Лошадь в современной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Мы постараемся рассказать, где и когда по¬явилась лошадь, как шла ее эволюция. Данная работа познакомит вас с замечательными породами лошадей, которыми восхищались и восхищаются до сих пор во всем мире. Вы увидите какую важную роль играло это животное во времена великих сражений, а также узнаете о ее лечебных свойствах и поймете, что это незаменимый помощник в медицине. Вы узнаете больше о конном спорте — спорте мужественных и смелых, о национальных конноспортивных ирах, конных пробегах и увлекательном конном туризме, а также великолепные отзывы поэтов, писателей, скульпторов. И, наконец, вы убедитесь в том, что на протяжении все веков лошадь была и остается феноменом в истории мировой культуры.

Оглавление

1. введение
2. Приручение и одомашнивание лошади
3. Тотемизм, культы и поклонения лошадям
4. Удивительные способности лошадей
5. Породы лошадей
6. Гипподромы, скачки, бега
7. Значение лошади
8. Заключение

Файлы: 1 файл

курсавик про лошадей-1 курс.doc

— 1.69 Мб (Скачать)

 

    1. Приручение лошади и первые наездники

Приручить лошадь оказалось  очень не просто, домашней она стала  гораздо позже других животных, например, осла, верблюда или коровы. По всей видимости, попытки приручить лошадь предпринимались независимо в разных частях света. Однако человеку понадобилась не одна тысяча лет, чтобы добиться успеха. По одной версии (с ней, впрочем, согласны далеко не вес исследователи), это удалось жителям Западной Сибири и предгорий Алтая приблизительно в V тысячелетии до н. э. Жившие там кочевники уже умели обращаться с северным оленем. Чтобы «переключиться» на лошадь, оленеводам пришлось отказаться от кочевого образа жизни. Возможно, поначалу лошадей разводили только с целью получения мяса и молока, но вскоре их стали использовать для перевозки грузов. А затем произошло еще одно историческое событие: человек сел верхом на лошадь...

Впервые сели верхом скифы. Они жили в тех местах, где впервые   была   приручена    лошадь. Поначалу скифы были скотоводами. По мере увеличения населения в степях все меньше становилось пастбищ в районе постоянного места жительства скотоводов, все труднее становилось с водопоями. И скифы начали переходить с места на место в поисках лучших пастбищ и постепенно превратились в кочевников. Скифы жили в южнорусских степях. Персидский царь Дарий II в V веке до новой эры с огромным войском вторгся в Скифию. Но вынужден был спасаться бегством, хотя скифы ни разу не вступили с персами в серьезное сражение: молниеносно нападали и, не давая персам опомниться, исчезали. И опять: неожиданная атака — и молниеносное исчезновение. Они были непобедимы.   А   непобедимыми   их делали кони.

Кочевники  буквально  сроднились с конем. Никто не умел так управлять им, как скифы,  никто не умел так сидеть на коне, как они. Правда, как считают многие историки, у скифов   не   было  стремян — стремена, судя по находкам, были изобретены только   в   III — IV   веках,   хотя   другие предполагают, что у скифов уже были    ременные    или    веревочные стремена.   Однако   если   и   не   было стремян — это   не   мешало   скифам мчаться,   как   ветер,   внезапно  нападать и так же внезапно уходить. Мало того — скифы умели стрелять на ходу и обернувшись, поражая из такого положения преследователей. Этот знаменитый «скифский выстрел» впоследствии переняли многие кочевые народы. Но тогда так стрелять могли только скифы. Внезапность, скорость, маневренность дали скифам лошади, точнее - умение пользоваться лошадьми. Благодаря этому умению скифы победили ассирийцев, захватили всю Переднюю Азию. Это была победа верховой лошади над боевыми колесницами.

 

2.3. Одомашнивание  лошади

Из II и даже III тысячелетия до нашей эры до нас доходят сведения о лошадях, использовавшихся в Месопотамии и Малой Азии. Причем сведения — и письменные источники, и изображения лошадей на печатях, памятниках — вполне достоверные и дающие понять, что уже тогда в этих странах имелись прирученные и широко используемые лошади. Так как других столь же убедительных доказательств существования домашней лошади и ее широкого использования где-либо еще не было, то это дало основания многим ученым считать центром одомашнивания лошадей именно эти места — у хеттов и вавилонян. Однако советский ученый В. О. Витт очень убедительно доказал, что лошадь по своим биологическим особенностям может существовать только в умеренном климате и в степном географическом ландшафте. Предположение Витта нашло свое подтверждение  в   работах  других  биологов, показавших, что и по способу добывания пищи, и по типу самой пищи, и по срокам размножения, и по целому ряду специфических особенностей поведения, и по целому ряду физиологических особенностей лошади — жители степей умеренного климата. А вскоре это убедительно доказали и археологические находки: при раскопках на территории теперешней Украины было подтверждено, что уже в середине IV тысячелетия до нашей эры там существовали не только одомашненные кони — были уже коневоды, всерьез занимавшиеся разведением (а может быть, и селекцией) этих животных. Во всяком случае, найдены останки коня, высота которого в холке имела 144 сантиметра, в то время как, судя по другим костным останкам, лошади тогда обычно не превышали 130 сантиметров. Итак, степные и лесостепные районы теперешней Украины. География одомашнивания лошадей может быть расширена — южная Сибирь, Монголия, Казахстан. Но основное место все-таки так называемая «южная Русь». Теперь уже относительно ясно место приручения и одомашнивания лошади.

 

Правда есть и еще один не очень понятный вопрос. Некоторые ученые считают, что  одомашнивание  лошади  совпадает с началом кочевничества людей. А ведь кочевая жизнь не упрощает, а напротив — усложняет процесс приручения. Но, так или иначе, лошади начали одомашниваться в IV тысячелетии до нашей эры, и процесс этот продолжался, как считает Боголюбский, 5—6 веков. А затем лошадь    «двинулась в путь». Двинулась, конечно, вместе с людьми. Люди назывались индоевропейцами, или ариями. Они были ближайшими родственниками славян и германцев, греков и хеттов, романских народов и других. Долгое время вокруг прародины индоевропейцев велись ожесточенные споры. Сейчас установлено: ею была территория, простиравшаяся от Балкан и Дуная до Урала. Именно здесь проживали различные племена, которые мы называем индоевропейскими. Начали распространяться они по Азии и Северной Африке примерно в начале II тысячелетия до нашей эры — но это, так сказать, массовое переселение. Конечно, индоевропейцы переселялись вместе с лошадьми. И, попадая в страны Востока, лошади сравнительно быстро начали занимать одно из ведущих мест среди животных этих стран. Однако тут есть некоторые не вполне проясненные моменты. Так, например, при раскопках на Иранском нагорье, где когда-то было государство Элам, найдены кости домашних лошадей, относящиеся, как определили ученые, к III тысячелетию до новой эры. В Месопотамии найдено изображение всадника, тоже относящееся к этому времени. Наконец, известно, что и хетты использовали лошадей за две тысячи лет до новой эры: найдена хеттская печать, относящаяся именно к этому времени, на которой изображена четверка лошадей, запряженных в повозку. А так как мы теперь знаем, что одомашнивание лошадей происходило в южной Руси (таково, по крайней мере, мнение большинства ученых), то надо полагать, что к хеттам лошадь попала уже одомашненная. И может быть, не во втором тысячелетии попала лошадь на Восток, а гораздо раньше. Правда, на этот счет существуют два предположения. Первое: где-то в этих местах существовало локальное приручение диких лошадей, правда не принявшее столь массового характера, как в Евразии, и не внесшее сколько-нибудь значительный вклад в коневодство, но оставившее по себе память в виде костных останков и изображений. Второе: всадник, изображение которого найдено при раскопках в Месопотамии, — пришлый. Не случайно слово «лошадь» на языке шумеров — жителей Месопотамии — означало «осел из чужой страны». Но, так или иначе, если лошадь и была в странах Востока до прихода индоевропейцев, то, видимо, была очень редкой. Об этом мы можем судить по дошедшей до нас стоимости лошадей: так, в городе-государстве Мари, находившемся на территории современной Сирии, лошадь стоила столько же, сколько шесть хороших рабов или поле в десять гектаров.

В Индии лошадь появилась  вместе с ариями примерно во II тысячелетии до новой эры. Это же относится и к Египту, где она появилась примерно в то же время, что и в Индии, может быть, немного позже. По одним предположениям, лошади попали туда из Азии, по другим — были завезены племенами гиксосов, живших в долине Нила.

 Лошадей очень ценили  китайские императоры. Они обменивали шелка и даже своих принцесс на жеребцов и кобыл, которых разводили соседи-варвары. Этот обмен и положил – начало Великому шелковому пути.

Самый древний из известных нам трудов по тренировке лошадей был создан в 1390 году до н. э. На глиняных табличках даются указания, как воспитывать коней для боевых колесниц хеттов - народа, населявшего территорию современной центральной Турции. Вместе с тем всадники древности отличались большим мастерством и сноровкой. В конце I тысячелетия нумидийцы - гроза всей Северной Африки - управляли лошадьми с помощью надетого им на шею ремня и палки. А, например, парфяне умели на скаку стрелять из лука назад, через круп коня, чем пользовались при отступлении.

 

    1. Лошадь в период монголо-татарского нашествия

В период монголо-татарского нашествия лошади кочевников были основной силой завоевания различных земель. Основное нашествие под руководством Батыя началось в 1238 году. В 1239 году за один лишь месяц он захватил и разграбил четырнадцать городов, в том числе Москву,  Владимир, Суздаль...

Для нас важно, почему и как войска Батыя смогли так  быстро продвигаться и так успешно  сражаться. Ведь русские тоже были не новички в военном деле и за их плечами было немало героических дел и замечательных побед. И тем не менее они были побеждены. Но их главная сила — в лошадях. Лошадей было много — летописцы пишут, что войско Батыя насчитывало триста тысяч. Что касается самого войска, то это явное преувеличение. Но лошадей могло быть что-нибудь около этого. Потому что у Батыя каждый воин вел с собой три, а то и пять запасных лошадей. Быстрота, маневренность, внезапность — сила, которая помогала в свое время скифам, помогла на этот раз и войску Батыя. Известно, что обозы, которые бывают в каждой армии, сковывают движение, мешают маневренности. У Батыя не было обозов или, во всяком случае, были далеко не всегда — все, что нужно, воины везли в мешках, сделанных из шкур забитых или погибших лошадей. Еду с собой не брали: лошади были на подножном корму, воины же грабили местное население или забивали лошадей и ели конское мясо, пили кобылье молоко. Отсутствие обозов и наличие запасных лошадей, на которых всадники пересаживались время от времени, давало возможность войску за сутки преодолевать иногда по сотне километров и появляться в местах, где люди еще не думали об их появлении. Иными словами, лошадь в данном случае была основным фактором, давшим возможность ордам Батыя побеждать. Она была основным средством передвижения, к тому же способным во время пути воспроизводить себя; ей не требовалось запасов — она доставала себе еду даже из-под снега и довольствовалась мерзлой травой, зато сама она служила источником пищи для людей, поставляла материал для изготовления обуви, давала молоко, которое запасали в бурдюки, сделанные опять же из лошадиных шкур. Во время переправ через реки плоты клали на надутые воздухом бурдюки из лошадиных шкур, а плоты тянули лошади. И подгоняли их нагайками, сделанными из лошадиной кожи...

Нет, не плохие были на Руси всадники, и кони были не плохие. Но с монголо-татарской конницей русская тогда сравниться не могла. Не случайно же за все время господства захватчиков на Руси не известно ни одного случая, когда бы против них выступила русская конница. (Кроме самого первого сражения на Калке, когда русские князья потерпели поражение.) И вот 8 сентября 1380 года. «Вздымается конская грива... За ветром взывают мечи», — напишет потом, через несколько веков, Александр Блок о Куликовской битве. В ней выступило не менее двадцати тысяч русских кавалеристов. Русские разгромили врагов и преследовали их на протяжении пятидесяти километров. Речь идет о рыцарях. Кони рыцарей были сильными и выносливыми — какая же другая лошадь выдержит такого седока? Но это не была какая-либо определенная порода — породы тяжеловозов появились потом. Лошадей для рыцарей — наиболее рослых и сильных — отбирали у крестьян и держали в конюшнях при замках. Правда, пытались получить от них приплод — Таких же крупных и сильных лошадей. Но это не всегда удавалось, хотя у знатных рыцарей к лошадям были приставлены специальные люди — маршалы. О рыцарских конях позаботились монахи — вдохновители кровавых крестовых походов: они, тоже скупая у крестьян наиболее сильных лошадей, выращивали их на монастырских землях, получали потомство, из большого количества молодых лошадей выбирали наиболее рослых и сильных и снабжали ими рыцарей. С рыцарских времен кони стали крупнее. Но у рыцарей они были не резвые, малоподвижные. В гусарских и драгунских, кирасирских и кавалергардских полках лошади были и высокие, и сильные, и резвые.

Уже в эпоху Возрождения  лошадь стала не просто «оружием». Выездку - изначально прикладную военную дисциплину - начали воспринимать как искусство. На манеже появился сложный конный танец. Лошадь стала инструментом, а всадник - виртуозом, который на нем играет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тотемизм, культы и поклонения лошадям

У индейцев существовала вера в животных-предков — тотемизм. Тотемизм возник давно, задолго до появления в Западном полушарии лошадей, «поэтому животные-предки у индейцев были исконно американские: бизоны, вороны, кондоры и так далее. Но как можно было пройти мимо лошади? Да, поначалу она устрашала. Но умные и проницательные индейцы скоро поняли, какое это великолепное и благородное животное. И очень скоро включили его в круг нечитаемых животных. Некоторые племена все-таки сделали его своим тотемом, стали называть себя «люди-кони» и очень удачно исполнять «пляски коня», прекрасно подлая движениям этого животного.

У других племен лошадь сделалась  духом-покровителем обществ, создаваемых индейцами для охраны родовых и племенных традиций. Любопытное братство знахарей-врачевателей и ветеринаров существовало среди племен индейцев, живших на равнинах Америки. Их покровителем был конь. Он якобы являлся во сне посвященному в этот союз и обучал его искусству врачевания, рассказывал о целебных травах, учил магической «пляске коня».

Кочевые индейские племена  поклонялись лошадям и хоронили их вместе с покойниками — приносили лошадей в жертву богам, причем лошадей перед этим украшали перьями, надевали на них лучшую сбрую или упряжь.

Культ лошади был и  у южноамериканских индейцев. Ему предшествовал трагикомический случай, связанный с завоеванием испанцами материка. Во время одного из походов любимый конь Кортеса серьезно повредил себе ногу. Предводитель испанцев оставил его в городе Тайясале на попечение правителя города, взяв с него клятвенное обещание, что о коне будут заботиться и оберегать его. Индейцы сдержали слово: лошади отвели самое лучшее в городе помещение — роскошный храм и стали ее усиленно кормить и ублажать. Но так как индейцы лошадей не знали, но считали их знатными особами, то, естественно, засыпали храм благоухающими цветами, а саму лошадь стали кормить отборным мясом. В результате такой заботы конь умер от голода. Испуганный правитель города приказал изготовить из камня копию лошади и вымаливать у нее прощение. Лошадь была изготовлена и получила имя Цимин Чак, что означало «Громовой Тапир» (тапиров индейцы хорошо знали, но конского ржания никогда не слышали, поэтому решили,  что  гром   вызывается  ржанием этого необычного животного).

С тех пор уже прошло более четырех веков, уже забыта история «рождения» этого божества, но многие племена индейцев продолжают поклоняться лошади, точнее, Цимин Чаку, которого считают вторым по значению богом после бога дождя.

Однако, конечно же, не в Америке начался культ лошади — здесь мы просто упомянули о нем, поскольку это связано с «возвращением лошади» в Америку и появлением у индейцев новых божеств. А началось почитание лошади задолго до того, как была открыта Америка, и совсем в другом месте.

Первые сведения о  культе лошади относятся к концу IV или началу III тысячелетия до нашей эры. На правом берегу Днепра, недалеко от Кременчуга, было обнаружено первое, как считается, поселение древних коневодов. Издавна в этих местах жили люди — носители так называемой ямной культуры. (Своих покойников они хоронили в глубоких ямах под курганами — отсюда и термин в археологии.) Носители ямной культуры были первыми в мире коневодами — наряду с крупным и мелким рогатым скотом они выращивали коней, используя мясо и молоко кобылиц. В стадах этих племен лошади иногда составляли шестьдесят, а то и восемьдесят процентов. И естественно, что лошадь занимала в жизни людей большое место, и естественно, что она почиталась. И вот в одном из поселений древних коневодов было найдено самое древнее ритуальное захоронение коня.

Со временем коня начинают почитать   все  больше   и   больше — он становится воплощением богов и вместе с тем покровителем вождей, символом их могущества. Кони дают вождям физическую силу и способность возрождаться после смерти. И не случайно, конечно, в могилах (ямах) вождей находят каменные скипетры с головами коня — символа власти умершего.

Информация о работе Лошадь в современной жизни