Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, на зад — на вторую четверть.

Такт 2. Голову вперед, назад  и прямо (движение на каж дую восьмую длительность).

Такт 3.     Наклонить голову назад, потом вперед.

Такт 4.     Голову назад, вперед, прямо.

Такт 5.     Повернуть голову вправо, затем влево.

Такт 6.     Вправо, влево, прямо.

Такт 7.     Повернуть голову влево, затем вправо.

Такт 8.     Влево, вправо, прямо.

Такт 9.     Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.

Такт 10.   К правому, к левому, прямо.

Такт 11.   Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.

Такт 12.   К левому, к правому, прямо.

Такт 13.   Движение как в 1-м такте.

Такт 14.   Движение как во 2-м такте.

Такт 15.   Движение как в 3-м такте.

Такт 16. Голову прямо на 1 -ю долю, на 2-ю долю согнуть ся пополам, уронить голову и руки — завод кон чился.

ТЮЛЬПАН

Цель. Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

1. Утром тюльпан                      Соединяя ладони, поднять руки

раскрывается                              к подбородку, раскрыть ладони,

локти соединить.

2. На ночь закрывается              Соединяя ладони, опустить руки

вниз.

3.  Тюльпанное дерево                   Внизу соединить тыльные сторо-

ны ладоней и поднимать  руки над головой.

4. Раскидывает свои                   Руки сверху раскинуть в стороны, ветви                                       ладони вверх.

5. И осенью листики 

   опадают                   Повернуть ладони вниз и мягко                                опускать вниз, чуть перебирая пальцами.

ОСЬМИНОГ

Цель. Развивать пластику рук, координацию движений.

Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко  скрестить руки в запястьях перед  грудью и плавно от вести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить  руки на груди, как бы стараясь обхватить  себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение  рук.

МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ

Цель. Развивать ловкость, координацию движений.

Ход игры. Встать на колени, затем сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны  ладоней уткнуть «мок рые носы». Медвежата сидят в клетке и пытаются из нее вы браться к маме в лес...

1. Правой вперед, затем              Не поднимая головы, вытянуть вперед

левой                                          правую руку по полу, по том левую руку.              

2. К себе, к себе                            По очереди вернуть руки в исходное  

                                                   положение.

3. В стороны, в стороны            Вытянуть руки по полу в стороны:

сначала правую, потом левую.

4. К себе, к себе                            По очереди вернуть руки в исх. п.

5. Правую руку вперед,                Опираясь на левую руку, поднять-

левую ногу — назад                     ся с пяток, потянуться правой рукой

вперед, левой прямой ногой  назад (как бы пытаться «раздви нуть» прутья клетки).

6. Сесть                                       Вернуться в исходное положение.

7. Левую руку, правую                 Выполнить п. 5.

ногу, потянуться!..

8. Ничего не получилось!..           Вернуться в исходное положение.

Уткнуть носы в тыльные

стороны ладоней и «завыть»

ЗМЕИ

Цель. Развивать чувство  ритма, пластику рук.

Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в сто роны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:

На охоту собираясь,                    На каждый слог плавным движе-

нием приблизить тыльные  сторо ны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча.

Ползут змеи, извиваясь.             На каждый слог то же движение,

но поднимая руки вверх  и опуская вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».

ЕЖИК

Цель. Развитие координации  движений, ловкости, чувства ритма.

Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль голо вы, носки  ног вытянуты.

1. Ежик съежился,                       Согнуть ноги в коленях, прижать

свернулся,                                    к животу, обхватить их руками,

нос в колени.

2. Развернулся...                          Вернуться в исх. п.

3. Потянулся.                             Поворот на живот через правое

плечо.

4. Раз, два, три, четыре,             Поднять прямые руки и ноги пять...                                  вверх, потянуться за руками.

5. Ежик съежился опять!..         Поворот на спину через левое пле-

чо, обхватить руками ноги, согну тые в коленях, нос в колени.

ПОЛЗУЩИЕ ЗМЕИ

Цель. Развивать гибкость, пластическую выразительность.

Ход игры. Стать на колени и, прогнув спину, как можно даль ше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова продвинуться вперед. Харак тер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изги баться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с-с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч» (1-й вид выдыхания).

ПАНТЕРЫ

Цель. Та же.

Ход игры. Дети сидят на корточках  и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к свое му «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пла стически и с помощью звуков общаться между собой. (См. раз дел «Культура и техника речи», упражнение «Зевающая пан тера».)

МАРИОНЕТКИ

Цель. Развивать умение владеть  своим телом, ощущать им пульс.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко  принять какую-либо позу, по второму  хлопку — быстро принять новую  позу и т.д. В упражнении должны участвовать  все части тела, менять положение  в пространстве (лежа, сидя, стоя).

СКУЛЬПТОР

Цель. Развивать воображение  и фантазию, совершенство вать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок бе рет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В даль нейшем можно предложить существу ожить и начать двигать ся. Затем дети меняются ролями.   

                        

В «ДЕТСКОМ МИРЕ»

Цель. Развивать воображение  и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец за водит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а по купатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети ме няются ролями.

КТО НА КАРТИНКЕ?

Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью  пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают  карточки с изображением живот ных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в плас тике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить луч шее исполнение.

