Земельное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 03:51, контрольная работа

Краткое описание

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.
Отрасль - наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Оглавление

Предмет и система земельного права……………………………………..
Конституционные основы земельного права…………………………….
Земельный сервитут. Служебные наделы………………………………...
Государственный кадастр недвижимости………………………………...
Особенности использования сельскохозяйственных угодий……………
Правовой режим земель запаса……………………………………………
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

 - информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

 При этом собственники, владельцы и пользователи земельных  участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и получать в установленном порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике его изменения.

 Земельное законодательство  исходит из того, что сельскохозяйственные  угодья в принципе должны использоваться  только по целевому назначению  и предоставление их для любых  иных нужд нежелательно. Но поскольку  в жизни возникают ситуации, когда изъятия сельскохозяйственных угодий избежать нельзя, настоящий Кодекс устанавливает дифференцированный подход к возможности такого изъятия в зависимости от качества и ценности угодий. Показатели качества основываются исключительно на данных земельного кадастра. Соответственно выделяются сельскохозяйственные угодья худшего качества, сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, и особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья.

 В основном под несельскохозяйственные нужды (такие, как строительство промышленных предприятий) могут быть предоставлены (если нет возможности использовать непригодные для сельского хозяйства земли) угодья худшего качества по кадастровой оценке. Однако строительство линейных сооружений — таких, как дороги, магистральные трубопроводы, линии электропередач, чаще всего не может быть осуществлено в обход сельскохозяйственных земель, поэтому, а также с учетом того, что они занимают незначительную площадь, под такое строительство могут быть использованы и угодья лучшего качества, в том числе с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень. При этом должно быть соблюдено условие о размещении данных объектов вдоль уже имеющихся дорог, трасс и границ полей севооборотов.

 К тем исключительным  случаям, когда допускается изъятие  сельскохозяйственных угодий с  кадастровой оценкой, превышающей  среднерайонный уровень, относятся,  кроме строительства указанных  линейных сооружений: необходимость  выполнения международных обязательств, разработки месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных — таких, как глина, песок, гравий), содержание объектов культурного наследия (например, памятников истории и культуры), которые могут находиться на участках сельскохозяйственных угодий, строительство и содержание школ, больниц, клубов, — когда нет возможности разместить их на иных землях или если они оказались на землях сельскохозяйственного назначения вследствие изменения границ населенного пункта.

 Наконец, среди  сельскохозяйственных угодий выделяются такие, которые вообще не могут быть переданы для использования в иных целях — это особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья. Отнесение угодий к этому виду находится в компетенции субъектов Российской Федерации и производится ими с учетом наличия и состояния сельскохозяйственных угодий в республике, области, краев.

 В любом случае  при изъятии земель сельскохозяйственного  назначения производится не только  возмещение убытков, понесенных  в результате такого изъятия  собственниками или пользователями земли, но и, если изъятие произведено для использования земель в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, возмещение потерь сельскохозяйственного производства в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель.

 Сельскохозяйственные  угодья перестают быть таковыми  не только в результате изъятия,  но также и вследствие перевода  в другие категории земель. При  этом земля может оставаться  у того же сельскохозяйственного  пользователя, но войти, например, в состав земель поселений. Законодательством установлен особый порядок перевода земель из одной категории в другую, причем для земель сельскохозяйственного назначения этот порядок более строг. Так, в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, такой перевод осуществляется по решению органа местного самоуправления, но в отношении находящихся в муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения — по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 В ходе проведения аграрной и земельной реформ в России сельскохозяйственные угодья, занимаемые аграрными предприятиями, были приватизированы, в результате чего возникли так называемые земельные доли. Новый Земельный кодекс установил, что порядок использования таких долей будет урегулирован федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Однако до его принятия продолжают действовать нормативные акты, установившие порядок приобретения прав на такие доли, пользования и распоряжения ими.

 Так что же такое земельные доли? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории проведения аграрной и земельной реформ.

 Целями реформ были  создание условий для развития  индивидуального и частного хозяйствования  на земле, проведение реорганизации  колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы и приватизация занимаемой ими земли. Приватизация земли производилась путем передачи ее в собственность граждан, работающих в сельскохозяйственных предприятиях, с определением индивидуальных земельных долей.

 Впервые нормы об обязательности раздела земли и имущества колхозов и совхозов на условные паи и доли с условием выдела их в натуре работникам, желающим создать индивидуальное крестьянское хозяйство, были закреплены в Законах о крестьянском (фермерском) хозяйстве и о земельной реформе, принятых в 1990 г. В дальнейшем вопросы преобразования сельскохозяйственных предприятий и земельных отношений в них были урегулированы Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г., постановлениями Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г., «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 г., Указом Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г.

 Детальный порядок  расчета и предоставления земельных  долей, а также распоряжения  ими определен Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 г.

 В соответствии  с указанными нормативными актами  земельная доля представляет  собой рассчитанное в гектарах  или балло-гектарах количество земельной площади, приходящейся на одного члена (участника) сельскохозяйственной организации (предприятия).

 При определении  земельных долей учитывались  все сельскохозяйственные угодья  в границах сельскохозяйственных  предприятий, за исключением земельных участков, переданных в ведение органов местного самоуправления, включенных в фонд перераспределения земель, используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур и переданных данному хозяйству в аренду.

 Земельные доли  на местности не отграничиваются  и существуют в документальном  выражении до тех пор, пока  в установленных законом случаях  и порядке не будет произведено  выделение в натуре земельного  Участка, равного по размеру  установленной земельной доле.

Земельные доли передавались в собственность работников сельскохозяйственных организаций, а также пенсионеров  хозяйства, проживающих На его территории, лиц, занятых в социальной сфере  на селе, и наследников названных  категорий граждан, умерших к  моменту получения свидетельства на право собственности. Размер индивидуальной земельной Доли устанавливался независимо от трудового вклада и стажа работы и определялся в натуральном и стоимостном выражении.

 Собственники земельных  долей получили право распорядиться  ею без согласия на то других участников долевой собственности: обменять на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; подарить, передать на наследству в соответствии с законодательством Российской Федерации; передать на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной коммерческой организации; продать или сдать в аренду, но только для целей производства сельскохозяйственной продукции (т. е. организациям, ведущим сельскохозяйственное производство, фермерским хозяйствам, гражданам, работающим в сельскохозяйственных предприятиях либо проживающим на селе и ведущим личное подсобное хозяйство); получить в счет доли земельный участок для ведения крестьянского или личного подсобного хозяйства.

 Однако подавляющее  большинство земельных долей,  оставаясь в собственности граждан,  передано в аренду сельскохозяйственным  организациям. То есть хозяйства  фактически используют ту же  землю, что занимали, и до реорганизации,  но не являются ее собственниками; арендная плата обычно представляет собой предоставление собственникам ряда услуг — например, по обработке личных участков — либо выдачу определенного количества натуральной продукции.

 Выдел земельного  участка в натуре в счет  земельной доли производится при условии согласия остальных сособственников земельных долей с местоположением выделяемого участка. При наличии разногласий решение принимает орган местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству; возникающие при этом споры решаются в судебном порядке. В целом ряде хозяйств в соответствии с Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации госу­дарственных сельскохозяйственных предприятий от 4 сентября 1992 г. вообще запрещен выдел земельных участков в счет долей, при выходе из таких хозяйств можно получить только денежную компенсацию стоимости доли. Это учебные, опытные, узкоспециализированные (например, племенные, семеноводческие) хозяйства, конезаводы и др.

 В настоящее время  согласно ст. в Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается вплоть до принятия закона о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения.

 

  1. Правовой режим земель запаса

 

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся  земли, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности  и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения.

 В приведенном определении  земель запаса законодатель одновременно  обращает внимание на изменившееся  положение фонда перераспределения  земель после принятия ЗК РФ.

 Таким образом, основной признак отнесения земель к категории запаса законодателем оставлен без изменения: это фактическое хозяйственное использование земель.

 Исключение сделано  только для земель с/х назначения, к категории которых помимо  предоставленных для этих целей земельных участков отнесены земли так называемого фонда перераспределения, т.е. сельскохозяйственные земли, не имеющие по разным причинам конкретных правообладателей и предназначенные для использования по прежнему целевому назначению.

 Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения в случаях:

- добровольного отказа  правообладателя от земельного  участка;

- при отсутствии наследников,  при их отказе от наследства  в пользу государства (или безадресно) или лишении завещателя всех наследников наследства;

- при принудительном  изъятии земельного участка в  случаях, предусмотренных законом.

 В дальнейшем эти  временно выведенные из оборота  сельскохозяйственные земли предоставляются  для использования в сельскохозяйственных целях в соответствии со ст. 78 ЗК РФ. Тем самым сохраняется их целевое назначение.

 Как видим, в  фонд перераспределения включены  не все перечисленные выше  случаи, когда земельные участки  сельскохозяйственного назначения  не имеют правообладателей. В частности, не включены такие случаи, имеющие довольно распространенный характер, как невостребованные земельные паи, земельные участки, приобретенные государственными или муниципальными органами в порядке совершения сделок отчуждения, земли, приведенные в состояние, непригодное для использования по целевому назначению, земельные участки, срок предоставления которых истек, и другие случаи.

 По этой причине  в настоящее время такие земли  нередко включаются в категорию  земель запаса, что отмечается, например, в государственных отчетах о состоянии земельного фонда страны в последние годы и не способствует охране этих земель.

Информация о работе Земельное право