Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций

Краткое описание

Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.

Файлы: 30 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$кция 1.doc

— 162 байт (Скачать)

Лекция 1.doc

— 122.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Лекция 11.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 142.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 116.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 16.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 17.doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 132.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 22.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

   Лекция 5

   Личность  ученика как субъекта образования и  развития

   1.Ведущие  факторы и условия развития личности в существующих теориях.

   2.Роль  обучения в развитии личности.

   3.Воспитание  и социализация.

     4.Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. 
 

   1.Ведущие  факторы и условия развития личности в существующих теориях. 

  • Личность – особое качество, которое приобретает индивид в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые он вовлекается.

Личность рассматривается как интрегративное образование, формирующееся в предметной деятельности и общении.

  • Развитие – объективный процесс последовательных количественных и качественных внутренних изменений во всех сферах личности; ее взросление.
  • Развитие личности осуществляется на протяжении всей жизни человека.
  • Развитие,  прежде  всего,  характеризуется  качественными  изменениями.

О развитии личности судят по формированию новообразований. Это могут быть новые личностные качества, способности, умения и т.д.

  • Необратимость – любая деградация (или обратное развитие) не является  зеркальным отражением поступательного развития.

Возвращение системы  на исходный уровень функционирования  возможно лишь по одному или нескольким  показателям – полное восстановление достигнутого ранее, невозможно.

Направления развития личности

  • социальное,
  • культурное,
  • интеллектуальное,
  • физическое,
  • профессиональное,
  • развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр.),
  • развитие  познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств.
  • Интегральным показателем развития выступает развитость личности. Развитие и развитость – процесс и результат степени реализации своих возможностей человеком.
  • Взаимосвязь прогресса и регресса

Любое развитие  включает в себя  две  структуры – прогресс и регресс.

Прогрессивное развитие  (от низшего к высшему) обязательно включает в себя элементы  регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений  развития оставляет нереализованными многие другие

  • Неравномерность развития

Периоды  резких качественных  скачков сменяются  постепенным накоплением  количественных изменений.

  • Зигзагообразность развития 

Неизбежным  во всяком развитии является  не только замедление, но и откат назад, ухудшение  функционирования  системы как условие нового подъема.

Этот феномен  связан с формированием  принципиально  новых структур, которые  на начальных  этапах функционирования  работают в некоторых отношениях хуже, чем  старые.

(Например, когда  ребенок переходит от ползания  к ходьбе, он перемещается в пространстве  медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья.)

  • Переход стадий развития в уровни

При появлении  нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с  некоторыми специфичными только для  него  функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы.

Так, первые две  стадии  мышления ребенка – наглядно-действенное  и образное  – не исчезают с  появлением абстрактно-логического  мышления, но сохраняются в качестве особых форм  для решения задач  определенного типа

  • Тенденция к устойчивости

Наряду с тенденцией к качественному  изменению  и  переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется  в единстве с тенденцией  к  устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов  функционирования.

 Иначе говоря, успешное развитие невозможно  без  сильной  консервативной  тенденции.

  • Тенденция к устойчивости

Наряду с тенденцией к качественному  изменению  и  переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется  в единстве с тенденцией  к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов  функционирования.

 Иначе говоря, успешное развитие невозможно  без  сильной  консервативной  тенденции.

  • Вопрос о факторах (условиях и движущих силах) развития человека  долгое время оставался дискуссионным.
  • Одни исследователи считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон, З. Фрейд), другие приписывали главную роль среде (Дж. Уотсон), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют (В. Штерн).

В педагогических и психологических исследованиях  по проблеме личности и ее развития имели место несколько основных направлений:

  • биологизаторское;
  • социологизаторское;
  • биосоциальное;
  • концептуальные положения современной педагогики и психологии

    Биологизаторское  направление

    Все в личности предопределено наследственностью.

  • “Учитель – повивальная бабка, он ничего не может дать, а только помогает разродиться.” Сократ.
  • Считают личность сугубо природным существом.
  • Все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.).
  • Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.
  • Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску.
  • Неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
  • Социологизаторское направление
  • Хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.
  • Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.д.
  • Ребенок – “чистый лист”, все зависит от условий среды. Развитие полностью зависит от обучения.
  • “Женщина должна нам дать организм, а мы из него сделаем советского человека”. Т.Д. Лысенко

Современная психология и педагогика

  • Рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
  • Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях деятельности, но и на образе жизни.
  • Решающую роль в развитии личности играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для саморазвития, т.е. преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (раздражительность, вспыльчивость, замкнутость и т.п.).

Что влияет на развитие личности?

  • В развитии личности биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве,  преобладающее значение имеют социальные факторы.
  • Воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.
  • Нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность, самовоспитание.
  • Активность и внутренняя позиции личности по отношению к средовым и воспитательным воздействиям определяет направления  формирования личности и служит основой для саморазвития и самовоспитания.

Деятельность  как фактор развития личности

Две противоположные  точки зрения:

1-ая точка  зрения - развитие личности как  самостоятельный процесс.

  • Развитие личности – самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от обучения и воспитания.
  • Развитие происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает.
  • Обучение и воспитание играют пассивную роль в личностном формировании.
 

   2.Роль  обучения в развитии личности. 

Проблема  соотношения  обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение  содержания образования,  выбор форм и методов обучения.

Напомним, что  под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ученику,  а широкое  взаимодействие между обучающим и обучающимся,  способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством  организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных,  хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:

собственно  биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических  структур; 
психическое (в  частности,  умственное) развитие как определенная динамика его уровней,  как своего рода умственное созревание.

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение  обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в  том,  что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от  друга  процесса. Но  обучение  как бы надстраивается над созреванием мозга.  Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей,  которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к  нему.  А поскольку  это так,  то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение  и  развитие,  отождествляют  тот  и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья  группа  теорий  объединяет  первые две точки зрения и дополняет их новым положением:  обучение  может  идти  не  только вслед  за  развитием,  не только нога в ногу с ним,  но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.  
Эту существенно новую идею выдвинул Л. С. Выготский.  Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности.  В связи с  этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый - уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика,  который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то,  что ребенок не может выполнить самостоятельно,  но  с чем он справляется с небольшой помощью.  То,  что сегодня ребенок делает с помощью взрослого,  отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития,  в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Современная отечественная педагогика стоит  на  точке  зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. 

3.Воспитание  и социализация.  

Взаимодействие  человека  с  обществом  обозначается понятием  "социализация" 0,  которое имеет междисциплинарный статус и  широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. 
Понятие о  социализации  как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление,  сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация". 
Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало  обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.  Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом  которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микрои макрогруппам.

Лекция 6.doc

— 147.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 110.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Современное состояние образования.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочая программа Педагогика Ин.яз бейзеров.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ПЕДАГОГИКА (ИН.ЯЗ).doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица рассчета баллов по курсу.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика Лабораторных работ.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика СУРС.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темы реферативных работ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Типовая учебная программа (Педагогика).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"