Земельное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

В результате использования земель в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного операционного базиса встает необходимость их охраны от нерационального, неправильного использования. Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд руб. в год), эрозия почв (эродированы 59% сельскохозяйственных угодий, 44% - пашни),

Оглавление

Теоретическая часть……………………………………..………….…. 3
Практическая часть:
Задача 2 ……………………………………………………….….……11
Задача 3………………………………………………………………...11
Задача 4 ……………………………………………………………..…12
Задача 5 ……………………………………………………………..…17
Задача 6 ……………………………………………………….……….18
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

земельное контр.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Вариант №8

 

Содержание

  1. Теоретическая часть……………………………………..………….…. 3
  2. Практическая часть:

Задача 2 ……………………………………………………….….……11

Задача 3………………………………………………………………...11

Задача 4 ……………………………………………………………..…12

Задача 5 ……………………………………………………………..…17

Задача 6 ……………………………………………………….……….18

  1. Литература……………………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, задачи  и охрана земель

 

Введение

Земля постоянно подвержена естественным природным воздействиям. Использование земли практически всегда связано с негативным влиянием на состояние ее природных свойств со стороны людей.

Согласно положениям Земельного Кодекса, земля подлежит охране как главный природный объект - основа существования общества и всей экосистемы.

В результате использования земель в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного операционного базиса встает необходимость их охраны от нерационального, неправильного использования. Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд руб. в год), эрозия почв (эродированы 59% сельскохозяйственных угодий, 44% - пашни), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 12% земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.

Проблема правовой охраны земель не возникает сама по себе. Причиной осуществления мер по охране земель является объективная необходимость устранения негативных последствий, возникающих в результате использования земельных ресурсов. Если земли не используются, как, впрочем, и любые иные природные ресурсы, то они не нуждаются в охране, поскольку такая проблема вообще не встает.

Правовое регулирование охраны земель составляет одну из главных задач земельного законодательства.

 

Понятие и задачи охраны земель

 

Охрана земель - система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Правовая охрана земель представляет собой соблюдение правил рационального их использования. Установленный в земельном законодательстве порядок использования земель предполагает их сохранение, восстановление и улучшение.

В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения и так далее, то есть охраны земель как средства производства, а также охраны земель, используемых в качестве пространственно-территориального базиса.

Земля и почвы, согласно ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отнесены к числу объектов охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Земельный Кодекс выдвигает на первый план регулирование вопросов охраны земель. Формулировка ст.12 ЗК о том, что земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, взятая из ст.9 Конституции РФ, означает, что в основе правового регулирования охраны земель заложен публичный интерес.

В п.1 ст. 12 ЗК сформулированы критерии, которые в процессе правового регулирования использования земель позволяют обеспечить охрану земельных ресурсов. Таких критериев два.     

  1. При использовании земель должно быть обеспечено сохранение экологических систем. Понятие «экологическая система» в национальном законодательстве отсутствует. Однако оно раскрывается в ст.2 Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) (БМД. 1996. N 9. С.3). Понятие «экосистема» означает динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое.
  2. При использовании земель должна быть обеспечена возможность выполнения землей как природным ресурсом двух ее главных функций: выступать как средство производства и как пространственный операционный базис.

Чтобы поддержать основные качества земли, разработаны и применяются различные мероприятия. Они связаны с мелиорацией, рекультивацией земель, охраной земли, в том числе от засорения или загрязнения, осуществлением иных действий. Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли составляют основу норм, регулирующих отношения данного круга.

Под деградацией земель понимается совокупность процессов, приводящих к изменению и в конечном счете прекращению функций почвы. Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят стабильные негативные процессы изменения состояния почв.

Деградация - наиболее тяжелый вид последствий вредного воздействия на землю. Крайней степенью деградации земель считается потеря почвенного покрова. Поэтому проведение мер по предотвращению деградации признается существенной обязанностью всех, кто своей деятельностью воздействует на землю и тем самым, в ближайшем или отдаленном времени, создает опасность деградации.

В целях повышения эффективности мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий деградации выделены два типа ухудшения качества земель.

Технологическая (эксплуатационная) деградация земель - это нарушение земель вследствие самых различных (кроме сельскохозяйственных) видов эксплуатации ее поверхности. Нарушение земель - это механическое разрушение почвенного покрова. Нарушенными называются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образованием техногенного рельефа в результате производственной деятельности. К ним относятся все земли со снятым или перекрытым почвенным покровом и не пригодные для использования в целях выращивания сельскохозяйственных или иных растений.

Нарушение земель наиболее часто является следствием строительных, геологоразведочных работ, добычи полезных ископаемых. Кроме того, к технологической деградации приводят указанные комментируемой статьей загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламление отходами производства и потребления и другие загрязнения.

Другой вид деградации - физическая (земледельческая) деградация. Она является следствием низкой культуры ведения сельского хозяйства, приводящей к снижению плодородия почв. Физическая деградация чаще всего становится причиной водной, ветровой эрозии почвы, ее засоления или заболачивания и др.

Законом установлены требования по предотвращению как технологической, так и физической деградации.

Сохранение почв и их плодородия - одна из наиболее важных задач охраны земель. Почва - незаменимый и уникальный природный объект, покрывающий поверхность земли. Именно почва, обладая плодородием, т.е. веществами и свойствами, необходимыми для воспроизводства растительности, составляет основу существования растительного мира на планете. Наибольшее значение для общества почва имеет при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Не менее важно наличие и качество почвы для воспроизводства лесов, обеспечения существования особо охраняемых природных территорий.

Кроме деятельности, связанной с защитой земель от различных воздействий, согласно  ст. 13 ЗК собственники, пользователи и владельцы земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по ликвидации последствий вредного воздействия, в том числе рекультивацию земель, а также выполнять мероприятия по сохранению установленного (достигнутого) качества земель.

Статья 13 ЗК содержит основные мероприятия, которые направлены на охрану земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

 

 

Заключение

 

Итак, установленный в земельном законодательстве порядок использования земель предполагает их сохранение, восстановление и улучшение. В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения и т.д., т.е. охраны земель как средства производства, а также охраны земель, используемых в качестве пространственно-территориального базиса.

Основные цели деятельности по охране земли основаны на положениях ст.9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Непосредственно соприкасается с вопросами охраны земель и норма ст.42 Конституции РФ, устанавливающая, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Регулирование охраны земли выстраивается и в соответствии с общими принципами земельного законодательства, закрепленными ЗК, такими как учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве над использованием земли в качестве недвижимого имущества и другими.

Следует обратить внимание на то, что нормы земельного законодательства об охране земель тесно связаны с нормами экологического законодательства и законодательства об охране и использовании иных природных ресурсов. В особенности это важно при регулировании использования земель соответствующих категорий, установленных ст.7 ЗК, - земель водного фонда, лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий и др. Поскольку последствия нанесения вреда окружающей природной среде отражаются зачастую на всех составляющих природного комплекса, мероприятия по охране отдельных природных объектов (земли, вод, лесов, недр) осуществляются в совокупности, с применением норм об охране соответствующих природных объектов: лесного фонда - в соответствии с ЛК; водного фонда - в соответствии с ВК; недр - в соответствии с Законом о недрах. Охрана земель особо охраняемых природных территорий осуществляется в т.ч. и на основании Закона об особо охраняемых природных территориях и нормативных актов, принятых и действующих в его развитие.

Информация о работе Земельное право