Земельное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 22:38, лекция

Краткое описание

1.1. Понятие земельного права.

1.2. Предмет земельного права.

1.3. Система земельного права.

1.4. Соотношение земельного права с другими отраслями.

Файлы: 1 файл

Земельное право (конспект).doc

— 347.00 Кб (Скачать)

      Объектом  землеустройства являются все земли  Республики Беларусь, независимо от формы  собственности и целей использования.

      Совокупность  различных по характеру землеустроительных действий, которые должны проводится в соответствии с законодательством, составляют содержание землеустройства. (ст. 146 КоЗ).

      Порядок осуществления землеустройства  определяется Основными положениями  землеустройства Белорусской ССР, утвержденными постановлением Совета Министров БССР 15 июля 1991 г.

      Землеустройство проводится по решениям исполнительных и распорядительных органов или  ходатайству заинтересованных землевладельцев, землепользователей и собственников  земли.

      Землеустроительные  работы осуществляются землеустроительными  организациями и предприятиями, коммерческими организациями - субъектами хозяйствования Республики Беларусь различных  организационно-правовых форм, на основании  лицензий, которые выдаются Комитетом по земельным ресурсам в установленном порядке. (Положение о лицензировании топографо-геодезических, картографических, аэрофотосъемочных, картоиздательских и землеустроительных работ. в Республики Беларусь утверждено приказом Госкомитета по земельным ресурсам и картографии Республики Беларусь 7 июля 1999 г. ).

      Землеустроительные  мероприятия, направленные на реализацию единой государственной земельной  политики и имеющие общегосударственное  значение, осуществляются за счет государственного бюджета (ст. 147 КоЗ). Все другие мероприятия осуществляются (проводятся) по договорам между землеустроительными организациями и заинтересованными лицами.

      Землеустроительный  действия совершаются в определенном установленном законодательством  процессуальном порядке. землеустроительный процесс включает следующие стадии:

  • подготовительные работы;
  • разработка проекта землеустройства;
  • рассмотрение и утверждение проекта землеустройства;
  • перенесение проекта в натуру (на местность);
  • оформление и выдача землеустроительных документов;
  • авторский надзор за выполнением проектов землеустройства.
 
  1. Контроль  за использованием и  охраной земель
 
  1. Государственный контроль за использованием и охраной земель.

      В соответствии со ст. 139 КоЗ задачами государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, государственными и общественными органами требований земельного законодательства Республики Беларусь.

      Государственный контроль за использованием и охраной земель заключается в проверке уполномоченными на то органами соблюдения установленных правил пользования и охраны земель, а также правильности деятельности соответствующих органов по представлению и изъятию земель.

      Проведение государственного контроля позволяет своевременно выявить и устранить нарушения земельного законодательства и тем самым обеспечить законность в земельных отношениях.

      Государственный контроль за использованием и охраной  земель является всеобщим и постоянным. Он распространяется на все категории земель Республики Беларусь и всех пользователей земли.

      Круг  органов, осуществляющих государственный  контроль за использованием и охраной  земель установлен ст. 140 КоЗ. Государственный  контроль в этой области осуществляется:

  • специально уполномоченным органом по земельным ресурсам и землеустройству (Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь).
  • местными исполнительными и распорядительными органами.

      Органы  общей компетенции (местные исполнительные и распорядительные органы) осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, находящихся в их ведении, как непосредственно, так и через создаваемую ими землеустроительную службу. Местные представительные органы (местные Советы депутатов) имеют определенные полномочия по контролю за принятием решений об изъятии и предоставлении земельных участков (ст. 6 КоЗ).

      Землеустроительные  органы осуществляют государственный  контроль за использованием и охраной  земель в пределах своей компетенции по управлению землями.

      Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. права и обязанности должностных  лиц органов по земельным ресурсам и землеустройству, которые являются Главными государственными инспекторами по использованию и охране земель Республики Беларусь, определены Положением о государственном контроле за использованием и охраной земель, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25 февраля 1993 г. и нормативными документами Госкомитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь.

