Лошадь в современной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Мы постараемся рассказать, где и когда по¬явилась лошадь, как шла ее эволюция. Данная работа познакомит вас с замечательными породами лошадей, которыми восхищались и восхищаются до сих пор во всем мире. Вы увидите какую важную роль играло это животное во времена великих сражений, а также узнаете о ее лечебных свойствах и поймете, что это незаменимый помощник в медицине. Вы узнаете больше о конном спорте — спорте мужественных и смелых, о национальных конноспортивных ирах, конных пробегах и увлекательном конном туризме, а также великолепные отзывы поэтов, писателей, скульпторов. И, наконец, вы убедитесь в том, что на протяжении все веков лошадь была и остается феноменом в истории мировой культуры.

Оглавление

1. введение
2. Приручение и одомашнивание лошади
3. Тотемизм, культы и поклонения лошадям
4. Удивительные способности лошадей
5. Породы лошадей
6. Гипподромы, скачки, бега
7. Значение лошади
8. Заключение

Файлы: 1 файл

курсавик про лошадей-1 курс.doc

— 1.69 Мб (Скачать)

Но прежде чем турист сядет верхом на лошадь, ему надо многому научиться. Сначала формируется туристическая группа. В нее попадают люди разных возрастов и профессий, из разных городов. И, как правило, каждый турист с нетерпением ждет, когда ему разрешат познакомиться с его новым четвероногим другом — конем, с которым предстоит делить 12 дней пути. И вот туристов приглашают в конюшню, где стоят спокойные башкирские лошадки. Они встречают туристов добродушно. В этот момент в конюшне можно застать тех, кто уже закончил свой маршрут. Они приходят сюда попрощаться с лошадьми, как с давними и добрыми товарищами. А для новичков начинается подготовка. После инструктажа они знакомятся со сложной конской амуницией, седловкой и лишь затем впервые выезжают верхом. А вечером, когда заканчиваются первые занятия, все восторженно обмениваются впечатлениями. Как правило, в центре внимания всех туристов оказываются немногие счастливчики, которые до приезда на турбазу уже были знакомы с верховой ездой. Они делятся со всеми своим опытом, раскрывают «секреты» верховой езды.

На следующий день снова начинаются занятия: седловка, шаг, рысь. Инструктору хватает дел. Ему надо хорошо подготовить всех туристов для многодневного похода верхом  на лошадях. И вот, наконец, наступает день, когда тренер объявляет: «Сегодня последнее занятие, завтра в поход». Туристам выдают продукты, палатки, спальные мешки, штормовки и сапоги. Утром трубит сбор, и туристы с навьюченными лошадьми отправляются в путь. Впереди их ждут лесные и горные тропы, красивейшие пейзажи, горный чистый воздух, настоянный на смолистом аромате сосны, беседы у костра и песни до глубокой ночи.

И таких коннотуристских  маршрутов у нас в стране немало. В ближайшие годы предполагается открыть новые маршруты на 30 турбазах. На окраине Теберды строится коннотуристский комплекс с крытым манежем, конюшней на 80 лошадей. Кроме уже имеющегося там маршрута в ущелье Даут, будет действовать новый — через Клухорский перевал, к морю в Сухуми.

В Грузинской ССР, в Кахетии, разработаны конные маршруты на фаэтонах и пролетках. Тбилисский ипподром организует прогулки на ипподромных лошадях по окрестностям города. Скоро будет открыт Кутаисский коннотуристский маршрут. В Азербайджанской ССР начнут действовать конные маршруты на турбазах «Хазар» и «Кавказ». В Башкирии на турбазе «Арский камень», кроме верхового конного маршрута, будет проложена трасса для двухместных однолошадных рессорных экипажей на резиновом ходу для родителей с детьми (старше 12 лет).

 

Все, что сделано и  что намечено сделать для развития конного туризма в нашей стране, перечислить трудно. Но главное то, что с каждым годом этот прекрасный вид спорта завоевывает все большее число приверженцев и страстных поклонников. И огромную роль в его популярности играет лошадь. А теперь…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Просто лошадь

Ну, а какое огромное место занимают лошади в литературе и 
искусстве — и говорить не надо. Об этом можно написать десятки, а то и сотни книг. Вспомним лишь А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, Н. А. Некрасова. Вспомним художников, которые с удивительной любовью рисовали лошадей. Есть даже художники — они называются художники - иппологи, посвятившие свое творчество почти исключительно лошадям. В музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева собрано около трех тысяч полотен, на которых изображены лошади. И ведь собраны-то, конечно, далеко не все! Считают, что даже к рождению кинематографа лошадь имеет непосредственное отношение.

 

    1. Лошадь в литературе

Ну, а какое огромное место занимают лошади в литературе и искусстве — и говорить не надо. Об этом можно написать десятки, а то и сотни книг. Вспомним лишь А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, Н. А. Некрасова. Вспомним художников, которые с удивительной любовью рисовали лошадей. Есть даже художники — они называются художники - иппологи, посвятившие свое творчество почти исключительно лошадям. В музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева собрано около трех тысяч полотен, на которых изображены лошади. И ведь собраны-то, конечно, далеко не все! Считают, что даже к рождению кинематографа лошадь имеет непосредственное отношение.

Знаменитый французский философ д'Аламбер возмущался ученым, который написал: «Благороднейшее изо всех приобретений человека было сие животное, гордое, пылкое и проч.». Философ удивлялся — почему   просто   не   сказать:   лошадь?

Александр Сергеевич  Пушкин, приводя этот пример в одной из своих статей, пишет: «Признаюсь, я почти согласен с его мнением» (то есть с мнением д'Аламбера).

Ученый, которым возмущался д'Аламбер, был знаменитый французский натуралист Бюффон. Бюффон любил и умел писать красиво. Красиво он  писал  о  многих  животных. А уж о лошади-то как не писать красиво? Да один ли Бюффон писал о лошади так?

Уже на заре коневодства  люди стали воспевать, превозносить лошадей. В одной из арабских рукописей, относящихся к IV веку новой эры, было сказано: «Не говори, что это мой конь, скажи, что это мой сын. Он бежит быстрее бури, быстрее взгляда. Он чист, как золото... В темноте разглядит он волосок; он может настигнуть газель, он говорит орлу: «Я мчусь, как ты...» Он так легок, что мог бы танцевать на груди твоей любимой, не тяготя ее. Бег его так ровен и покоен, что на всем скаку на спине его ты можешь выпить чашку кофе, не пролив ни капли...» А сколько прекрасных слов сказано в поэмах Гомера о лошадях?!

Во все века, во все  эпохи воспевали лошадей — их стать, их внешность, их силу, быстроту, изящество, ум, нрав. Сколько книг и поэм посвящено лошадям — сказать просто невозможно, сколько замечательных писателей вкладывали душу и весь свой талант в описание лошадей — тоже трудно перечислить. Библиотека не научной (это само собой), а художественной литературы, если собрать все, что написано о лошадях, была бы колоссальной. И все самое лучшее, что сказано о лошадях, — все правда, все самые красивые слова, обращенные к лошадям или отнесенные   к   ним, — все   правильно.

И все-таки «просто лошадь»... Да, просто лошадь, потому что она  сама по себе не нуждается ни в каких красивых словах, ни в каких пышных эпитетах.

Могут возразить: но ведь далеко не все лошади «гордые и  пылкие», есть и невзрачные, коротконогие или толстобрюхие, флегматичные и понурые... Да, есть. И были всегда. Всегда были лошади-аристократы и лошади-плебеи. И тем не менее это были лошади, которые сыграли в жизни человеческого рода огромную роль.

А вспомним - любимое заклинание, знакомое нам еще с детства: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой». Здесь сконцентрировано все: и «вещая» (знающая будущее, мудрая, умная), и готовая по первому приказу человека появиться перед ним (в сказках после этого заклинания лошадь обязательно появляется), и всемогущая, потому что,  появившись, выполняет любое желание человека. И очень часто спасает его.

