Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Продолжается работа по развитию творчества, в которой используются куклы на гапите. Малыши сочиняют небольшие  сказ ки, а также песенки, которыми сопровождают движения куклы. Большинство  детей довольно легко справляются  с задани ем. Постепенно в действие вводятся шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые придают сочиненной ребенком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.

Дети с удовольствием  разыгрывают русские народные сказ ки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя  кукол на гапи те. Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет  им глубже усвоить содержание полюбившегося  произведения, дает возможность проявить творчество.

В старшей группе в начале года продолжается работа с куклами  на гапите. Для этого мы вносим театральную  ширму, кукол из раз ных сказок и предлагаем ребятам придумать с этими куклами не большие истории. Сочиненные сценки используются как матери ал для этюдов, помогающий закрепить навыки игры с куклой.

В некоторых историях, придуманных  детьми, куклы игра ют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению кук лы на ширме.

Работа над этюдами  дает возможность ребенку найти  и под черкнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям нравится этюд ная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят са мостоятельно выразительные особенности куклы.

Эти этюды с куклами  чередуются с этюдами по развитию ак терского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть ос новными нюансами речи, научиться проникать в мир художе ственных образов.

Во второй половине года дети знакомятся с новым для них  видом кукол с «живой рукой». Эти  куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных  инструментов. Они способны переда вать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, об ладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.

К концу года ребята старшей  группы приобретают необходи мые навыки управления куклами различных систем (настоль ными, куклами на гапите, куклами с «живой рукой»).

В подготовительной группе продолжается ра бота с куклами с  «живой рукой»: дети импро визируют небольшие диалоги, заканчивая импровизацию под вижной игрой или веселой пляской.

Упражнения с куклами  различных систем, работа над этю дами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Де тям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог ра зобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства.

Работа над спектаклем ведется двумя составами. Когда  дети попробуют себя во всех ролях, им предлагается самим решить, кто  какую роль будет исполнять. Важно  предоставить детям больше свободы  для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в  процессе работы над спектаклем. Ра бота над спектаклем объединяет детский  коллектив, дает воз можность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.

Выдающийся советский  психолог Л. Выготский писал: «Твор ческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоя щего творчества». Кукольный театр и детское творчество в жиз ни ребенка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются

в живые образы и театральное  действие. В этом и заключа ется наибольшая ценность детского театрального спектакля.

Цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми театральным  искусством, — сделать жизнь наших  воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мы счита ем, что каждый ребенок талантлив изначально, я наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их твор ческих способностей средствами театрального искусства, тем боль ших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и иг ровом творчестве. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в кукольном театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.

Для того чтобы пробудить  у малышей интерес к театрально-иг ровой деятельности, необходимо проводить  театральные занятия два раза в неделю в каждой возрастной группе. Продолжительность за нятий соответствует возрасту детей: во второй младшей группе — 10 минут, в средней — 15 минут, в старшей группе — 20 минут, в подготовительной к школе группе — 25 минут. Каждое занятие проводится дважды для лучшего усвоения материала.

В театральные занятия  включены этю ды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также этюды, обучающие управлять театральными куклами различ ных систем.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами  театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели не обходимо развивать такие качества, как внимание и наблюда тельность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являют ся главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстро ту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мысли  тельный процесс в целом.                        

Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в  театральный тренинг, не только готовят  ребенка к художествен ной  деятельности, но и способствуют более  быстрой и легкой адаптации детей  в школьных условиях и создают  предпосылки для успешной учебы  в начальных классах — в  первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-воле вого и социально-психологического компонентов психологичес кой готовности к школьному обучению.

Проводя коллективные развивающие  игры, необходимо соз давать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Почти во всех играх детей  желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям воз можность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Причем роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком.

Предлагаемые игры и упражнения.

ЭСТАФЕТА

ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ

УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

РУКИ – НОГИ

УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ

ЕСТЬ ИЛИ НЕТ

ПЕРЕДАЙ ПОЗУ

ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ

КТО ВО ЧТО ОДЕТ?

