Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

                 Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний. 

                  Исходя из этого основного положения, цели и задачи курса формулируются следующим образом: 

                                = развитие эстетических способностей; 

                                = развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; 

                                = активизация мыслительного процесса и познавательного 

                                    интереса;      

                                = овладение навыками общения и коллективного творчества. 

     Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Содержание программы  «Арт – фантазия» 

              Программа «Арт-фантазия» состоит из пяти разделов, работа на которыми продолжается в течение двух лет, т. е. с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7лет) групп ДОУ.  

              1-й раздел – «Театральная игра» - направлен не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. 

              Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. 

              2-й раздел – «Ритмопластика» - включают в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. 

               3-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.  

Условно все упражнения можно  разделить на 3 вида:

  1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
  2. Дикционные и интонационные упражнения.
  3. Творческие игры со словом.

 

                   4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:  

= особенности театрального  искусства

= виды театрального искусства

= рождение спектакля

= театр снаружи и изнутри

= культура зрителя 

                5-й раздел «Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на сценариях и включает в себя следующие темы:

= знакомство с пьесой

= от этюдов к спектаклю

Общие методические принципы работы

по программе «Арт-фантазия»

Театральные занятия по программе  «Арт-фантазия»  включены в общую стратегию воспитательной работы ДОУ. Они проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 12 – 16 человек. 

Занятия проводятся в музыкальном, регулярно проветриваемом зале. Форма  одежды облегченная, предпочтительно  спортивная; обязательна мягкая обувь  или чешки.

Занятия проводятся 1 раз  в неделю в вечернее время продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости  от возраста детей. Индивидуальные занятия  и общие репетиции проводятся также 1 раз в неделю не более 40 минут.

Процесс театральных занятий  строится на основе развивающих методик  и представляет собой систему  творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка  – это способ существования, способ познания и освоения окружающего  мира, то театральная игра – это  шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который  является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые  знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и  взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности  основываясь на сюжетном построении.

В основу театрально-игровой  методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в  его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную  находку, мы стремимся воспитывать  в детях самостоятельность и  уверенность в своих силах. Чем  меньше запрограммированности в  деятельности детей, тем радостнее  атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Занятия могут быть построены  по самым разным сценариям в зависимости  от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние  и настроение детей. Они могут  начинаться или с музыкальных  и немузыкальных пластических игр  и упражнений, или с занимательных  игр, в результате которых дети делятся  на необходимое педагогу для дальнейшей работы количество групп (команд). С  этой целью используются веселые  считалки, когда дети без помощи педагога выбирают водящего или участников очередного задания или этюда.

Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность. На занятиях по изодеятельности  воспитатели с детьми создают эскизы декораций и элементы костюмов к спектаклям.

Кроме того, театральные  игры с успехом используются на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже на математических.

Занятия по театрализованной деятельности

Репетиционное

Фрагментарное (на других

занятиях)

Типы занятий по театрализованной деятельности

Типовое

Доминантное

Тематическое

Интегрированное

Взаимосвязь театрализованной деятельности с изобразительной  деятельностью в ДОУ

Изготовление афиш

Изготовление элементов  костюмов, декораций

Театрализованная деятельность

Использование в театральной  деятельности игрушек народного  промысла

Изготовление театра игрушек (театр картинки на руке; для фланелеграфа)

Рисование пригласительных  билетов

Рисование персонажей, сюжетов  по просмотренным спектаклям

Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественным конструированием

Изготовление элементов  костюмов

Изготовление элементов  декораций

Театрализованная деятельность

Изготовление элементов  декоративных украшений (бусы, кулоны, жабо и пр.)

Изготовление мягких кукол  теневого театра, театра из коробок

Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественно – речевой

Знакомство с литературными  произведениями

Работа над звуковой культурой  речи (дикция, артикуляция)

Театрализованная

деятельность

Этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью)

Инсценирование художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки)

Использование различных  театральных кукол для иллюстрации  к художественным произведениям  или для обыгрывания

Помимо систематических  занятий, основанных на играх и упражнениях  базовых разделов программы, проводятся итоговые (интегративные) занятия, объединенные определенным сюжетом. В них используются упражнения и игры из разных разделов программы. Например: «Путешествие на остров превращений», «В страну волшебных  гномов», «День рождения Незнайки», и т. д.

Деление программы на пять разделов, ориентируясь на психологические  особенности возраста, весьма условно, поскольку не всегда возможно определить границы перехода от одного к другому.

Существуют общие для  всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активация ассоциативного и  образного мышления.

Если на первом году занятий  первоочередными задачами являются умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнером, то в дальнейшем большее внимание уделяется формированию культуры и  технике речи, активизации познавательных процессов. Дети учатся моделировать свое поведение, вспоминать и восстанавливать  полученные ранее впечатления, ощущения и чувства.

На втором году перед детьми ставятся более сложные задачи и  проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования к качеству их исполнения.

Кукольный театр в нашем  детском саду

С самых ранних лет ребенок  стремится к творчеству. Поэто му так важно создать в детском коллективе атмосферу свободно го выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, по пытаться максимально реализовать их способности.

И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному теат ру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные за нятия в увлекательный творческий процесс, необходимо орга нически сочетать эстетическое воспитание с развитием прак тических навыков работы с куклой.

Первое знакомство детей  с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят  кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, пригла шенных артистов кукольных театров.

Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются  простейшим приемам управления куклами  настоль ного театра. Мы предлагаем им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень разви та, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, мы радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочи ненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему воз можность поверить в свои силы.

На театральных занятиях необходима атмосфера доброжела тельности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доб рожелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это  работа над этюдами, которые явля ются своеобразной школой, помогающей детям постигать сек реты управления театральными куклами, основы актерского ма стерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избе жать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Работа над этюдами  развивает ребенка, дает ему необходи мые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбу див фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудни чества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети второй младшей груп пы разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Мы стара емся не заучивать с детьми текст, предлагаем им самим приду мать диалоги.

К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют  до конца спектакля концентрировать  внимание на кукле, учатся внима тельно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, в которых сопровожда ют движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на заданный текст.

В средней группе в начале года работа с настольными кукла  ми продолжается. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие  сценки с настольными куклами. Про должается работа и по развитию творчества. Малыши самостоя тельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.

Во второй половине года мы знакомим их с театральной ширмой. Для детей средней группы можно  использовать укороченную ширму (высотой 75 см), чтобы облегчить кукловождение. В это время происходит знакомство с новым для них видом кукол  на гапите (гапит — это палка, на которую насажена кукла). Управление куклой на гапите требует от ребенка  выдержки, терпения, опре деленных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на нее. Чтобы облегчить ре бенку управление куклой, их делают как можно более легкими.

На театральных занятиях дети знакомятся с приемами кук ловождения. Для этой цели используются этюды  с куклой, цель которых — научить  ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также ис пользуются этюды  на развитие эмоциональной сферы, которые  вырабатывают у детей способность  понимать эмоциональное состояние     другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника