Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы дошкольника, через ролевую, сюжетно-ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально-педагогических знаний, а это в последствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка дошкольника нуждается в развитии.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Третий этап –  практический

Мною были определены следующие  направления деятельности по реализации цели исследования:

  1. Подбор и изучение литературы по разделу «Нетрадиционное рисование»
  2. Построение предметно-развивающей среды – уголок по нетрадиционному рисованию.

В уголке находится следующий  материал:

  • поролоновые губки;
  • нитки и ниточки;
  • наборы штампов для детского творчества.
  • формочки для теста и песчаных куличиков;
  • камешки, ракушки, пуговиц;
  • листья различных деревьев, цветы;
  • кусочки коры;
  • ткани разных фактур;
  • пенопласт, смятая бумаг;
  • кусочки гофрированного картона;
  • наждачная бумага;
  • тисненые открытки;
  • мука;
  • колпачки от фломастеров и ручек;
  • свечи;
  • бумага в рулонах;
  • гуашь и краски….и мн.др.

     Прочие материалы:  мыльные пузыри, воздушные шары, мелки, мольберт, ключи, зубные  щётки , расчёски, пряжа……

Работу по нетрадиционному  рисованию я веду по трём направлениям, каждое из которых представляется несколькими  темами:

  • Живая природа
  • Неживая природа
  • Человек

    

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Изобразительная деятельность - важнейшее  средство эстетического воспитания. В процессе рисования создаются  благоприятные условия для художественно-эстетического  развития, эмоционально положительного восприятия, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Поэтому передо мной стояли следующие задачи:

1. Знакомить детей с  нетрадиционной техникой рисования.

2. Формировать у детей  технические навыки рисования.

3. Развивать у детей  художественно-эстетические чувства  через нетрадиционную технику  рисования.

О важном значении рисования для развития ребенка писал немецкий педагог середины 19 века Ф. Фребель - создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста. Великий чешский педагог Я. А.Коменский утверждая важность рисования, считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, формируют способность наслаждаться произведениями искусства. В художественно-эстетическом направлении по новым федеральным государственным требованиям у детей развивается способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью.

В своей работе я широко использую различные виды нетрадиционных техник рисования. «Под рукой нет  кисточки. Не беда. Давайте обмакнем один палец в краску красную, другой в синюю, третий - в желтую. Чем не  палитра красок». Это не сложная, но очень интересная техника - рисование пальчиком - очень нравится детям, особенно маленьким. Они рисуют с большим удовольствием. Обучение рисованию пальчиком провожу в два этапа.

Сначала рисуем одним пальчиком, затем двумя или тремя. Пальчиками украшаем птичек, веточки с ягодами, цветы для мамы, рукавички. Следующая  техника, освоенная детьми - рисование  ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего возраста. Ведь дети не только видят  краску, но и чувствуют ее. Еще  один прием - разбрызгивание. Детям  очень нравится с помощью зубной щетки и краски рисовать домик  для собачки, праздничный салют. Работа с зубной щеткой доставляет детям удовольствие.

Следующая техника - рисование  тычком, сухой кистью. Дети учатся передавать характерные особенности перьев цыплят (они пушистые, мохнатые елочки, пушистые иголочки). Сейчас ребята осваивают еще одну технику - оттиск поролоном. Учимся рисовать неваляшек, передавая их форму, цвет, развиваем чувство ритма, зрительное восприятие. Увлекательные путешествия в мир рисования провожу 2 раза в месяц по 15 минут. Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное верить, что художественное творчество не имеет ограничений. Дети рисуют ладошками, пальчиками, сухой кистью, тычком.

Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. С уверенностью могу сказать, что каждый из методов рисования - маленькая игра. И их использование  позволяет детям чувствовать  себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Работая по данной теме, делаю  вывод, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет малышам  радость, ведь они с удовольствием  покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая  кружащие в  воздухе листочки, падающий снег. Дети радуются своим успехам, привлекая внимание взрослого к  своим достижениям.

 Поэтому в групповой  комнате. Где я работаю созданы условия для познавательной активности и самостоятельности детей по изобразительной деятельности. Предметы развивающей среды расположены рационально, логично и удобно, отвечают требованиям безопасности. Санитарно-гигиеническим нормам. Физиологии детей. Принципам функционального комфорта.

 

 

Уголок нетрадиционного изо

За время своей работы по данной теме, собрала свою мини-библиотеку в которой около 40 книг и журналов по Нетрадиционному рисованию. Что позволяет разнообразить занятия и повысить свой профессионализм.

 

Из опыта работы с родителями

     Опыт моей работы показывает, что в образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изодеятельности.

  Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Работа с родителями:

     Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и моих рекомендаций. Так как родители не всегда понимают важность художественного творчества и не владеют приёмами обучения я провожу с ними консультации и беседы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы .

Диагностика:

     Начальная и конечная диагностика детей с детьми раннего и младшего дошкольного возраста  После каждого этапа диагностики делаю анализ в котором выявляю:

1. Степень освоения ребёнком  задач по разделу нетрадиционная  художественная деятельность, выявляю  высокий, средний. низкий уровни.

2. Комплектую подгруппы  по уровню развития (высокий, средний, низкий) .

3. Планирую работу с  каждой подгруппой.

4. Информирую родителей  в индивидуальных беседах о  результатах обследования.

Критерии оценки

Моя работа строится, прежде всего, на результатах диагностики. Чтобы ознакомиться со знаниями детей  более полно, я разработала систему  диагностики для каждой возрастной группы, начиная с самых маленьких 

1 балл - задание выполнено  плохо

2 балла – задание выполнено  частично

3 балла – задание выполнено  хорошо

Заканчивая год с детьми ясельной группы, я наметила перспективу  работы на следующий учебный год - для того, чтобы добиться достаточной  точности в нетрадиционной техники  изодеятельности при переходе детей  в старшую группу обратить больше внимания на: индивидуальную работу с  детьми с низким уровнем. Порекомендовать родителям заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

Результативность:

1) Развивается творческий  потенциал детей. 

2) Дети получат радость  от сотворчества .

3) Дети осваивают нетрадиционную  технику в изобразительной деятельности;

4) У родителей проявляется  повышенный интерес к творчеству  детей. 

Наряду с полученными  результатами выявили качественную характеристику уровней выполнения задания и выделили уровни:

Низкий уровень: не проявляет  интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными  навыками и умениями.

Средний уровень: проявляет  интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.

Высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при  выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Развитие мелкой моторики,  не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать  внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. Основная задача занятий нетрадиционной изодеятельностью состояла в том, чтобы  сделать доступными и легко выполнимыми  все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём  постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

Сравнивая результаты этих двух лет я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изодеятельности приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ролевая и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы дошкольника