Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 22:38, лекция
1.1. Понятие земельного права.
1.2. Предмет земельного права.
1.3. Система земельного права.
1.4. Соотношение земельного права с другими отраслями.
Предоставление участков во владение и пользование может осуществляться как за счет свободных земель (земель запаса), так и за счет земель, ранее предоставленных другим субъектам. Предоставление земельного участка, находящегося во владении, пользовании или частной собственности другому лицу производится только после его изъятия в установленном порядке. В этом случае эти два действия (предоставление и изъятие) осуществляются в одном процессе.
В процессуальном отношении изъятие и предоставление земельных участков включает две стадии:
1) предварительное согласование места размещения объекта;
2) предоставление земельного участка и его документальное оформление.
Предварительное согласование места размещения объекта проводят сельские, городские, районные и областные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков. Целью предварительного согласования является выбор наиболее целесообразного и экономически обоснованного варианта размещения объекта (изъятия) земельного участка.
Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земельных участков:
Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии земельного участка, обращаются с заявлением (ходатайством) о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения земельного участка. Место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории согласовываются с землевладельцами, землепользователями и собственниками земельных участков, которые будут изыматься, местными исполнительными и распорядительными органами, осуществляющими государственный контроль и надзор.
После проведения проектно-изыскательских работ и утверждения проекта на строительство по заявлению (ходатайству) заинтересованного лица начинается вторая стадия - предоставление земельного участка и подготовка документов, удостоверяющих право землевладения и землепользование. К заявлению (ходатайству) должны прилагаться материалы предварительного согласования места размещения объекта и другие необходимые документы.
Предоставление земельного участка производится на основании проектов отвода земель, которые разрабатываются организациями по землеустройству и заказчиками которых могут быть заинтересованные юридические и физические лица.
Разработанные проект отвода с имеющимися материалами представляется в соответствующие исполнительные и распорядительные органы для заключения и вынесения решения.
После установления на местности границ земельного участка составляются документы, удостоверяющие право владения и право пользования земельным участком. и выдаются юридическим и физическим лицам, которым отведен участок.
В
тех случаях, когда предварительное
согласование не требуется, действует
упрощенная процедура предоставления
земельного участка, которая включает
в себя: а) подачу заявления (ходатайства)
в соответствующий
Изъятие земельных участков доя государственных и общественных нужд является основным способом перераспределения земель. Изъятие представляет собой юридическое действие, направленное на прекращение права на землю. Его следует отличать от изъятия земельных участков за нарушение земельного законодательства, которое является специально земельно-правовой санкцией.
Изъятие
для государственных и
Перечень государственных и общественных нужд, для которых могут изыматься земельные участки, законодательством не установлен. Необходимость изъятия определяется в каждом конкретном случае органами, имеющими право изымать земельные участки.
В соответствии со ст. 39 Кодекса о земле изъятие земельного участка у землепользователей, землевладельцев и арендаторов производится на основании решений Президента Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Принудительное изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд у частных собственников осуществляется по решению суда.
Изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается при соблюдении ряда условий, установленных законодательством:
При несогласии землепользователя, землевладельца или собственника земельного участка с решением исполнительного и распорядительного органа об изъятии у него земельного участка, это решение может быть обжаловано им в суд. (ст. 42 КоЗ).
2.
При изъятии земель для
В соответствии со ст. 40 КоЗ изъятие сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах, для несельскохозяйственных нужд, а также изъятие земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резерватов для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением не допускается.
В соответствии со ст. 41 КоЗ изъятие других сельскохозяйственных земель, а также земель пригородных и зеленых зон, опытных полей научно - исследовательских учреждений ии учебных заведений, лесов первой группы, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения допускается только лишь в случаях особой необходимости.
При изъятии наиболее ценных видов земель, в тех случаях, когда такое изъятие допускается, для нужд, не связанных с их целевым назначением, производится по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь (ч. 2. ст. 41 КоЗ)
Во
временное краткосрочное
3.
Во всех случаях изъятия
Изъятие
земель может быть постоянным и временным.
В
соответствии с постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 20
апреля 1993г. “О государственных кадастрах
природных ресурсов”
Земельный кадастр появился одновременно с возникновением государства и развитием системы налогообложения земель как источника дохода. В процессе ведения земельного кадастра осуществляются организационно - правовые мероприятия по изучению, учету, описанию и экономической оценке земель.
Земельный
кадастр представляет собой свод
систематизированных и
Как природноресурсовый кадастр государственный земельный кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель (ст. 142 КоЗ).
Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, которые используются при осуществлении других функций управления землями.
Содержание земельного кадастра определяется ст. 143 КоЗ и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1991 г. “О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель”.
Земельный кадастр включает 4 элемента:
1) данные о распределении земель по субъектам и объектам на основании регистрации прав на земельный участки.
2) данные о распределении земель по категориям на основании их фактического состояния и использования (государственный учет земли).
3) данные о качественном состоянии земель в зависимости от их естественно-природных свойств.
4) данные о экономической оценке земель как средства производства и пространственного базиса.
Все земельно-кадастровые сведения документируются по единым для Республики Беларусь формам (в текстовом, графическом и электронном виде). Организация ведения земельного кадастра возложена на специальный орган по земельным ресурсам - Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь (ст. 144 КоЗ).
Земельно-кадастровая документация ведется на всех уровнях управления землями и включает:
Основной документ - земельно-кадастровая книга со вставными листами.
Земельный
кадастр ведется
Земельный
кадастр предназначен для реализации
земельного законодательства, регулирования
земельных отношений, обеспечения рационального
использования земельных ресурсов, поэтому
он является необходимым элементом на
всех этапах государственного управления
землями.
В соответствии со ст. 145 КоЗ землеустройство представляет собой систему юридических, экономических, и технических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, повышение эффективности использования и охраны земель.
Землеустройство как функция управления землями включает систему государственных мероприятий, направленных на осуществление (реализацию) государственной земельной политики и решений государственных органов по организации использования и охраны земель. Землеустройство направлено на обеспечение наиболее целесообразного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель.