Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

И так, начнем. («Срываем»  первый плод – в нем задание).

1.

Бывает без сомнения,

Разное настроение.

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

Называю настроение, дети показывают его в мимике.

Грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду!

«Иди сюда», «уходи», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю».

Теперь представьте:

Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая  прелесть!

Посмотрите, сколько конфет лежит на тарелочке! Берите. Разво рачивайте, пробуйте. Эта конфета кислая. Положите ее на место. Берите другую, разворачивайте, откусывайте. Ах! Какая сладкая! Пальчики оближешь!

Вы бывали на даче, в походах? И пили горячий чай у костра? Вы бе рете чашку и маленькими глотками отпиваете обжигающий ваши губы чай.

Подул ветер, и дым от костра направился прямо на вас.

Молодцы! С этим заданием вы справились. Переходим ко второму.

  1. Присядем на пригорке,

Да расскажем чистоговорки.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

А чистоговорка такая: «До  города дорога в гору, а из города с горы».

Предлагаю произнести чистоговорку:

  1. Всем вместе с разной силой голоса (тихо, громче, очень громко).
  2. По очереди с различными интонациями (грустно, сердито, устало, вопросительно, удивленно).
  3. Вместе, начало – устало, медленно, а конец быстро. Начало тихо, грустно, конец – громко, весело.
  4. Скажите, вам было легко или сложно выполнять это задание?

(ответы детей) Почему  было трудно? Теперь вы знаете  над чем надо поработать в  свободное время в группе.

А теперь пора переходить к  следующему заданию.

  1. Всем известно, куклы тоже

 

        Чем – то на людей похожи.        

Могут с нами говорить,        

Песни петь и веселить.

Ребята, мы с вами очень  любим играть в кукольный театр. В стране Вообразилии тоже живут куклы. Вот они.         

Эти куклы сущий клад.        

Разбирайте нарасхват!

Дети разбирают игрушки.

Я предлагаю вам голосом  своего персонажа спеть песенку, рассказать стихотворение или потешку. У нас получится маленький  кукольный концерт. Готовы? Начинаем.         

Вот пришел  к нам ежик,         

Ни головы, ни ножек. 

    Здравствуй, ежик, чем ты нас порадуешь?

(поет песенку «Маленький  ежик») 

     Спасибо тебе, ежик, нам очень понравилась твоя песенка.

Посмотрите, а вот и  наши знакомые кошка и девочка. Кажется, они поссорились.        

Кошку девочка ругала:        

Что ж ты на столе играла!?         

Ты разбила мою чашку         

И лизнула мою кашку.        

Я тебя уж проучу –         

Тем же самым отплачу!        

Кошка девочку ругала:        

Что ж ты под столом играла?!         

Ты разбила мою чашку, мяу,        

И лизнула мою кашку, мяу,         

Я тебя уж проучу, мяу, –         

Тем же самым отплачу! Мяу.

Кошка, девочка, вы же друзья, а друзья не должны ссориться. Помиритесь, пожалуйста.        

Вот лисичка и зайчишка         

Из любимой нами книжки,         

Подружились, между прочим,         

И друг к другу ходят  в гости.

На ширме появляются Зайчик и Лисичка. (Диалог между ними).        

Эй, Петрушка, наш Петрушка!         

Развеселая игрушка!        

Где Петрушка, там и смех,         

Ты, Петрушка, лучше всех!

На ширме  - Петрушка.                                

Эй, здорово, ребятишки,

Мои знакомые девчонки и  мальчишки!

Эй, девчонки-подружки, веселушки, хохотушки,

Эй, ребята-молодцы, озорные  удальцы.

Будем шутки шутить да гостей веселить.

Эй, честной народ, отдохни  немножко,  

                                 Петрушка к вам пришел поразвлечь немножко!

Спасибо тебе, Петрушка!

Вот какой замечательный  концерт у нас получился.

Срываем следующий плод.

  1. В обычном оркестре всего понемножку,

 

        Играют трещотки, румбы, гармошки.        

А в нашем оркестре не бубны и ложки.        

Играют обычные ручки  и ножки.

Ребята, как вы думаете, какие  звуки может издавать ваше тело?

(ответы детей)

Правильно. Хлопки, топанье, щелканье пальцами, цоканье языком и т. д.

Сейчас я предлагаю  вам исполнить «живой» оркестр. Определитесь, на чем вы будете играть.

«Живой» оркестр. Джаз.

Молодцы! Получился отличный «живой» оркестр.

Остался последний плод. Давайте его сорвем.

  1. 1, 2, 3, 4, 5 – вы хотите поиграть?

