Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:02, курсовая работа
Мы постараемся рассказать, где и когда по¬явилась лошадь, как шла ее эволюция. Данная работа познакомит вас с замечательными породами лошадей, которыми восхищались и восхищаются до сих пор во всем мире. Вы увидите какую важную роль играло это животное во времена великих сражений, а также узнаете о ее лечебных свойствах и поймете, что это незаменимый помощник в медицине. Вы узнаете больше о конном спорте — спорте мужественных и смелых, о национальных конноспортивных ирах, конных пробегах и увлекательном конном туризме, а также великолепные отзывы поэтов, писателей, скульпторов. И, наконец, вы убедитесь в том, что на протяжении все веков лошадь была и остается феноменом в истории мировой культуры.
1. введение
2. Приручение и одомашнивание лошади
3. Тотемизм, культы и поклонения лошадям
4. Удивительные способности лошадей
5. Породы лошадей
6. Гипподромы, скачки, бега
7. Значение лошади
8. Заключение
Но прежде чем турист сядет верхом на лошадь, ему надо многому научиться. Сначала формируется туристическая группа. В нее попадают люди разных возрастов и профессий, из разных городов. И, как правило, каждый турист с нетерпением ждет, когда ему разрешат познакомиться с его новым четвероногим другом — конем, с которым предстоит делить 12 дней пути. И вот туристов приглашают в конюшню, где стоят спокойные башкирские лошадки. Они встречают туристов добродушно. В этот момент в конюшне можно застать тех, кто уже закончил свой маршрут. Они приходят сюда попрощаться с лошадьми, как с давними и добрыми товарищами. А для новичков начинается подготовка. После инструктажа они знакомятся со сложной конской амуницией, седловкой и лишь затем впервые выезжают верхом. А вечером, когда заканчиваются первые занятия, все восторженно обмениваются впечатлениями. Как правило, в центре внимания всех туристов оказываются немногие счастливчики, которые до приезда на турбазу уже были знакомы с верховой ездой. Они делятся со всеми своим опытом, раскрывают «секреты» верховой езды.
На следующий день снова начинаются занятия: седловка, шаг, рысь. Инструктору хватает дел. Ему надо хорошо подготовить всех туристов для многодневного похода верхом на лошадях. И вот, наконец, наступает день, когда тренер объявляет: «Сегодня последнее занятие, завтра в поход». Туристам выдают продукты, палатки, спальные мешки, штормовки и сапоги. Утром трубит сбор, и туристы с навьюченными лошадьми отправляются в путь. Впереди их ждут лесные и горные тропы, красивейшие пейзажи, горный чистый воздух, настоянный на смолистом аромате сосны, беседы у костра и песни до глубокой ночи.
И таких коннотуристских маршрутов у нас в стране немало. В ближайшие годы предполагается открыть новые маршруты на 30 турбазах. На окраине Теберды строится коннотуристский комплекс с крытым манежем, конюшней на 80 лошадей. Кроме уже имеющегося там маршрута в ущелье Даут, будет действовать новый — через Клухорский перевал, к морю в Сухуми.
В Грузинской ССР, в Кахетии, разработаны конные маршруты на фаэтонах и пролетках. Тбилисский ипподром организует прогулки на ипподромных лошадях по окрестностям города. Скоро будет открыт Кутаисский коннотуристский маршрут. В Азербайджанской ССР начнут действовать конные маршруты на турбазах «Хазар» и «Кавказ». В Башкирии на турбазе «Арский камень», кроме верхового конного маршрута, будет проложена трасса для двухместных однолошадных рессорных экипажей на резиновом ходу для родителей с детьми (старше 12 лет).
Все, что сделано и
что намечено сделать для развития
конного туризма в нашей
Ну, а какое огромное
место занимают лошади в литературе
и
искусстве — и говорить не надо. Об этом
можно написать десятки, а то и сотни книг. Вспомним лишь А.С.Пушкина
и М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.И.Куприна,
Н. А. Некрасова. Вспомним художников, которые
с удивительной любовью рисовали лошадей.
Есть даже художники — они называются
художники - иппологи, посвятившие свое
творчество почти исключительно лошадям.
В музее коневодства Сельскохозяйственной
академии имени К. А. Тимирязева собрано
около трех тысяч полотен, на которых изображены
лошади. И ведь собраны-то, конечно, далеко
не все! Считают, что даже к рождению кинематографа
лошадь имеет непосредственное отношение.
Ну, а какое огромное место занимают лошади в литературе и искусстве — и говорить не надо. Об этом можно написать десятки, а то и сотни книг. Вспомним лишь А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, Н. А. Некрасова. Вспомним художников, которые с удивительной любовью рисовали лошадей. Есть даже художники — они называются художники - иппологи, посвятившие свое творчество почти исключительно лошадям. В музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева собрано около трех тысяч полотен, на которых изображены лошади. И ведь собраны-то, конечно, далеко не все! Считают, что даже к рождению кинематографа лошадь имеет непосредственное отношение.
Знаменитый французский философ д'Аламбер возмущался ученым, который написал: «Благороднейшее изо всех приобретений человека было сие животное, гордое, пылкое и проч.». Философ удивлялся — почему просто не сказать: лошадь?
Александр Сергеевич Пушкин, приводя этот пример в одной из своих статей, пишет: «Признаюсь, я почти согласен с его мнением» (то есть с мнением д'Аламбера).
Ученый, которым возмущался д'Аламбер, был знаменитый французский натуралист Бюффон. Бюффон любил и умел писать красиво. Красиво он писал о многих животных. А уж о лошади-то как не писать красиво? Да один ли Бюффон писал о лошади так?
Уже на заре коневодства люди стали воспевать, превозносить лошадей. В одной из арабских рукописей, относящихся к IV веку новой эры, было сказано: «Не говори, что это мой конь, скажи, что это мой сын. Он бежит быстрее бури, быстрее взгляда. Он чист, как золото... В темноте разглядит он волосок; он может настигнуть газель, он говорит орлу: «Я мчусь, как ты...» Он так легок, что мог бы танцевать на груди твоей любимой, не тяготя ее. Бег его так ровен и покоен, что на всем скаку на спине его ты можешь выпить чашку кофе, не пролив ни капли...» А сколько прекрасных слов сказано в поэмах Гомера о лошадях?!
Во все века, во все эпохи воспевали лошадей — их стать, их внешность, их силу, быстроту, изящество, ум, нрав. Сколько книг и поэм посвящено лошадям — сказать просто невозможно, сколько замечательных писателей вкладывали душу и весь свой талант в описание лошадей — тоже трудно перечислить. Библиотека не научной (это само собой), а художественной литературы, если собрать все, что написано о лошадях, была бы колоссальной. И все самое лучшее, что сказано о лошадях, — все правда, все самые красивые слова, обращенные к лошадям или отнесенные к ним, — все правильно.
И все-таки «просто лошадь»... Да, просто лошадь, потому что она сама по себе не нуждается ни в каких красивых словах, ни в каких пышных эпитетах.
Могут возразить: но ведь далеко не все лошади «гордые и пылкие», есть и невзрачные, коротконогие или толстобрюхие, флегматичные и понурые... Да, есть. И были всегда. Всегда были лошади-аристократы и лошади-плебеи. И тем не менее это были лошади, которые сыграли в жизни человеческого рода огромную роль.
А вспомним - любимое заклинание, знакомое нам еще с детства: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой». Здесь сконцентрировано все: и «вещая» (знающая будущее, мудрая, умная), и готовая по первому приказу человека появиться перед ним (в сказках после этого заклинания лошадь обязательно появляется), и всемогущая, потому что, появившись, выполняет любое желание человека. И очень часто спасает его.
И ведь все это — и пословицы и заклинания — родилось в народе, где были лошади-кормилицы, отнюдь не гордые и пылкие, а тихие, работящие, часто не досыта кормленные, но всегда безропотно работающие, работающие до полного изнеможения, если требовалось.
Нет нужды перечислять достоинства лошадей—«просто лошадей»— и говорить, как они важны. И не имеет, конечно, смысла противопоставлять одних лошадей другим. Просто надо всегда помнить, что лошадь — самый верный друг человека, самый близкий наш сосед по планете. И если тебе когда-нибудь случится протянуть лошади кусочек сахара или корку посоленного хлеба, посмотри в ее удивительно умные и добрые, глубокие и прекрасные глаза. А когда ты почувствуешь прикосновение к своей ладони ее мягких, осторожных, ласковых губ, увидишь, как она благодарно кивнет тебе головой, — сердце твое обязательно забьется учащенно. Может быть, мысленно ты будешь подыскивать самые прекрасные слова для этого животного. Подыскивай, найди, если хочешь, произнеси их вслух, скажи их лошади. Но можешь и не говорить. А только знай: какой бы ни была лошадь внешне—это все равно и гордое, и пылкое, и умное, и прекрасное, и преданное, и работящее, и смелое, и сильное животное. Это просто лошадь.
7.2. Лошадь в скульптуре
В общем, нет смысла останавливаться на том, какое место заняла лошадь в творчестве писателей и художников; что же касается кинематографа — то, кроме этого полуанекдотичного факта, можно вспомнить, сколько прекрасных ролей «сыграли» лошади в кино, во скольких фильмах они были чуть ли не главными героями. Однако на двух произведениях искусства, непосредственно связанных с лошадьми, я все-таки остановлюсь. И потому, что это — замечательные произведения, и потому, что они дают повод для размышления.
Сначала о скульптуре знаменитого русского ваятеля Петра Карловича Клодта. Он очень любил лошадей, и очень хорошо знал их, и создал много прекрасных скульптур коней. Но самая знаменитая скульптурная группа Клодта — это та, что стоит в Ленинграде на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка. Эта река когда-то была границей, отделяющей город Санкт-Петербург от окружающих его лесов. Две скульптуры, стоящие на берегу со стороны бывшего леса, изображают людей, борющихся с еще неподвластными человеку конями. Кони со стороны города уже объезжены, покорены. Скульптурная композиция Клодта — символическое отображение борьбы человека с природой. И не случайно природу в композиции олицетворяют именно лошади. Наверное, на приручение, выведение новых пород и обучение всех домашних животных, вместе взятых, не тратили люди столько сил физических и духовных, сколько потратили на лошадей. И скульптор, конечно, прав. Но...
Было время, когда очень много писали и говорили о покорении природы. А покорять ее начали задолго до того, как люди научились писать и даже, возможно, внятно говорить. Потом спохватились: природу не надо было покорять, ее надо было рационально использовать, находить оптимальные варианты для сотрудничества с нею. Может быть, это относится и к лошадям? Ведь их тоже покоряли. И еще как! И еще какими методами! Чтоб заставить лошадь служить себе, люди ей вкладывали, например, в рот металлическую планку с острыми шипами, которые ранили самое чувствительное место — губы. Конечно, лошадь повиновалась, едва человек шевелил поводом, прикрепленным к этой металлической планочке — лошади было очень больно. Конечно, лошадь слушалась, когда в ее бока всаживали острые шипы — шпоры, конечно, она ускоряла бег, когда ее хлестали нагайкой. Люди добились замечательных результатов, приручая и обучая лошадей. Но может быть, не всегда нужно было ее именно покорять и именно таким способом? И вот сейчас — о второй скульптуре— о памятнике Петру I у Инженерного замка в Ленинграде. Растрелли — автор этого шедевра — изобразил лошадь, выполняющую элементы высшей верховой езды, типичной для XVIII века. Тут и скрученная до предела шея лошади, и шпоры, вонзенные в бока так, что лошадь даже присела от боли... А может быть, не требуется такое обращение с лошадьми? А ведь оно существует и сейчас, хотя сейчас многие люди уже поняли — лошади можно многое объяснить, от нее можно многого добиться лаской, добрым отношением и обращением. И она на добро ответит добром. Впрочем, это уже проверено, это уже установлено. И часто это гораздо более эффективно, чем принуждение, покорение лошади. Жаль, что это понимают еще далеко не все…
8. Значение лошади
Сейчас все есть: и автомобили, и трактора, и вездеходы. Но есть и лошади. И не так уж мало — несмотря на вытесняющую их технику, несмотря на войну, нанесшую огромные потери конскому поголовью нашей планеты, сейчас на земном шаре около 70 миллионов лошадей. (В Бразилии — самой «лошадиной» стране мира — более девяти с половиной миллионов, в США — около девяти с половиной, в СССР — около шести, и количество их будет увеличиваться.) Для чего же они? Для соревнований? Да, и для соревнований тоже. В СССР, например, более ста конезаводов, выращивающих племенных лошадей верховых, рысистых и тяжелоупряжных пород. У нас много конноспортивных школ, где занимаются люди, любящие спорт и лошадей; в нашей стране более 60 ипподромов, куда приходят сотни тысяч людей, чтоб посмотреть на соревнования, полюбоваться прекрасными лошадьми.
Но конечно же, не для спорта существуют в нашей стране миллионы лошадей. В то время, как на одних конезаводах выращивают сильных и быстрых лошадей, на других стремятся вывести лошадей высокоудойных. В частности, такая работа усиленно ведется в Башкирии, где люди вывели породу, способную давать в год по три тысячи литров кобыльего молока в год. Из него готовят кумыс. Долгое время кумыс был национальным напитком многих азиатских народов. Предание гласит, что его использовали еще в V веке до н. э. и кочевники Северного Причерноморья. Но европейцы знали о нем тоже давно — в середине XIII века фламандский монах Биллем Рубрук, побывав в Монголии, подробно рассказал о кумысе в своей книге «Путешествие в Татарию» (так тогда называли Монголию). Однако азиатские народы держали способ изготовления кумыса в тайне, а скифы, как писал Геродот, настолько дорожили им, что ослепляли невольников, узнавших, как делать этот напиток. Но как ни хранился секрет кумыса, европейцы все-таки узнали его. Сейчас известно, что кумыс — сквашенное молоко кобыл — содержит более семи процентов сахара (ни у кого из животных нет такого процента!), и, когда кумыс начинает бродить, часть сахара превращается в спирт, что придает напитку особый вкус. Однако не только за вкус ценился и ценится кумыс. Много веков назад люди заметили целебные свойства кумыса. Конечно, никто не знал тогда, что в кумысе имеется и значительное количество белков и жиров, имеется много антибиотиков, но издавна пользовались им азиатские народы, называя «живой водой». Лет двести пятьдесят назад, а может быть и побольше, начали лечить кумысом больных русские врачи, жившие в местах, где в изобилии разводили лошадей. А в 1858 году русский врач Н. В. Постников организовал первую кумысолечебницу — санаторий вблизи Самары. Вскоре такой же санаторий был организован и в Москве. Справедливо считалось, что кумыс прекрасно помогает при лечении туберкулеза и цинги. Однако не знали тогда врачи, что это молоко — прекрасное средство при лечении желудочных болезней и малокровия, неврастении, сердечнососудистых заболеваний, брюшного тифа и паратифа. Это стало известно лишь теперь, когда исследования кумыса показали, что в нем содержится большое количество витамина С, активные виды дрожжей и молочнокислые бактерии. Не случайно же сейчас в нашей стране производится до 30 тысяч тонн кумыса, который доставляется в санатории.