И ведь все это —  и пословицы и заклинания — родилось в народе, где были лошади-кормилицы, отнюдь не гордые и пылкие, а тихие, работящие, часто не досыта кормленные, но всегда безропотно работающие, работающие до полного изнеможения, если требовалось.

Нет нужды перечислять  достоинства лошадей—«просто лошадей»— и говорить, как они важны. И не имеет, конечно, смысла противопоставлять одних лошадей другим. Просто надо всегда помнить, что лошадь — самый верный друг человека, самый близкий наш сосед по планете. И если тебе когда-нибудь случится протянуть лошади кусочек сахара или корку посоленного хлеба, посмотри в ее удивительно умные и добрые, глубокие и прекрасные глаза. А когда ты почувствуешь прикосновение к своей ладони ее мягких, осторожных, ласковых губ, увидишь, как она благодарно кивнет тебе головой, — сердце твое обязательно забьется учащенно. Может быть, мысленно ты будешь подыскивать самые прекрасные слова для этого животного. Подыскивай, найди, если хочешь, произнеси их вслух, скажи их лошади. Но можешь и не говорить. А только знай: какой бы ни была лошадь внешне—это все равно и гордое, и пылкое, и умное, и прекрасное, и преданное, и работящее, и смелое, и сильное животное. Это просто лошадь.

 

7.2. Лошадь в скульптуре

В общем, нет смысла останавливаться на том, какое место заняла лошадь в творчестве писателей и художников; что же касается кинематографа — то, кроме этого полуанекдотичного факта, можно вспомнить, сколько прекрасных ролей «сыграли» лошади в кино, во скольких фильмах они были чуть ли не главными героями. Однако на двух произведениях искусства, непосредственно связанных с лошадьми, я все-таки остановлюсь. И потому, что это — замечательные произведения, и потому, что они дают повод для размышления.

Сначала о скульптуре знаменитого русского ваятеля Петра  Карловича Клодта. Он очень любил  лошадей, и очень хорошо знал их, и создал много прекрасных скульптур коней. Но самая знаменитая скульптурная группа Клодта — это та, что стоит в Ленинграде на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка. Эта река когда-то была границей, отделяющей город Санкт-Петербург от окружающих его лесов. Две скульптуры, стоящие на берегу со стороны бывшего леса, изображают людей, борющихся с еще неподвластными человеку конями. Кони со стороны города уже объезжены, покорены. Скульптурная композиция Клодта — символическое отображение борьбы человека с природой. И не случайно природу в композиции олицетворяют именно лошади. Наверное, на приручение, выведение новых пород и обучение всех домашних животных, вместе взятых, не тратили люди столько сил физических и духовных, сколько потратили на лошадей. И скульптор, конечно, прав. Но...

Было время, когда очень  много писали и говорили о покорении  природы. А покорять ее начали задолго до того, как люди научились писать и даже, возможно, внятно говорить. Потом спохватились: природу не надо было покорять, ее надо было рационально использовать, находить оптимальные варианты для сотрудничества с нею. Может быть, это относится и к лошадям? Ведь их тоже покоряли. И еще как! И еще какими методами! Чтоб заставить лошадь служить себе, люди ей вкладывали, например, в рот металлическую планку с острыми шипами, которые ранили самое чувствительное место — губы. Конечно, лошадь повиновалась, едва человек шевелил поводом, прикрепленным к этой металлической планочке — лошади было очень больно. Конечно, лошадь слушалась, когда в ее бока всаживали острые шипы — шпоры, конечно, она ускоряла бег, когда ее хлестали нагайкой. Люди добились замечательных результатов, приручая и обучая лошадей. Но может быть, не всегда нужно было ее именно покорять и именно таким способом? И вот сейчас — о второй скульптуре— о памятнике Петру I у Инженерного замка в Ленинграде. Растрелли — автор этого шедевра — изобразил лошадь, выполняющую элементы высшей верховой езды, типичной для XVIII века. Тут и скрученная до предела шея лошади, и шпоры, вонзенные в бока так, что лошадь даже присела от боли... А может быть, не требуется такое обращение с лошадьми? А ведь оно существует и сейчас, хотя сейчас многие люди уже поняли — лошади можно многое объяснить, от нее можно многого добиться лаской, добрым отношением и обращением. И она на добро ответит добром. Впрочем, это уже проверено, это уже установлено. И часто это гораздо более эффективно, чем принуждение, покорение лошади. Жаль, что это понимают еще далеко не все…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Значение лошади

Сейчас все есть: и автомобили, и трактора, и вездеходы. Но есть и лошади. И не так уж мало — несмотря на вытесняющую их технику, несмотря на войну, нанесшую огромные потери конскому поголовью нашей планеты, сейчас на земном шаре около 70 миллионов лошадей. (В Бразилии — самой «лошадиной» стране мира — более девяти с половиной миллионов, в США — около девяти с половиной, в СССР — около шести, и количество их будет увеличиваться.) Для чего же они? Для соревнований? Да, и для соревнований тоже. В СССР, например, более ста конезаводов, выращивающих племенных лошадей верховых, рысистых и тяжелоупряжных пород. У нас много конноспортивных школ, где занимаются люди, любящие спорт и лошадей; в нашей стране более 60 ипподромов, куда приходят сотни тысяч людей, чтоб посмотреть на соревнования, полюбоваться прекрасными лошадьми.

 

    1. Целебные свойства кумыса

Но конечно же, не для  спорта существуют в нашей стране миллионы лошадей. В то время, как на одних конезаводах выращивают сильных и быстрых лошадей, на других стремятся вывести лошадей высокоудойных. В частности, такая работа усиленно ведется в Башкирии, где люди вывели породу, способную давать в год по три тысячи литров кобыльего молока в год. Из него готовят кумыс. Долгое время кумыс был национальным напитком многих азиатских народов. Предание гласит, что его использовали еще в V веке до н. э. и кочевники Северного Причерноморья. Но европейцы знали о нем тоже давно — в середине XIII века фламандский монах Биллем Рубрук, побывав в Монголии, подробно рассказал о кумысе в своей книге «Путешествие в Татарию» (так тогда называли Монголию). Однако азиатские народы держали способ изготовления кумыса в тайне, а скифы, как писал Геродот, настолько дорожили им, что ослепляли невольников, узнавших, как делать этот напиток. Но как ни хранился секрет кумыса, европейцы все-таки узнали его. Сейчас известно, что кумыс — сквашенное молоко кобыл — содержит более семи процентов сахара (ни у кого из животных нет такого процента!), и, когда кумыс начинает бродить, часть сахара превращается в спирт, что придает напитку особый вкус. Однако не только за вкус ценился и  ценится кумыс. Много веков назад люди заметили целебные свойства кумыса. Конечно, никто не знал тогда, что в кумысе имеется и значительное количество белков и жиров, имеется много антибиотиков, но издавна пользовались им азиатские народы, называя «живой водой». Лет двести пятьдесят назад, а может быть и побольше, начали лечить кумысом больных русские врачи, жившие в местах, где в изобилии разводили лошадей. А в 1858 году русский врач Н. В. Постников организовал первую кумысолечебницу — санаторий вблизи Самары. Вскоре такой же санаторий был организован и в Москве. Справедливо считалось, что кумыс прекрасно помогает при лечении туберкулеза и цинги. Однако не знали тогда врачи, что это молоко — прекрасное средство при лечении желудочных болезней и малокровия, неврастении, сердечнососудистых заболеваний, брюшного тифа и паратифа. Это стало известно лишь теперь, когда исследования кумыса показали, что в нем содержится большое количество витамина С, активные виды дрожжей и молочнокислые бактерии. Не случайно же сейчас в нашей стране производится до 30 тысяч тонн кумыса, который доставляется в санатории.

Информация о работе Лошадь в современной жизни