Давайте немного разомнемся. Я взмахну своей волшебной  палочкой, и вы больше не сможете  говорить, а будете только двигаться.

  1. Только в лес мы пришли – появились комары.
  2. Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем, и  назад в гнездо кладем.

  1. На полянку мы заходим, много ягод мы находим.

Земляника так душиста, что  не лень и наклониться.

  1. Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.

И руками сделав взмах, по полену сильно – БАХ!

  1. На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Лапками шлепали, лапками  хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,

Лапки здесь и лапки  там, что за шум и что за гам!

Звучит веселая танцевальная мелодия. Дети произвольно танцуют.

Подошла к концу разминка…

Постарались все сейчас.

А теперь сюрприз, ребята.

В сказку приглашаю вас!

Срываем последний плод.        

1, 2, 3, 4, 5 – в сказку  мы пришли опять.

Ребята, а сейчас я предлагаю  вам стать настоящими артистами  и разыграть хорошо знакомую сказку «Заюшкина избушка». Пройдите, пожалуйста, в костюмерную и оденьте костюмы. (Звучит музыка)

Артисты готовы?

Занавес открывается, - сказка начинается.

Драматизация сказки «Заюшкина  избушка».

Замечательно! Вы настоящие  артисты, а артисты благодарят зрителей за то, что они смотрели и слушали  их поклоном. Хотите, я вас научу?

«Артисты выходят на поклон»

Ребята, вот и подошло  к концу наше путешествие в  Вообразилию, нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза  и произнесите волшебные слова:         

1, 2, 3 – повернись,        

И в саду окажись!

Подводится итог.        

В мою Вообразилию попасть  совсем несложно,        

Она ведь исключительно удобно расположена!        

И только тот, кто начисто  лишен воображения, -         

Увы, не знает, как попасть  в ее расположение!

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ (ОПИСАНИЕ)

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ  ИГРЫ

УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

 

ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯ

 

ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ  ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

 

РИТМОПЛАСТИКА

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

МУЗЫКАЛЬНО – ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

 

ЖЕСТЫ

 

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА  РЕЧИ

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ  ЗВУЧАНИЯ С МЯГКОЙ АТАКОЙ

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ  ДЫХАНИЯ

 

ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА  ГОЛОСА

 

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ

 

СКОРОГОВОРКИ

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Кроме предложенных общеразвивающих  игр, дополнитель ный материал можно найти в книгах:

♦   Чистякова М.И. Психогимнастика — М., 1995.

♦  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. — М., 1995.

♦  Уроки театра на уроках в школе / Сост. Ершова А. П. — М., 1992.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

ЭСТАФЕТА

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети сидят на стульях  в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм  и не вмеши ваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

а) ЗНАКОМСТВО. Из-за ширмы  появляется какой-либо лю бимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

б) РАДИОГРАММА. Игровая ситуация: в море тонет ко рабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ре бенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, пе редавая дальше. Если задание выполнено правильно и послед ний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторя ет ритм, тогда корабль спасен.

ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и  слушать звуки, которые про звучат в комнате для занятий в  течение определенного време ни. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Цель. Тренировать зрительное внимание. Ход игры. Педагог произвольно  раскладывает на столе не сколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).

Водящий ребенок в это  время отворачивается. По команде  он подходит к столу, внимательно  смотрит и старается за помнить расположение всех предметов. Затем снова отвора чивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответствен но должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.

РУКИ-НОГИ

Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам  — встать. Если руки подняты: по одному — опус тить руки, по двум — сесть.

УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ

Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространст ве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на сту лья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры. По предложению  педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

ЕСТЬ ЛИ НЕТ?

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление. Ход игры. Играющие встают в круг и берутся  за руки; веду щий — в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

ПЕРЕДАЙ ПОЗУ

Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фан тазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях  в полукруге и на полу по-турецки  с закрытыми глазами. Водящий  ребенок придумывает и фиксирует  позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоми нает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза по следнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 че ловек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располага ет свою группу в определенном порядке и «фотографирует», за поминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроиз вести изначальный вариант. Игра усложняется, если предло жить детям взять в руки какие-нибудь предметы или приду мать, кто и где фотографируется.  

                                  

КТО ВО ЧТО ОДЕТ?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зритель ную память.

Ход игры. Водящий ребенок  стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народ ной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?  

Для девочек:

Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а  водящий закрывает глаза и  описы вает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ                    

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, актив ность и выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях  или на ковре, педагог по казывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три — замри!». Стоять должно столько детей, сколько матре шек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно бу дет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он ви дит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно пред ложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного ко личества детей.

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника