Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций

Краткое описание

Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.

Файлы: 30 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$кция 1.doc

— 162 байт (Скачать)

Лекция 1.doc

— 122.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Лекция 11.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 142.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 116.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 16.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 17.doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Лекция 2

 

Педагогическая  деятельность: сущность, структура, функции 

  1. Педагогическая  профессия, ее миссия и место в  профессиональной сфере человека.
  2. Социально и профессионально обусловленные требования к личности педагога.
  3. Структура педагогической деятельности.

4.  Уровни развития профессионализма педагога. 

  1. Педагогическая  профессия, ее миссия и место в профессиональной сфере человека
 

      В условиях реформирования высшей и средней  школы, при которых вариативность  и дифференциация образования, свобода  образовательного выбора, инновационный характер образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи, образовательные комплексы) стали реальностью, предъявляются повышенные требования к профессиональной подготовке учителя (преподавателя), его педагогическому мастерству, профессиональной компетентности и общей культуре.

      Кризис  традиционной педагогики, несостоятельность  авторитарного подхода к воспитанию подрастающего поколения с одной  стороны и переориентация общественного  сознания, связанная с актуализацией  проблем человека в современном мире – с другой, выдвинули на первый план проблему гуманизации образования. Принципы реализации гуманистической направленности педагогической деятельности предполагают:

           пересмотр и переоценку всех компонентов педагогического труда и его структуры;

           организацию обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и жизненных устремлений учащихся;

            применение стиля педагогического общения и утверждение паритета отношений в учебно-воспитательном процессе;

            очеловечивание учебного материала, означающее включение аксиологической и культурологической составляющих в его содержание;

            дифференциация содержания обучения и учебной деятельности, соотношение учебного материала с индивидуально-типологическими особенностями учащегося.

        К.Роджерсом, одним из основателей гуманистической психологии, выделены системообразующие качества образа нового педагога:

              понимание ценности и значимости каждого человека;

              способность к личностному ответственному выбору;

              значимость радости учения как творчества;

              открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям;

              поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся;

              эмпатическое понимание образа мыслей и поведения учащегося.

      Деятельность  педагога трудна и уникальна, имеет  сложную организацию и динамическую структуру. В качестве структурных  компонентов любой деятельности, а значит и педагогической выделяются: «мотив – цель – действия – операции» (А.Н.Леонтьев). Профессиональная педагогическая деятельность есть система и последовательность педагогически целесообразных действий педагога, направленных на достижение поставленных целей путем решения педагогических задач. Н.В.Кузьмина выделяет в психологической структуре деятельности педагога пять функциональных компонентов: гностический (познавательный), проектировочный, конструкторский, организаторский, коммуникативный. Эффективность решения педагогических задач и ситуаций зависит от наличия или отсутствия вышеопределенных компонентов, их соотношения. По временному признаку педагогические задачи делятся на стратегические, обусловленные далекими перспективами; тактические, определяемые близкой перспективой; оперативные, диктуемые конкретной ситуацией. Предъявляются особенные требования к умению педагога формулировать задачи и решать их. В соответствии с развивающей функцией образования  важнейшими педагогическими задачами для учителя выступают развитие в каждом ученике уникальной личности и организация процесса обучения на основе индивидуального подхода. Основные пути решения этих задач следующие: дифференциация содержания обучения и учебной деятельности обучаемых; выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика как персональный путь реализации его личностного потенциала.

      Исследуя  специфику профессиональной деятельности педагога, многие исследователи пришли к выводу о том, что важнейшим  условием ее (деятельности) продуктивности выступает собственная личность педагога. Качество образования, эффективность педагогического процесса определяются не только высоким профессионализмом и продуктивными технологиями, а прежде всего особенностями личности учителя. Другими словами, при решении педагогических задач учитель опирается на систему знаний и умений, а также личностные качества. 

  1. Социально и профессионально  обусловленные требования к личности педагога
 

Профессиональные  знания и педагогические умения учителя

        Знания, педагогические умения и  личностные особенности, а также  результаты деятельности педагога  можно считать составляющими  профессиографического модуля учителя.  Соотношение данных параметров  у работающего педагога может  быть различным, что и позволяет говорить о разных уровнях профессионализма учителя.

      Профессиональные  знания (психолого-педагогические, предметно-научные, методологические, общекультурные и  т.д.) по основам наук, сведения о  соответствующем опыте практической деятельности, обеспечивающие преемственность в профессиональной деятельности учителя, составляют основу его профессионального развития. Среди них особую значимость приобретают знания о сущности труда учителя в современный период, об особенностях педагогической деятельности и общения, о личностных особенностях учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных и индивидуально-типологических особенностях.

      Современной тенденцией развития науки, культуры является взаимодействие различных областей, что отражается на открытии новых  межнаучных направлений, культурных сфер, специальностей и специализаций. В этой связи в образовательном процессе актуализируется проблема объединения учебных дисциплин, методологических стратегий, подходов в реализации межпредметных связей, создания единой развивающей среды. По-видимому, уходит время жестокой предметной специализации учителя. Разработка целостных междисциплинарных интегрированных курсов в значительной мере изменит структуру знаний учителя.

