Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

 

 В процессе рисования,  лепке, аппликации ребёнок испытывает  разнообразные чувства: радуется  созданному им красивому изображению,  огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности  или пасует перед ними. Он приобретает  знания о предметах т явлениях, о средствах и способах их  передачи, о художественных возможностях  изобразительного искусства.

   Ещё Аристотель  подчёркивал, что знания по  рисованию способствуют разностороннему  развитию личности ребёнка. Об  этом писали выдающиеся педагоги  прошлого: Я.А..Коменский, ИГ.Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада занятия изобразительным искусством. Каждый ребёнок сможет наиболее полно проявить в нём себя без давления взрослого.

       Актуальность  моего исследования в том, что  изобразительная продуктивная деятельность  с использованием нетрадиционных  изобразительных технологий является  наиболее благоприятной для творческого  развития способностей детей,  т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.

      Цель  моего  опыта – развитие  творческих способностей, каждого  ребенка средствами нетрадиционных  техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке  различные материалы для получения  выразительного образа. Для достижения  этой я  разработала перспективный  план изобразительной деятельности  с использованием нетрадиционных  техник рисования. В работе  с детьми использую метод, который  не требует от детей профессионального  изображения. Работа  по нетрадиционному  рисованию повысила интерес детей  к изобразительной деятельности, научила использовать разнообразные  материалы и техники, и расширили  творческие возможности малышей. 
       Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Поэтому был разработан и систематизирован комплекс дидактических игр, для развития воображения и фантазии.

      Наряду  с развитием творческого воображения,  ребенок должен научиться владеть  изоматериалами и способами создания  рисунка. 
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. 
Важное условие развития ребенка — не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного и нестандартных изотехнологий. 
       Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Я  использовала возможность общения с родителями, и одна из моих  задач – установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей. Проводили с родителями консультации , беседы и родительские собрания.

     Творческая  личность – это достояние всего  общества. Рисуя, ребёнок создаёт  нечто субъективно новое, в  первую очередь для себя.

     Дети, конечно,  не делаются художниками от  того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий сед, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда.

    

     Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию, развитие: творческих способностей и психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

   Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот  результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

И я выбрала направлением в своей работе – использование  в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких  результатов добьется ребенок, как  будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Мои  занятия импровизация и игра и  очень важно, чтобы они стали  устойчивым увлечением каждого ребенка.

 

 

 

Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой. В соответствии с  Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования  мною, совместно с заведующей детским  садом, составлена и разработана  Программа по обучению детей  рисованию  с использованием нетрадиционных техник рисования «Очумелые ручки». В программе М.А. Васильевой большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.

 

5 года я углубленно работаю по проблеме: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование  необычными материалами, оригинальными  техниками позволяет детям ощутить  незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит  от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно  рисовать пальчиками, делать рисунок  собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

За 7 лет работы в детском  саду я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это  толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения  в одном рисунке, дошкольники  учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы  тот или иной образ получился  выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения  не утомляет дошкольников, у них  сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего  времени, отведенного на выполнение задания. 

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность  состоит в том, что они позволяют  детям быстро достичь желаемого  результата. Например, какому ребёнку  будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит  быстро достигать результата в своей  работе. 

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у  ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это  настоящее чудо. Понаблюдайте, как  дети раскрывают свои уникальные способности  и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать  пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного  пути, есть только свой собственный  путь".

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные  материалы, предоставляю детям возможность  выбора средств изображения. Необычное  начало работы, применение игровых  приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную  деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Решая задачи развития у детей творческого воображения, воспитатель, прежде всего, учит их неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Особое значение в развитии воображения  имеет изобразительная деятельность, так как через неё ребёнок  может показать воображаемое им. Используя  нетрадиционные техники рисования  в своей деятельности, ребёнок  не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания  в связи с этим предметом, определённое отношение к нему. Из всего этого  воображение ребёнка создаёт  образ, который он выражает с помощью  выразительных средств, наиболее способствующих развитию творческих способностей.

Ребёнка следует  постепенно, умело вводить в мир  воображения. Очень важно нацелить детей на деятельность творческую, оригинальную, связанную с воображением – изобразительную деятельность.

В совместной с ребёнком деятельности взрослый должен быть самым  творческим участником, каждый раз, по-новому выполняя знакомые детям задания. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими  путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может  быть осмыслен с самых разных позиций.

Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских  работ. Проводятся консультации, на которых  мы показываем родителям, как рисовать нетрадиционными техниками. Подобрана  картотека игр для детей, которые  способствуют развитию данного психического процесса.

В этом году в нашей группе начал свою работу Клуб родителей  и детей «Капитошка» это своего рода «Творческая мастерская», где  родители вместе с детьми учатся рисовать, используя нетрадиционные техники  рисования. 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Клуб «Капитошка»

 

Цель работы:

 

Развитие творческих способностей в различных видах  изобразительной, конструктивной и художественной деятельности при помощи нетрадиционных методов и материалов.

Задачи :

-       Включение родителей в воспитательно-образовательный и развивающий процесс работы детского сада;

-       Приобщение к совместной игре, творчеству детей и родителей;    

-        Сплотить путем совместной работы коллектив группы;

-       Получить положительные эмоции от встречи и совместной деятельности;

-   Приобщать родителей к активной жизни в группе;

-   Дать возможность родителям проявить  единство, творчество и заинтересованность;

-       Воспитывать дружеские отношения между родителями, детьми и воспитателями;

-       Приобщение родителей к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома;

- Воспитывать желание проявлять инициативу, творчество.

 

Работая в этом направлении, мною были составлены занятия, упражнения и консультации с использованием нетрадиционных техник рисования.

 

С ноября 2012 года запускаю новый  проект своей работы кружок для детей  дошкольного возраста «Клякса». В данный момент заканчиваю работу над перспективным планом кружка на год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника