Лошадь в современной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Мы постараемся рассказать, где и когда по¬явилась лошадь, как шла ее эволюция. Данная работа познакомит вас с замечательными породами лошадей, которыми восхищались и восхищаются до сих пор во всем мире. Вы увидите какую важную роль играло это животное во времена великих сражений, а также узнаете о ее лечебных свойствах и поймете, что это незаменимый помощник в медицине. Вы узнаете больше о конном спорте — спорте мужественных и смелых, о национальных конноспортивных ирах, конных пробегах и увлекательном конном туризме, а также великолепные отзывы поэтов, писателей, скульпторов. И, наконец, вы убедитесь в том, что на протяжении все веков лошадь была и остается феноменом в истории мировой культуры.

Оглавление

1. введение
2. Приручение и одомашнивание лошади
3. Тотемизм, культы и поклонения лошадям
4. Удивительные способности лошадей
5. Породы лошадей
6. Гипподромы, скачки, бега
7. Значение лошади
8. Заключение

Файлы: 1 файл

курсавик про лошадей-1 курс.doc

— 1.69 Мб (Скачать)

 

Поклонялись коню и скифские народы — с лошадьми у скифов были связаны многие обряды, в частности — жертвоприношение. Всюду, где были лошади, — всюду им поклонялись. Всюду, где они появлялись, — сразу занимали почетное место среди богов. Так, появившись, например, в Индии, конь сразу же превратился в нескольких небесных богов.

Поклонение коням, признание  их божественности было свойственно  если не всем, то почти всем народам Востока. Есть косвенные доказательства того, что ассирийцы — жители древнего государства, находящегося на территории теперешнего Ирана, содержали даже священных лошадей в парках при храмах и поклонялись им.

Но особенно почитались на Востоке белые кони. А среди них так называемые енисейские — высокие, сильные, элегантные. Этих коней, которых разводили в некоторых районах Ирана и Средней Азии, иранцы считали непосредственной собственностью богов. На земле же единственным владельцем их мог быть царь, ибо эти кони были одним из семи его сокровищ. И не случайно, когда Ксеркс I возглавил поход персов в Грецию, впереди его войска шли десять священных белых лошадей. Затем ехала колесница, запряженная белыми лошадьми, — пустая, так как теоретически она предназначалась для бога, и только потом — Ксеркс в колеснице, опять-таки запряженной белой лошадью. Правда, все это не помогло — греки тогда разгромили персов. Но почитание белой лошади от этого не стало меньше. Желание обладать такими лошадьми было столь велико, что из-за них нередко начинались войны: известно, что китайские императоры не раз затевали походы «на запад» — в Среднюю Азию, — чтоб увести, «небесных лошадей», ибо, как считалось в древнем  мире, они давали бессмертие императору и могущество державе, которой он правил. Кстати, с белым конем связано, немало ритуалов и поверий и у других народов. Например, в Японии в трех храмах держали белых лошадей, которые принимали участие в религиозных обрядах.

У древних германцев  тоже были священные белые лошади. Но германцы держали их не в храмах, а в конюшнях, так как верили, что эти лошади могут отогнать злых духов — они имеют такую власть, поскольку являются представителями богов на земле.

Но, пожалуй, один из самых  ярких культов лошади был в  Древней Греции. Греки узнали лошадей, видимо, раньше, чем арабы, и заслугу  их приручения и одомашнивания, как, впрочем, и других животных, ставших служить человеку, они приписывали Прометею. Но, видимо, еще до возникновения мифа о Прометее греки почитали богиню плодородия, которая представлялась им в облике кобылицы. В древней Трое на торжествах в честь божества грозы вокруг города возили огромное изображение лошади — воплощение этого бога. Видимо, этот обряд и послужил основанием для создания мифа о «троянском коне». Несколько позже лошадь в Греции «перешла» к одному из главных богов — богу моря Посейдону. Конечно, странно, что сухопутное животное посвящено богу вод, однако греки считали: лошади — морского происхождения. Доказательства налицо: во-первых, бег лошадиных табунов очень похож на стремительный бег волн; во-вторых, лошадь, как известно, предпочитает луга с сочной травой, то есть более влажные (опять же — вода!); в-третьих, — и это «доподлинно» было известно грекам — бог Посейдон имел кличку Гиппий, то есть конный, и получил он ее за то, что разъезжал на четверке запряженных в колесницу коней с рыбьими хвостами. Вот почему Посейдон считался покровителем коней и коневодства.

О лошадях-богах, об участии  лошадей в различных перипетиях Олимпа и его обитателей, о важной роли этих животных греки сложили немало легенд. Можно вспомнить и крылатого коня Пегаса, и человеко-коней — кентавров. Не ушли кони из мифологии и позже, когда богов уже начали представлять в человеческом облике: они обязательно были посвящены какому-нибудь богу и являлись его спутниками или помощниками. На Большом театре в Москве — колесница, которую мчат четыре коня. В колеснице — покровитель искусств бог Аполлон. Подобные квадриги можно было видеть на многих театрах. И не случайно: Аполлон — покровитель театра, а лошади — животные Аполлона. В Греции разъезжал на лошадях сам Зевс (они тоже были посвящены ему), а в Риме — сам Юпитер!

Впрочем, боги (самые главные, конечно) вообще разъезжали на колесницах, запряженных лошадьми. И не только древнегреческие боги, но и древнеиндийские — Индра и Варуна. Кстати, в «Ригведе» (первом, дошедшем до нас памятнике индийской литературы, относящемся к X веку до новой эры) солнце называется «быстроконным», а лучи его сравниваются с развевающимися гривами коней. Именно с грохочущих колесниц мечут огненные стрелы (молнии) хеттский Пирва и иранский Веретраген, литовский Перукунас и славянский Перун. Потом, когда вместо Перуна появился Илья Пророк, он тоже продолжал разъезжать, грохотать на колесницах. И он, и его лошади, естественно, были почитаемы на Руси, хотя тут, кстати, долгое время не знали слова «лошадь». Воины князя Игоря, во всяком случае, очень удивились бы, узнав, что они едут на лошадях. В русский язык слово «лошадь» пришло поздно, лет 700—800 назад, из тюркских языков: конь в тюркских языках — «алаш». У славян сначала отпала буква «а», а затем «лаш» превратилось в «лошадь». Лошадь в России — символ всего доброго и самого важного. У нее здесь были даже свои святые покровители — Фрол и Лавр.

У многих народов лошадь считалась символом плодородия. И этот символ надолго пережил религию. Уже давно забыты легенды и предания, уже никто не помнит о богах плодородия — их заменила агрономия, а на русских вышивках или кружевах часто можно видеть женщину, держащую под уздцы двух лошадок. Но лошадь в той или иной степени была почитаема у всех народов, знавших ее. И конечно, не случайно. Ибо роль и значение ее в жизни людей переоценить просто невозможно!

 

 

 

 

 

 

  1. Нет ей равного на Земле животного

4.1     Удивительные способности лошадей

«Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и физиологическими чувствами. Слышит лошадь лучше кошки, обоняет тоньше собаки, она чувствительнее к ходу времени и к перемене погоды... Нет ей равного на земле животного»,— так отзывался о лошади замечательный русский писатель А. Куприн.

Природа, создавая лошадь, действительно наделила ее изумительными свойствами. Если сравнить, к примеру, ее органы чувств с органами чувств других существ, то вряд ли можно найти какой-либо другой вид животных, у которого все они были бы столь хорошо развиты, как у лошади. Зрение у нее очень острое, она видит предметы одинаково хорошо как вблизи, так и вдали. Кроме того, благодаря расположению глаз лошадь имеет очень широкий угол обзора и видит почти в равной степени хорошо днем и ночью.

А до чего же тонкий у лошади слух! Он развит намного сильнее зрения. Лошадь улавливает даже малейшие шорохи, которые человеческий слух вообще не воспринимает. Она хорошо различает звук шагов своего хозяина и узнает его еще до того, как он появляется в дверях конюшни. Строение ее ушных раковин таково, что они не только улавливают звуковые волны, но и усиливают их. Подвижные ушные раковины всегда, как локаторы, поворачиваются в сторону источника звука. Когда лошадь попадает в незнакомое место, то говорят, она «играет» или «прядет» ушами, то есть внимательно   прослушивает   это   место.   Лошадь способна различать едва уловимые звуковые нюансы. Если хоть немного исказить ее кличку, то она не отзовется. Подмечено, например, также, что стоит ее тренеру чуть повысить голос, как у лошади учащается пульс.

Кроме слуха, у этого  животного сильно развито осязание. Но наиболее чуткие у него — губы и копыта. Поэтому специалисты-лошадники часто говорят, что лошади «видят» ногами дорогу.

Ни одно животное, пожалуй, кроме собаки, не может сравниться с лошадью и тонкостью обоняния. Она обладает хорошей памятью, отлично ориентируется в любой местности, легко запоминает дорогу и ее особенности.

Многим  наверняка  известны  истории,  когда лошади    самостоятельно    возвращались    домой, преодолевая различные преграды. Недаром зимой в ненастную погоду в степи лучше положиться на чутье лошади, на ее инстинкт — ночью, в метель она сама может отыскать дорогу к жилью, осторожно   минует   провалы,   заметенные   снегом, обрывы. Издавна подмечено, что лошадь прекрасно отыскивает брод в реке, а в безводных местах находит самый короткий путь к воде.

Многие, особенно горожане, боятся приблизиться к лошади, считают, что она может беспричинно   напасть,  лягнуть.   Эти   опасения,   как правило,   безосновательны.   Лошадь — животное неагрессивное и сама первой нападать не станет. Но она пуглива, и внезапное появление незнакомого человека или предмета вызывает у нее страх. Поэтому первая ее реакция — это реакция самозащиты, удар ногой. Лошадь с большим недоверием относится ко всему незнакомому, и прежде чем приблизиться к неизвестному объекту внимательно изучает его.

Мы не будем описывать  анатомические особенности  животного.   Но,  пожалуй,  стоит  все-таки сказать  об   одном   свойстве   организма  лошади, которое объясняет ее удивительную выносливость и работоспособность. Так, хорошо тренированная лошадь,  как  говорят  специалисты,   с   открытым дыханием, способна во время работы увеличивать емкость легких в 2—3 раза, а легочную вентиляцию в 10—12 раз. Вот каким резервом снабдила ее природа!

За длительное время  общения с этим животным люди изучили многие особенности его поведения и повадки. Замечено, например, что после продолжительного отдыха лошади проводят своеобразную    разминку — потягиваются,    подрагивают кожей, делают глубокие вдохи. После длительной и напряженной работы они любят поваляться в песке или разрыхленной земле. Валяясь, животные как бы массируют определенные участки тела, которые больше всего устали за время работы.

Наверное, многие наблюдали, как летом, в наиболее жаркое время дня, лошади, находясь на пастбище, разбиваются на пары. Причем животное в каждой паре становится так, чтобы своим хвостом отгонять оводов и слепней с головы и шеи партнера. Кроме того, они чешут друг другу те участки кожи, до которых сами у себя дотянуться не могут.

При нападении волков на косяк лошади сразу же собираются в круг. Жеребята-сосуны и жеребые матки оказываются в центре этого круга, и достать их оттуда волкам практически невозможно. Старый опытный жеребец-косячник и несколько кобыл постоянно охраняют свой табун. Люди с давних времен заметили, что лошади чувствительны к переменам погоды. Они как своеобразный барометр могут заранее предупреждать об ее изменениях. Если лошади храпят, то ждут вьюгу или ненастную погоду. В старину крестьяне считали, что если лошади фыркают летом, то это к дождю, а зимой — к метели. И еще: к дождю лошадь трясет головой и вскидывает ее вверх или бьет копытами о землю. Если зимой она ложится на пол конюшни, то это к потеплению.

Наблюдая за табунными  лошадьми, люди заметили: если лошади выходят на возвышенные места, то это к хорошей погоде, к потеплению, и, наоборот, если они собираются косяками и уходят в низину, то это к непогоде. Считалось, что если лошадь в плохую погоду не пасется и бегает по лугу, то обязательно погода изменится к лучшему, а если лошадь находится в игривом настроении зимой, то это к вьюге и метели. «Разумность» поведения лошадей порой настолько необъяснима, что приводит людей в недоумение. Об удивительных способностях лошадей, их умению мыслить также подтверждают опыты, проведенные над орловским рысаком Гансом.

 

    1. Умный Ганс

Лошади и ослики отбивают копытами нужное число ударов и прекращают удары по незаметному зрителям сигналу дрессировщика. А вот с орловским рысаком Умным Гансом было совсем иначе — многие люди были абсолютно уверены, что лошадь обладает  математическими способностями. И не только математическими, но и лингвистическими — понимает вопрос, заданный ей не только по-немецки (эта лошадь жила в Германии), но и по-французски, и по-английски. Она подходила к грифельным доскам, на которых были написаны различные слова, и безошибочно выбирала предложенное ей слово (указывала на него мордой). Она отвечала и на очень сложные вопросы: на какой день недели, например, падало определенное число, — отбивала копытом один раз, если падало это число на понедельник, два — если на вторник, три — на среду и так далее. Ганс мог играть и в карты: если требовался туз, он ударял копытом один раз, король — два, дама — три, валет — четыре раза. Если видел десятку, бил копытом десять раз. Но особенно он отличился в математике — делил и умножал, складывал не только целые числа, но и дроби, отбивая сначала знаменатель полученного числа, потом — числитель. Его хозяин Вильгельм фон Остен не делал из своего Ганса секрета: любой желающий мог посетить небольшой дом на Грибеновштрассе в Берлине, где по мощеному дворику разгуливал Ганс, и собственными глазами убедиться в способностях лошади. Началось все в конце прошлого века. Фон Остен очень любил лошадей и считал, что люди недооценивают их способностей. И если уж не все лошади способны логически мыслить, то некоторые — определенно. И в частности — Ганс. Четырнадцать лет — в жару и мороз, в ненастье и в хорошую погоду, не пропуская ни одного дня, — фон Остен, горевший желанием, как он сам говорил, «доказать способность лошади к мышлению», занимался со своим питомцем. Ганс был способным учеником, и если не так уж быстро усваивал уроки хозяина, то, усвоив их, помнил все прочно.

      В 1901 году о необыкновенной лошади  стало широко известно. Сотни, может быть, тысячи статей в газетах, журналах были посвящены умному Гансу, о нем писались серьезные ученые труды. Очевидцы рассказывают, что «работа» Ганса производила неизгладимое впечатление. Лошадь отвечала на вопросы не только правильно, но делала это четко и совершенно не задумываясь. В способности Ганса поверили и некоторые серьезные ученые. Тем более, что обвинять в плутовстве фон Остена не было оснований: он не брал ни с кого денег за демонстрацию «работы» Ганса. Однако было немало людей, которые не хотели или не могли поверить в способности Умного Ганса, считали, что это — либо дрессировка, либо какой-то хитрый трюк. В сентябре 1904 года была создана специальная комиссия во главе с известным в то время психологом профессором К. Штумпфом. Хозяин Ганса не возражал — он-то ведь точно знал, что Ганс действительно мыслит и разговаривает. Комиссия подтверждает: да, действительно, Гансу никто не подсказывает, никто не помогает. Таким образом, вопрос о дрессировке был исключен. Но если так — необходимо очень внимательно изучить способности   необыкновенной   лошади. Для этой цели была создана вторая, еще более серьезная комиссия. Теперь уже не для проверки — дрессирован ли Ганс, а для проверки самого Ганса. Работа проводилась в присутствии объективных свидетелей, и с первых же дней Ганс подтвердил, что он не зря звался Умным: он спокойно отвечал на вопросы, кивая головой сверху вниз, если ответ давал положительный, или качал головой из стороны в сторону, если хотел сказать «нет». Он и задачи решал, и слова угадывал, и дни недели определял точно. Да, все так. И тем не менее...

Еще в XIX веке было доказано рядом крупных ученых, что человеку очень часто бывает трудно, а порой даже невозможно скрыть свои мысли: непроизвольное движение рук или губ, выражение глаз, положение тела, даже дыхание могут выдать человека. Молодой ученый Оскар Пфунгст, впоследствии известный психолог — предположил, что человек, сам, конечно, того не подозревая и не желая, как-то помогает лошади, подсказывает ей положительный или отрицательный ответ, сообщает, сколько раз стучать копытом. (Точнее — когда перестать стучать.) Ну, например, человек спрашивает, сколько будет пять помноженное на пять. Лошадь начинает отбивать копытом удары. Человек внимательно следит за ногой лошади или напряженно считает число ударов. Вот лошадь ударила двадцать четвертый раз. Слушающий напрягся еще больше... Двадцать пятый.., Человек сделал какое-то непроизвольное движение, или вздохнул, или глотнул воздух, или чуть поднял голову — для Ганса это оказывалось достаточным, служило сигналом, что больше не надо стучать копытом. Или — отгадывание слов. Вот лошадь подошла к одной доске. На ней нет нужного слова. И она видит, что наблюдающие за ней люди спокойно смотрят на эту доску. Следующая — то же самое. Но вот лошадь подошла к доске, где написано слово, которое она должна отгадать. И увидала, как экзаменаторы чуть-чуть изменили позы, чуть вытянули шеи, чуть напряглись. И Гансу — удивительно наблюдательному Гансу — было достаточно, чтоб понять: это именно то самое слово, или та самая доска, на которую надо указать. Казалось бы — все просто. Но у Умного Ганса было много сторонников и защитников. И они сами пошли на то, чтоб проделать с Гансом эксперимент: скрыли хозяина от глаз лошади ширмой. Теперь уж никакие жесты или мимика не могли помочь Гансу. И все-таки он продолжал достаточно верно складывать, вычитать, умножать и делить (хотя на этот раз иногда и ошибался). Телепатия — передача мыслей на расстоянии — так объясняли это многие. Другие были еще более категоричны — лошадь умеет считать. Но Оскар Пфунгст был упрям. Он предложил новую серию экспериментов: лошади задавал вопрос человек, не знавший ответа на него. И тут-то все и выяснилось: когда экспериментатор знал ответ, то и Ганс давал правильный ответ в 98 случаях из 100. Если же экспериментатор сам не знал ответа — Ганс в 90—95 случаях из ста ошибался. (5—10 процентов угадывания вполне можно    отнести    к    случайностям.) Пфунгст тщательно проверил все «способности» Ганса. Естественно, никаких языков — ни немецкого, ни французского, ни английского — он не знал. Но «понимал» любой — звук человеческого голоса служил для него сигналом и он начинал отстукивать ответ, а едва уловимое движение спрашивающего — сигналом для прекращения стука. И все-таки это была лошадь далеко не заурядная, и не зря звалась Умным Гансом. Но талант у нее был не математический и не лингвистический, а талант наблюдателя. Причем очень тонкого: Пфунгст в лаборатории во время экспериментов с Гансом тщательно измерил движения, которые непроизвольно делал человек, задававший вопросы. Они зачастую оказывались почти неуловимыми — какие-то миллиметры. Но для Ганса этого было достаточно: он их улавливал. Значит, уникальная острота зрения, плюс удивительная наблюдательность. Ну, а как же тогда понять правильные ответы на вопросы человека, спрятанного за ширмой? Оказывается, у Ганса было не только острое зрение, но и необыкновенный слух — он подмечал малейшие интонации, крошечные паузы, совершенно неразличимое для человека изменение частоты или глубины дыхания спрашивающего. И это тоже было сигналом для лошади.

Информация о работе Лошадь в современной жизни