      Педагогические  умения – основа профессии учителя. Психологической основой педагогических умений, по К.К.Платонову, является единое взаимоотношение между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. Под педагогическим умением будем понимать владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний (О.А.Абдуллина).

      При определении перечня профессиональных умений   большинство исследователей исходит из функций педагога. Так, О.А.Абдуллина считает первейшей функцией любого педагога изучение учащихся и выдвигает на первый план диагностические умения, затем  –проектировочные, воспитательные и исследовательские. А.И.Щербаков выделяет следующие функции умений: информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, коммуникативная, организаторская, исследовательская. В.А.Сластенин выделяет конструктивно-планирующую, организаторскую, коммуникативно-обучающую, воспитывающую и исследовательскую функции педагогических умений.

      Следуя  за Н.В.Кузьминой, мы исходим из того, что профессиональный модуль учителя имеет в своем составе педагогические умения двух классов: общепедагогические и специальные. Специальные умения связаны с преподаванием конкретного предмета. Дадим краткую характеристику каждого общепедагогического умения.

      Познавательные  умения связаны с познанием предмета, учащихся и результативности собственной деятельности. Педагог:

            умеет добывать новые знания, приводить их в мобилизационную готовность при решении педагогических задач;    

           ориентируется на инновационную деятельность (инновация – внедрение новшеств в уже существующую реальность) как объективную ценность;

            осознает себя субъектом профессионального выбора, понимает и принимает необходимость выбора и самоопределения в отношении собственной профессиональной стратегии в условиях существующих технологий;

            умеет анализировать свою деятельность и деятельность учащихся во взаимосвязи, ищет причины неудач в недостатках собственной деятельности и личностных свойствах.

      Проектировочные умения связаны с перспективным планированием, со структурированием плана, координацией его отдельных частей. Педагог:

          умеет формулировать стратегические педагогические задачи;

          устанавливает цели обучения и воспитания по своей дисциплине в виде одной или нескольких профессиональных стратегических задач, расчленяет конечную цель на подцели, выбирает средства для их осуществления;

           изучает личность ребенка в целях диагностики и прогнозирования развития;

            создает модули (виды работы) обучения, строя их по принципу функционального узла, интегрирующего все компоненты системы и обеспечивающего ее динамику;

            конструирует проблемно-модульные учебные программы;

            разрабатывает перспективный план изучения материала в целом, устанавливая связи интегрирующего характера по всему курсу, соотнося изучение материала курса со стандартами, базисным учебным планом, учитывая культурные традиции, национально-исторические особенности при планировании курса.

      Конструктивные  умения связаны с ежедневным планированием, с композицией каждого конкретного урока, занятия, лекции. Педагог:

         умеет выбирать рациональную структуру урока и определять его построение;

          осуществляет презентативную (предъявление), интенсивную (побуждение), диагностическую и корректировочную функции при конструировании урока;

          понимает и принимает ценностное и смысловое содержание диалога как максимально продуктивной стратегии отношения к окружающему миру, людям, системе ценностей межличностного общения;

          учитывает при планировании разноуровневость, профильность и вариативность образования;

           отбирает, моделирует, актуализирует учебный материал с позиции его адекватности интересам развивающейся личности учащегося;

           определяет движущие силы развития ребенка и заботится о развитии его индивидуальности и неповторимости;

            создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей воспитанников, стимулирует интерес учащихся;

            умеет планировать свою работу и работу учащихся на конкретном уроке, занятии, лекции.

      Организаторские умения связаны с организацией учебного материала, организацией своей деятельности и деятельности учащихся. В организаторских умениях отражаются требования образовательных систем к методам, технологиям, техникам, средствам, формам, приемам в области организации содержания обучения. Педагог:

            организует исполнение профессиональных замыслов, методологических ориентиров, педагогических проектов;

             предъявляет учебно-воспитательную информацию в соответствии с принципами педагогики сотрудничества;

             организует обучение как процесс самовыражения учащихся;

             вооружает учащихся технологиями деятельности и способами работы, создает условия для проявления личностных качеств учащегося, в основе которых лежат их индивидуальные особенности и возможности.

    Коммуникативные умения проявляют искусство общения педагога с детьми. Они обширны и многообразны и разделяются на две группы: 1) связанные с саморегуляцией педагога, управлением его своим поведением, настроением, вниманием, речью; 2) умения строить взаимоотношения с учащимися, среди которых выделяются коммуникативно-познавательные, коммуникативно-конструктивные, коммуникативно-организаторские и собственно коммуникативные умения. Подобное деление объясняется тем, что коммуникативная деятельности представляется производной от всех других, она является своеобразной экстериоризацией познавательной, проектировочной, конструктивной и организаторской деятельности педагога.

Лекция 22.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 147.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 110.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Современное состояние образования.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочая программа Педагогика Ин.яз бейзеров.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ПЕДАГОГИКА (ИН.ЯЗ).doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица рассчета баллов по курсу.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика Лабораторных работ.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика СУРС.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темы реферативных работ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Типовая учебная программа (Педагогика).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"