Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций

Краткое описание

Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.

Файлы: 30 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$кция 1.doc

— 162 байт (Скачать)

Лекция 1.doc

— 122.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Лекция 11.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 142.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 116.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 16.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 17.doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 132.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 22.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

   Лекция 6

   Образование как целостный  педагогический процесс

   1.Педагогическая  процесс как совокупность взаимосвязанных  и взаимообусловленных процессов обучения и воспитания, объединённых образовательной целью развития личности.

   2.Структура  педагогического процесса и этапы его проектирования.

       3.Закономерности и принципы педагогического  процесса. 

1.Педагогический  процесс является целостным процессом 

Педагогический  процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи  воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки  этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно.

Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

Таким образом, целостность педагогического  процесса означает подчинение всех процессов  его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.

Целостность педагогического процесса проявляется:

 
-в единстве процессов обучения, воспитания и развития;

-в соподчиненности  этих процессов;

-в наличии  общего сохранении специфики  этих процессов. 

3.Педагогический процесс является многофункциональным процессом.

Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

Образовательная:

  • реализуется, прежде всего, в процессе  обучения;
  • во внеклассной работе;
  • в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная (проявляется во всем):

  • в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;
  • в личности и профессионализме педагога;
  • в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая: 
Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

  • Педагогический процесс обладает рядом свойств.

Свойствами  педагогического процесса являются:

  • целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы;
  • целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;
  • целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.
 
 

2.Структура  педагогического процесса и этапы его проектирования. 

Структура педагогического процесса.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса состоит  из следующих компонентов:

      • Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент характеризуется:

  • эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);
  • мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);
  • формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.
      • Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

      • Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

Связан с разработкой и отбором содержания образования. 
Содержание чаще всего предлагает  и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся; 
Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от  возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

      • Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса. 
Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

      • Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.

Педагогические  процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов  можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе  «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью.

На данном этапе решаются следующие важные задачи:

  1. целеполагание;
  2. диагностика условий;
  3. прогнозирование достижений;
  4. проектирование и планирование развития процесса.
 

Основной  этап – осуществление педагогического  процесса – можно рассматривать  как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные  элементы:

  1. постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
  2. взаимодействие педагогов и учеников;
  3. использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
  4. создание благоприятных условий;
  5. осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
  6. обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап  анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для  того, чтобы в будущем не повторять  ошибок, неизбежно возникающих в  любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

3.Закономерности  и принципы педагогического  процесса. 

Наиболее  общая  устойчивая  тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном  присвоении  подрастающими  поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса. 
С основным законом тесно связаны специфические законы,  проявляющиеся как педагогические закономерности.  Прежде  всего  это обусловленность  содержания,  форм  и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества и  соответствующих  им производственных отношений и надстройки.  Уровень образования определяется не только требованиями производства,  но интересами господствующих в обществе,  направляющих политику и идеологию социальных слоев. 
Эффективность педагогического  процесса  закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических,  морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране,  а также от действий  субъективного фактора - руководителей органов образования. Объективной является зависимость воспитательных результатов  от  особенностей  взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты  обучения и воспитания зависят от характера деятельности,  в которую на том или ином этапе своего развития  включается  воспитанник.  Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников. 
Для непосредственной  практики  организации  педагогического процесса  большое значение имеет уяснение внутренних закономерных связей между функциональными компонентами.  Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации.  Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д.

Закономерности  педагогического  процесса  находят свое конкретное выражение в основных положениях,  определяющих  его  общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.

В современной  науке принципы - это основные,  исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения,  действия.  2 Принципы педагогического процесса, таким образом,  отражают  основные  требования к организации педагогической  деятельности,  указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Принципы  педагогического процесса выводятся из закономерностей. В то же время они являются итогом научного осмысления достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой  современной педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педагогами и воспитанниками. Отражением взаимосвязи обучения,  воспитания и развития стало появление "новых" принципов,  таких, как развивающий характер обучения, воспитывающий характер обучения,  единство обучения и воспитания. Из обусловлен яости  педагогического  процесса  уровнем  развития производительных сил вытекает принцип связи обучения и воспитанияс жизнью и практикой.

До недавнего  времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то,  что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение  двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников.

С принципами  педагогического процесса тесно связаны педагогические правила.  Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности.  Оно используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической  ситуации.

Принцип гуманистической  направленности педагогического процесса . - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования  всесторонне развитой личности.  Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей. 
Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и  производственной  практикой. Этот  принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования  и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике,  политике, культуре и всей общественной жизни страны и  за ее пределами.  Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с  текущими  событиями;  широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться  в  общественно  полезную деятельность как в школе,  так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Лекция 7.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 110.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Современное состояние образования.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочая программа Педагогика Ин.яз бейзеров.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ПЕДАГОГИКА (ИН.ЯЗ).doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица рассчета баллов по курсу.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика Лабораторных работ.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика СУРС.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темы реферативных работ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Типовая учебная программа (Педагогика).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"