ЗЕРНЫШКО

Цель. Тренировать веру, фантазию и Пластическую вырази тельность.

Ход игры. Дети распределяются на зрителей и исполните лей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову при жать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, рас тет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.

ЦЫПЛЯТА

Цель. Та же.

Ход игры. Дети ложатся на ковер, прижимают колени к гру ди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Сна чала приподнимается голова, цыплята клювиками разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на нож ки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки...

чудо-юдо из яйца

Цель. Та же.  

Ход игры. Игра похожа на предыдущую, но из яйца должны вылупиться фантастические обитатели других планет: они мо гут скакать или ползать, ходить на четвереньках или перека тываться. Они изучают все, что им попадается на их пути, ищут себе пищу, общаются между собой миролюбиво или враждеб но. Усталые, ищут подходящее место для отдыха и укладыва ются спать.

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Цель. Передавать в пластических свободных образах харак тер и настроение музыкальных произведений.

ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ

Каждый ребенок импровизирует  предлагаемую ситуацию, как бы отвечая  на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.

Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шу мана (Альбом для юношества).

ПОДАРОК

Дети свободно и эмоционально передают радостное настрое ние в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Но вый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.

Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чай ковского (Детский альбом) или «Вальс-шутка», муз. Д Шостаковича.

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причуд ливом танце, постепенно опускаясь на землю.

Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или  вальс «Осенний сон», муз  А. Джойса.

УТРО

Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул  по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к  окну и, открыв его, любуются ран ним  утром...

Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рас свет на Москве-реке», муз. М.Мусоргского.

БАБОЧКИ

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цве тов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз .Д Жабалевского; «Вальс» из балета «Коппелия», муз. Л Делиба.

В СТРАНЕ ЦВЕТОВ

В стране цветов праздничный  бал. Каждый цветок импрови зирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П.Чай ковского.

СНЕЖИНКИ

То медленно, то быстрее  опускаются на землю снежинки, кружась  и искрясь в своем волшебном  танце.

Музыкальное сопровождение: «Вальс» из оперы «Елка», муз. В. Ребикова; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щел кунчик», муз. П.И. Чайковского.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС

Страшно и таинственно  в заколдованном лесу; ветви деревь ев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в са мую чащу...

Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусоргского («Картинки  с выставки»).

ПЕТЯ И ВОЛК

Храбро и весело шагает мальчик Петя, смешно перевалива ясь, ковыляет утка; мягко ступая лапками, крадется кошка; легко и быстро летает птичка; тяжело, опираясь на палку, хо дит дедушка, сердито идет волк...

Дети делятся на несколько  групп и внутри каждой распре деляют роли.

Музыкальное сопровождение: отрывки из симф. сказки «Петя и  волк», муз. С Прокофьева.

В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ

В морском царстве Золотой  рыбки покой и тишина. Его оби татели занимаются своими делами: плавают рыбки, извивают ся водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб...

Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных» ), муз. К.Сен-Санса.

В ГОСТЯХ У РУСАЛОЧКИ

В подводном дворце морского царя Русалочка танцует в ок ружении рыб и медуз, крабов и морских звезд, раковин и ко раллов...

Музыкальное сопровождение: «Нептун», муз. Г.Холъста.

У ВОЛШЕБНИЦЫ АНИТРЫ

В далекой и таинственной стране, где властвует прекрасная Анитра, она и ее подданные завлекают  и заколдовывают пут ников, случайно попавших в эту страну...

Музыкальное сопровождение: «Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт», муз. Э.Грига.

В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ

В заколдованный замок, где  жизнь замерла и все обитатели  которого, превращенные в статуи, застыли  в разных позах, по падает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просы пается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнув шись от сна, начинают двигаться и танцевать.

Музыкальное сопровождение: «Романс», муз. Д.Шостаковича.

СНЕГУРОЧКА

Наступила весна. Все оживает  и расцветает. Грустно лишь одной  Снегурочке: солнечные теплые лучи несут ей гибель; она прощается  со всем, что ей дорого, и медленно тает...

Музыкальное сопровождение: «Романс» Г.Свиридова (из музыки к к/ф «Метель» ).

В СТРАНЕ ГНОМОВ

Гномы отправляются проверить, все ли их клады на месте, не появился ли кто-нибудь чужой в их землях. Они приходят к лесному озеру, отдыхают на мягкой траве и вновь, полные сил, отправляются дальше...

Музыкальное сопровождение: «Шествие гномов», муз. Э.Грига.

ГОРОД РОБОТОВ

Роботы вышли на улицы  города, они сделаны из металла  и пластика, их движения резкие и  упругие...

Музыкальное сопровождение: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта», муз. С.Прокофьева).

ФАКИР И ЗМЕИ

Факир играет на дудочке, и  спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец, плавно покачиваясь и  извиваясь.

Музыкальное сопровождение: «Арабский танец» из бале та «Щелкунчик», муз. П.Чайковского.

УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет  крыльями, но силы убывают, сломанное  крыло не подчиняется, движения становятся все слабее, он бессильно опускается на землю.

Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь» («Кар навал животных», муз. К.Сен-Санса).

ЖЕСТЫ 

ИДИ СЮДА. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ла донью, а затем махнуть «к себе».

УХОДИ. Согнуть руку перед  грудью, кисть повернута ла донью «от себя», махнуть рукой «от себя».

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника