Земельное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 22:38, лекция

Краткое описание

1.1. Понятие земельного права.

1.2. Предмет земельного права.

1.3. Система земельного права.

1.4. Соотношение земельного права с другими отраслями.

Файлы: 1 файл

Земельное право (конспект).doc

— 347.00 Кб (Скачать)

    -сделки  с землей – в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством, например, при проведении аукционов по продаже земельных участков.

     Передача  земельного участка в частную  собственность осуществляется посредством  выкупа земли:

  • по льготным ценам - в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот участок на момент подачи заявления о передаче его в собственность;
  • по нормативным ценам, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь исходя из качества и местоположения земельного участка (ст. 62 Кодекса Республики Беларусь о земле);
  • по договорным ценам (не ниже нормативной), если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

     По  льготной цене могут приобретать  земельные участки в частную  собственность только некоторые  категории граждан Республики Беларусь, указанные в законодательстве. В  настоящее время к ним относятся только граждане Республики Беларусь, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Республики Беларусь, которые приобретают земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома (ст. 35 Кодекса Республики Беларусь о земле).

     Всем  другим лицам (гражданам Республики Беларусь и юридическим лицам) земельные  участки передаются в собственность  по нормативным ценам, уровень которых  периодически индексируется Советом  Министров Республики Беларусь в  соответствии с уровнем инфляции - постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 1993 года “О нормативных ценах на земли, передаваемые в частную собственность граждан”).

     По  договорным ценам передача земельных  участков в собственность граждан  возможна только при проведении аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на условиях предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года. Аукционная продажа земельных участков юридическим лицам не предусмотрена.

     Производными  основаниями возникновения права  частной собственности на землю  можно считать сделки, совершаемые  с земельными участками, по свободному волеизъявлению участников сделки. Цена земельных участков в этих случаях устанавливается участниками сделки, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Изменение целевого назначения земельного участка, не допускается, поэтому сделки, в результате которых земельный участок переходит от одного лица к другому, возможны только между субъектами с одинаковым правовым положением. 

     
  1. Основания прекращения права  собственности на землю.

     Основания прекращения различных форм и  видов права собственности на землю имеют определенные отличия. Однако, в связи с тем, что не может быть ничейной земли, юридические факты, которые служат основанием прекращения одной формы права собственности, одновременно приводят к возникновению права собственности иной формы.

     Основаниями прекращения права государственной собственности на землю служат действия, которые приводят к возникновению права собственности у других субъектов, а именно - передача земельных участков в собственность иностранного государства и частную собственность юридических лиц и граждан Республики Беларусь. Принудительного прекращения права государственной собственности Республики Беларусь на землю законодательство не предусматривает.

     Основаниями прекращения права собственности иностранных государств может быть:

  • соглашение между иностранным государством и Республикой Беларусь о передаче земельного участка в собственность Республики Беларусь при отказе иностранного государства от права собственности на этот земельный участок. Это основание в земельном законодательстве не предусмотрено, оно вытекает из общих правил международного общения.
  • принудительное изъятие земельного участка у иностранного государства в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из собственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено соответствующим международным договором (ст. 52 Кодекса Республики Беларусь о земле).

     Основания прекращения права частной собственности на землю значительно более разнообразны. Это связано с тем, что именно частная собственность на землю обеспечивает участие земли в гражданском обороте.

     Право частной собственности на землю  прекращается:

  1. на основании решения соответствующего исполнительного и распорядительного органа:
  • при добровольном отчуждении земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь в собственность Республики Беларусь (ст. 54 Кодекса Республики Беларусь о земле);
  • при ликвидации юридического лица (ст. 56 Кодекса Республики Беларусь о земле);
  • при неисполнении залогодателем - собственником земельного участка - обеспеченного залогом обязательства (ст. 89 Кодекса Республики Беларусь о земле);
  • при переходе строения (жилого дома, дачи, садового домика) на земельном участке, принадлежащем гражданину Республики Беларусь, в собственность лица, которое не может быть собственником этого земельного участка (ст. 93 Кодекса Республики Беларусь о земле);
  1. на основании решения суда - при принудительном изъятии земельных участков, в случаях, предусмотренных земельным законодательством (ст. 53 Кодекса Республики Беларусь о земле).

     Основаниями принудительного изъятия земельного участка являются юридические факты, которые можно классифицировать как правомерные и неправомерные  действия.

     К правомерным действиям относятся:

  • утрата гражданства Республики Беларусь, выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, за исключением выезда лиц за пределы Республики Беларусь в связи со служебными обязанностями или обучением, направлением на работу за границу;
  • выкуп земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, при переходе жилого дома к лицу, которое не может быть собственником земельного участка;
  • изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;
  • прекращение юридическими лицами Республики Беларусь деятельности, для которой земельный участок приобретался в собственность.

     К неправомерным действиям относятся:

  • систематическое невнесение земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь;
  • использование земельного участка не по целевому назначению;
  • неиспользование по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет – в остальных случаях;
  • невыполнение требований природоохранного режима использования земель;
  • использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;
  • при конфискации земельного участка.
 

     4.6 Содержание права  собственности на  землю.

     В соответствии со ст. 210 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Таким образом, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, которые могут осуществляться в рамках, установленных законодательством. Реализация этих правомочий в субъективном плане зависит от формы и вида земельной собственности.

     Правомочие  владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей.

     У Республики Беларусь как собственника земли это правомочие сочетается с правом территориального верховенства, которое распространяется на все земли, независимо от формы собственности, что позволяет устанавливать и изменять их правовой режим. Принадлежащее государству правомочие владения землей распространяется на все земли, находящиеся в государственной собственности, независимо от ее использования.

     Для других субъектов права собственности  на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению.

     Анализ  содержания права собственности на землю показывает, что абсолютных собственников не существует, т.к. полномочия собственников в части использования и распоряжения землей законодательно ограничивается.

     Правомочие  пользования означает юридически закрепленную возможность извлечения полезных свойств или дохода в процессе хозяйственной эксплуатации земли.

     Государство, которое не осуществляет, как правило, непосредственной хозяйственной эксплуатации земли, реализует свое правомочие пользования  путем присвоения части земельной ренты через установленные государством платежи за землю.

     Иностранные государства, юридические лица и  граждане Республики Беларусь, получившие земельные участки в собственность, могут и обязаны пользоваться ими только с соблюдением целевого назначения. Правомочие пользования предполагает совершение действий по использованию полезных свойств земли, в порядке и на условиях, установленных законодательством (ст. 64 Кодекса Республики Беларусь о земле).

     Правомочие  распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.

     Для государства важнейшим полномочием  по распоряжению землями является определение  целевого назначения земель, в том  числе находящихся в собственности  других субъектов. Непосредственно  по отношению к государственным землям распорядительные действия заключаются в предоставлении, изъятии земельных участков, передаче их в частную собственность, собственность иностранных государств, изъятие из собственности. Эти полномочия государства как собственника земли по распоряжению землями реализуется через управление землями. в процессе которого соответствующие государственные органы от имени государства совершают действия по определению юридической судьбы земель.

     Частные собственники земельных участков могут совершать сделки, предусмотренные законодательством, но без изменения целевого назначения земельного участка. Сделки с земельными участками совершаются в порядке, установленном гражданским законодательством для сделок с недвижимостью (простая письменная или письменная нотариальная форма и обязательная государственная регистрация в соответствующем государственном органе). Государственную регистрацию осуществляет специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам, геодезии и картографии по месту нахождения земельного участка.

     Частные собственники могут совершать сделки по отчуждению земельных участков (купли-продажи, дарения, мены), передаче земельных  участков в залог, аренду (ст. 87 Кодекса  Республики Беларусь о земле), а так  же передавать земельные участки по наследству (ст. 58 Кодекса Республики Беларусь о земле). Условия этих сделок, которые определяют пределы оборотоспособности земли, устанавливаются земельным законодательством. 
 
 

     Тема 5. Право землевладения  и землепользования.

  1. Понятие права землевладения и землепользования.
  2. Право землевладения.
  3. Право землепользования

      5.3.1.Постоянное  и временное пользование  землей.

    1. Аренда земли.
      1. Земельные сервитуты (право ограниченного пользования чужим земельным участком).
      1. Использование земли для изыскательских работ.
  1. Основания возникновения и прекращения права землевладения и землепользования.
      1. Основания возникновения права землепользования и землевладения.
      2. Основания прекращения права землепользования и землевладения.
      3. Переход права владения и пользования земельными участками.

    5.5 Содержание права  землевладения и  землепользования. 

   
  1. Понятие права землевладения  и права землепользования.

      Право землевладения и  землепользования представляет собой сложный  правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений.

Информация о работе Земельное право как отрасль права