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ

ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ

ТЕЛЕПАТЫ

СЛЕД В СЛЕД

ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ, РАСТЕТ – НЕ РАСТЕТ

ВОРОБЬИ – ВОРОНЫ

ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ

ТЕНЬ

ПОВАРЯТА

ВЫШИВАНИЕ

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ (ухо, нос, хвост)

ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН

ЯПОНСКАЯ МАШИНКА

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ  ИГРЫ

Знакомство со спецификой и видами театрального искусст ва, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражне ния, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необхо димые любому культурному и творчески мыслящему челове ку, способствуют развитию интеллекта, активизируют позна вательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов ис кусства. Вовсе не обязательно готовить с детьми спектакли и углубляться в своеобразие поведения актеров на сцене, говорить о создании сценического образа и т.п. Но для того, чтобы пе рейти от театральных игр к работе над этюдами и спектакля ми, необходимы специальные теат ральные игры, развивающие главным образом воображение и фан тазию.

Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей  к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение  и вера в этот вымысел — главная  отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень  серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко  менять свое отношение предметам, месту  действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолета, мамино платье — в бальный наряд  принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским  замком.

Но почему-то, выходя на сцену  перед зрителями, дети как бы утрачивают свои способности, превращаясь в  деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью, неоправданным  кривляньем. В этой связи интерес представляет статья известного педагога и режиссера А.А. Брянцева «Во имя детской души», где он писал: «Если хорошие профессиональные актеры должны играть так же просто, как дети, то детям отнюдь не следует наигрывать так, как это делают плохие актеры. Если при этом учесть абсолютную неграмотность рядового педагога в методике актерского мастерства, то можно себе представить, к чему могут привести такие любительские попытки детских спектаклей. Между тем правильные занятия драматизацией изучаемого материала должны и могут дать благие результаты».

Таким образом, перед нами стоит сложная задача — сохранить  детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он это делает, например, когда поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Сделать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто. «Вы по опыту знаете, — говорил К.С. Станиславский, — что такое для актера голый, гладкий, пустынный пол сцены, как трудно на нем сосредоточиться, найти себя даже в маленьком упражнении или простом этюде».

Для того чтобы действовать  естественно и целенаправленно  необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем  я это делаю? Развивают эту  способность упражне ния и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированны ми причинами (предлагаемыми обстоятельствами).

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА

ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ

ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ

ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает  необходимые физические действия. Предлагая  такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными  предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой  он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда  поднимаем хрустальную вазу или  ведро с водой, срываем цветы  ромашки или шиповника. Когда  это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить  то же самое действие с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре или полу потерянную бусинку, которая действительно там находится. А затем предложить поискать воображаемую бусинку.

Подготовить детей к действиям  с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры.

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

КОРОЛЬ (вариант народной игры)

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ         

Детям можно предложить следующие  задания на действия с воображаемыми  предметами: мыть руки, рисовать, намяты клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь, нести ведро с  водой или песком, подметать пол, есть яблоко,  вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь маленькой машинки.

Нафантазировав к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети переходят к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское  происхождение и переводится  «учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыки, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд — это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в  предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.

Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с  людьми различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания», «Покупка театрального билета» и т.п.).

Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я  нахожусь, откуда пришел, когда, почему, кто, зачем?

Можно предложить придумать  этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Такие этюды развивают  умение передавать эмоцио нальное состояние с помощью мимики и жеста. Те же способ ности, а также логику поведения развивают этюды на пять ор ганов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по-разному. Различно поведение человека смотрящего и слушающего, про бующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по-разно му будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущего ся пирога. Дети самостоятельно или с помощью педагога (надо только дать импульс детской фантазии) придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Следующий этап — это сочинение этюдов по сказкам. Дети должны выбрать эпизод из сказки и сочинить по нему этюд. Например: «Колобок и лиса», «Красная шапочка у бабуш ки», «Дюймовочка — невеста Жука», «Возвращение медведей» (сказка «Три медведя»).

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника