подобрать рифму к заданному слову.
  18. Уметь сочинить рассказ от имени героя.
  19. Уметь составлять диалог между сказочными героями.
  20. Знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГ. ГР.

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НАЧАЛО ГОДА)

Ф. И. ребенка

Культура 

и техника речи

Ритмопластика

Основы кукловождения

Театрально – игровая  деят-ть

Театральная азбука

Общая оценка

1. Данилейчук Вита

С

С

С

В

В

С

2. Драйдт Альберт

С

С

С

В

С

С

3. Семенова Наташа

С

С

С

С

С

С

4. Мамонтова Люда

В

В

В

В

В

В

5. Шайтанова Арина

С

С

В

В

В

В

6. Филатов Артем

В

В

В

В

В

В

7. Тычинский Максим

С

С

В

В

С

С

8. Кулик Саша

С

С

С

С

С

С

9. Анисимкова Марина

В

В

В

В

В

В

10. Кузнецов Костя

С

В

С

В

С

С

11. Дьячкова Лера

С

В

В

В

В

В

12. Синкина Настя

В

В

В

В

В

В

13. Осовская Маша

В

В

С

В

В

В

14. Пономарева Наташа

В

В

В

В

В

В

15. Власова Софья

С

В

С

С

В

С

16. Копылов Алеша

В

В

С

В

В

В

17. Занин Коля

С

С

В

С

С

С

18. Кисилева Оля

С

С

С

С

С

С

19. Ансерова Алена

С

С

С

С

С

С

20. Лисаневич Оля

С

С

С

С

С

С

             

Средний уровень

13

10

11

7

9

11

Высокий уровень

7

10

9

13

11

9


По результатам исследования на начало года детьми усвоено 81% программы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГ. ГР.

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(КОНЕЦ ГОДА)

Ф. И. ребенка

Культура 

и техника речи

Ритмопластика

Основы кукловождения

Театрально – игровая  деят-ть

Театральная азбука

Общая оценка

1. Данилейчук Вита

В

В

В

В

В

В

2. Драйдт Альберт

С

С

В

В

В

В

3. Семенова Наташа

С

С

С

В

В

С

4. Мамонтова Люда

В

В

В

В

В

В

5. Шайтанова Арина

С

С

В

В

В

В

6. Филатов Артем

В

В

В

В

В

В

7. Тычинский Максим

В

В

В

В

В

В

8. Кулик Саша

С

С

В

С

В

С

9. Анисимкова Марина

В

В

В

В

В

В

10. Кузнецов Костя

С

В

С

В

С

С

11. Дьячкова Лера

С

В

В

В

В

В

12. Синкина Настя

В

В

В

В

В

В

13. Осовская Маша

В

В

В

В

В

В

14. Пономарева Наташа

В

В

В

В

В

В

15. Власова Софья

С

В

В

С

В

В

16. Копылов Алеша

В

В

С

В

В

В

17. Занин Коля

С

С

В

С

С

С

18. Кисилева Оля

С

С

С

С

С

С

19. Ансерова Алена

С

С

С

С

С

С

20. Лисаневич Оля

С

С

С

С

С

С

             

Средний уровень

11

8

6

6

5

7

Высокий уровень

9

12

14

14

15

13

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника