Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций

Краткое описание

Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.

Файлы: 30 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$кция 1.doc

— 162 байт (Скачать)

Лекция 1.doc

— 122.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Лекция 11.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 142.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 116.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 16.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 17.doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 132.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 22.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 147.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 110.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

    В работах советских ученых, посвященных проблеме развивающего обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л. В. Занков, В.В. Давыдов, М.А .Данилов, М.Н. Скаткин и др.), изучались психологические основы и разнообразные формы и способы развивающего обучения.. Наиболее известными положениями являются идеи Л. В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности; в обучении необходимо соблюдать темп в прохождении изучаемого материала; преобразующее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями (принцип ведущей роли теоретических знаний); осознание учеником значимости процесса учения, целей и результатов обучения; одновременная работа над развитием всех учащихся – как более успешных в учении, так и отстающих.

        Все указанные функции находятся в сложных взаимосвязях, посредством которых проявляется диалектический характер их единства. Возможность комплексного осуществления этих функций должна быть заложена как в учебном материале (содержании обучения), так и в способах и технологиях, посредством которых это содержание передаётся и организуется педагогическое общение. Целостность обучения проявляется в единстве обучающей, воспитывающей и развивающей функций, которые необходимо реализовать в целостном учебно-воспитательном процессе. 

    Цикличность и ступенчатость  процесса обучения.

           Цикличность и ступенчатость  процесса обучения заключается  в том, что учебный материал  разбивается на относительно  небольшие части, основательно  изучается каждая из них, осуществляется контроль за ее усвоением, а затем усваивается другая часть материала, более сложная. Идея о ступенчатости образования и цикличности обучения была выдвинута в 50-х годах Н. А. Петровым. Цикл обучения -- это последовательность определенных действий учителя и учащихся, направленных на осуществление связи со старым материалом и опытом ученика в качестве основы для введения нового материала, закрепление его и контроль усвоения. 

    Сущность  процесса обучения с  позиции других наук.

         Закономерности процесса обучения являются предметом изучения не только одной педагогики, но и других наук, с которыми педагогика связана.

        Педагогика, обращаясь к основополагающим  концепциям физиологии, широко опирается на учение о двух сигнальных системах (например, при исследовании проблемы соотношения слова и наглядности), дает объяснение многим формам поведения и различной степени активности учащихся с позиции возникновения очагов возбуждения и торможения. Ключ к пониманию утомляемости при активном учении - в понимании механизма снижения возбудимости клеток коры головного мозга, подвергающимся слишком длительному или сильному раздражению. Привлекают внимание педагогов и интенсивно ведутся в последнее время исследования ритма  физиологических функций (биоритмов) и их влияние на работоспособность человека.

         Особый подход к пониманию  процесса обучения выдвигает  и кибернетика, рассматривая обучение как особую управляемую замкнутую систему. Управляющим центром ее является учитель, управляемым объектом - ученик, а само управление осуществляется на основе посылки информации из управляющего центра по каналу прямой связи и получения информации о поведении управляемого объекта по каналу обратной связи.

           Вопросы познания и познавательной  деятельности человека – это коренные вопросы философии – связаны с проблемой обучения в педагогике. В основе философской теории познания лежит теория отражения. Согласно этой теории процесс познания объективного мира представляет собой процесс отражения явлений действительности в сознании человека. Материалистическая сущность отражения заключается в том, что вся материя обладает способностью отражать и быть отражаемой, «что наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира». Формула процесса познания:  «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания  истины, познания объективной реальности». (В. И. Ленин).  

  1. Структурные компоненты процесса обучения, его этапы  и виды.
 

    Чтобы всесторонне представить структуру  процесса обучения, обратимся к характеристике процесса трудовой деятельности, которая была дана К. Марксом в “Капитале”. К. Маркс рассматривал процесс труда как деятельность человека, в которой он выделял элементы опосредования, регулирования и контроля. Описывая процесс труда, он отмечал: “В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. И это подчинение не есть единственный акт. Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля …”.

    Такой анализ деятельности требует определить в ней цель; мотивы; содержание; способы  действий, протекающие при напряжении физических и интеллектуальных сил; способы регулирования действий и контроля за их результативностью.

   На основе системно-структурного  анализа процесса деятельности  представляется возможным относительно  целостно представить структурные  компоненты процесса обучения:

    1) целевой,  2) стимулирующе-мотивационный,  3) содержательный, 4) операционно-деятельностный (формы, методы, средства обучения), 5) контрольно-регулировочный,  6) оценочно-результативный.

       Эти компоненты характеризуют полный цикл взаимодействия педагогов и обучаемых в учебном процессе.

       Целевой – отражает осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучаемых темы или раздела, учебного предмета в целом. Цель обучения социально детерминирована.

       Стимулирующе-мотивационный   компонент предполагает, что педагог в ходе обучения будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся познавательных интересов, потребностей в решении поставленных задач. Смысл этого компонента заключен в единстве стимулирования и мотивации учебно-поисковой деятельности обучающихся.

      Содержание обучения  определяется образовательными стандартами, учебными  планами, программами и учебниками по данному предмету. Содержание урока корректируется учителем. В настоящее время педагогам представлены права разрабатывать авторские программы и учебники.

      Операционно-деятельностный  компонент отражает процессуальную сущность обучения. Этот компонент реализуется посредством определенных методов, средств, форм организации преподавания и учения. (В последующих лекциях мы подробнее остановимся на методах, средствах, формах обучения).

       Контрольно-регулировочный компонент предполагает одновременный контроль преподавателя за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых. Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе – получение учителем информации о степени затруднений школьников, о качестве решения ими задач, о типичных ошибках и т.д. Обратная связь вызывает необходимость регулирования деятельности учителя (изменение содержания, форм, методов, средств) и деятельности ученика (работа над ошибками, рефлексия и саморегулирование своих действий, повторение учебного материала и т.д.)

       Оценочно-результативный  компонент предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в учёбе результатов.

       Все компоненты учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм организации обучения и стимулирования деятельности учащихся. По ходу обучения необходимы текущий и итоговый контроль, оценка, регулирование учебного процесса. Наконец все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат. Наглядно это можно изобразить следующим образом:

Организация процесса обучения

 
ХАРАКТЕР  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА
1.Определение  целей и задач учебно-познавательной  деятельности учащихся.

2. Стимулирование  потребностей в знаниях и мотивов  учебно-познавательной деятельности  учащегося.

3.Определение  содержания учебного материала  для усвоения, применения на практике.

4.Организация  учебно-познавательной деятельности  учащихся по овладению изучаемым  материалом и формированию у  них знаний, умений и навыков,  способов мышления и деятельности.

5.Создание  условий для эмоционально-положительного отношения к учению, сотрудничеству, самообразованию.

6.Регулирование  и контроль за процессом и  результатом учебно-познавательной  деятельности.

7.Оценивание  и совместная рефлексия результатов  учебно-познавательной деятельности  учащихся.

1.Осознание  и принятие целей и задач учителя и определение целей и задач учения.

2. Развитие  и углубление потребностей и  мотивов учения. 
 

3.Понимание  основных вопросов учебного материала,  подлежащего усвоению.

4. Организация  учения (психологический аспект): восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация знаний. 

5.Проявление  эмоционально-положительного отношения  и волевых усилий в учебно-познавательной  деятельности.

6.Самоконтроль  в процессе учения. 
 

7. Самооценка  результатов учения, совместной деятельности на уроке.

 
  1. Закономерности  и принципы процесса обучения.
 

    История дидактики характеризуется постоянным стремлением исследователей выявить  общие принципы обучения и на их основе сформулировать требования к  деятельности педагогов, соблюдение которых обеспечило бы качество образования.

    Современные принципы дидактики обуславливают  требования ко всем компонентам учебного процесса и логике их развертывания: целям и задачам; отбору содержания; выбору форм и методов обучения, стимулированию, контролю; планированию и рефлексии. Анализ многочисленных разработок систем дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие:

  • научности,
  • сознательности и активности,
  • систематичности и последовательности,
  • наглядности,
  • доступности,
  • прочности,
  • связи теории и практики обучения с жизнью,
  • индивидуализации и дифференциации.

                                                                                         
 
 
 

                                                                                                    Таблица 19

Дидактические принципы

Дидактические принципы Проявление  дидактических принципов  обучения
1. Научность Соответствие  учебного материала уровню современной  науки, включение в учебные предметы информации о новейших достижениях и открытиях. Отражение структурных связей в учебном материале, адекватных связям внутри научной теории и системе методологических знаний, включающей: общенаучные термины, знания о структуре знаний и знания о методах научного познания.
2. Сознательность и активность Взаимосвязь педагогического  руководства с сознательной, активной творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмыслении учениками целей и задач обучения, в знании ведущих идей темы и фактов, понимании учебного материала и умении его применять на практике. Основа сознательности – речемыслительная и волевая активность учащихся. Активность связана с самостоятельностью мысли и действий.
3. Систематичность  и последовательность Отражение содержательно-логических связей учебной дисциплины с учетом познавательных возможностей учащихся, их предшествующей подготовки, содержания других предметов; это получение знаний в системе, последовательное овладение знаниями, умениями и навыками. Этот принцип предполагает реализацию межпредметных связей: согласованное изучение теорий, законов, понятий, общих для родственных предметов, общенаучных методов познания и методологических принципов, формирование общих видов деятельности и систем отношений.
4. Наглядность Опора на реальные представления учеников. В основе этого принципа лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Реализовать принцип наглядности на уроке – значит включить учащихся в деятельность, связанную с моделированием, идеализацией, мысленным экспериментированием.
5. Доступность Соответствие  объема и уровня сложности учебного материала реальным возможностям школьника  в зоне его ближайшего развития.
6. Прочность Основательное изучение учебного материала, при котором  учащиеся способны воспроизвести его  в памяти или воспользоваться  им как в учебных, так и в  практических целях. Прочность овладения  учащимися знаниями, умениями и навыками зависит, как от объективных факторов (содержания и структуры учебного материала), так и от субъективного отношения учеников к учебному предмету, самообразованию, учителю. Прочность усвоения обуславливается организацией и способами обучения. Память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее учебный материал, чем активнее в его получении участвуют учащиеся, тем прочнее этот материал закрепляется и сохраняется.
7. Связь теории и  практики обучения  с жизнью Включение в  содержание учебных дисциплин способов учебно-познавательной и исследовательской деятельности, а также материала прикладного характера, связанного с наблюдением и объяснением явлений природы и явлений, происходящих в тех или иных областях человеческой деятельности.
8. Индивидуализация  и дифференциация Соответствие  содержания, форм, методов, темпов обучения интересам, способностям, потребностям и профессиональным намерениям учащихся.

Лекция Современное состояние образования.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочая программа Педагогика Ин.яз бейзеров.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ПЕДАГОГИКА (ИН.ЯЗ).doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица рассчета баллов по курсу.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика Лабораторных работ.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика СУРС.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темы реферативных работ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Типовая учебная программа (Педагогика).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"