      Контроль  за соблюдением требований законодательства Республики Беларусь, нормативных и  нормативно - технических требований при производстве землеустроительных работ осуществляется в форме экспертизы проектов, связанных с использованием и охраной земель и контроля за качеством землеустроительных работ. Экспертизе подлежат все землеустроительные работы, выполняемые предприятиями, подведомственными Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии, и другими субъектами хозяйствования, получившими лицензии за качеством работ осуществляется государственными предприятиями - инспекциями экспертизе проектов. связанных с использованием и охраной земель, и контролю за качеством землеустроительных и топографо-геодезических работ в порядке, установленном Госкомземом Республики Беларусь. 

  1. Мониторинг  земель.

      Мониторинг  земель является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республики Беларусь, предусмотренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 апреля 1993 г. и Законом об охране окружающей среды.

      В соответствии со ст. 141 КоЗ мониторинг земель представляет собой систему  наблюдений за состоянием земель для  своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

      Объектом  мониторинга являются все земли, независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

  1. В соответствии с постановлением СМ Республики Беларусь мониторинг земель ведется по единой для Республики Беларусь системе за счет средств государственного бюджета в неразрывной связи с ведением государственного земельного кадастра.
  2. В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения за состоянием земель, включая аэрофотогеодезические, топографо-геодезические, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания с использованием современных технических методов.
  3. Ведение мониторинга обеспечивается Комземмам. Комитет утверждает методики программы, по которым ведется наблюдения за состоянием земель, в том числе выполняемые другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. На основании полученных материалов Комитет обеспечивает систематизацию, изучение и хранение данных о земле, а также издание материалов мониторинга земель.
 
  1. Разрешение  земельных споров.

      Одной из функций государственного управления землями является разрешение земельных  споров, осуществляемое исполнительными  и распорядительными органами в  административном порядке. Проведение земельной реформы значительно сузило сферу подведомственности исполнительных и распорядительных органов по разрешению земельных споров.

      Земельными  являются споры, связанные с возникновением, изменением, прекращением и фактическим  осуществлением субъективных прав на землю. Они возникают между субъектами прав на землю (собственниками земли, землевладельцами и землепользователями), а также между ними и государственными органами.

      В административном порядке могут  рассматриваться только те земельные  споры, связанные с правом землевладения и землепользования , которые не отнесены к исключит тельной компетенции судебных органов.

      Земельные споры, для которых установлена  административная  процедура разрешения, рассматриваются исполнительными  и распорядительными органами общей компетенции (сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными) (ст. 149-153 КоЗ).

      Для большинства земельных споров, которые  могут рассматриваться исполнительными  и распорядительными органами, установлен альтернативный порядок рассмотрения - в исполнительном и распорядительном органе или (по желанию заинтересованной стороны) в суде. Обязательное административное разбирательство по земельному спору как досудебная стадия в настоящее время не действует. Только споры землепользователей и землевладельцев одной области по вопросам владения и пользования землей на территории другой области разрешаются в обязательном административном порядке - областным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения земельного участка, по которому возник спор (ст. 149 КоЗ).

      Порядок административного рассмотрения земельного спора установлен (ст. 154-156). он включает следующие стадии:

  • подача заявления одной из сторон;
  • подготовка материалов для рассмотрения земельного спора;
  • рассмотрение спора с участием заинтересованных сторон;
  • принятие решения (вынесение решения)
  • исполнение решения.

     При рассмотрении земельных споров в  исполнительных и распорядительных органах обязательное участие принимают  органы по земельным ресурсам и землеустройству  на стадии подготовки материалов, необходимых для разрешения земельных споров, и исполнения решения по земельному спору.

     Решение, вынесенное по земельному спору исполнительным и распорядительным органом, может  быть обжаловано заинтересованными  сторонами в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. 
 
 
 

     Тема 7. Ответственность  за нарушение земельного законодательства

  1. Земельные правонарушения.
    1. Понятие и состав земельного правонарушения.
    1. Виды земельных правонарушений

    7.2.Виды  юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

      1. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.
      2. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.
      3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства.
      4. Земельно-правовые меры воздействия за нарушение земельного законодательства.
 
  1. Земельные правонарушения.
 

    7.1.1. Понятие и состав  земельного правонарушения.

     Земельным правонарушение является виновное противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства.

     Земельное правонарушение является основанием применения мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством.

     Состав  земельного правонарушения включает четыре элемента:

  • объект - родовым объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок, объектом конкретных правонарушений выступают отдельные виды отношений по использованию и охране земель;
  • субъект - субъектами земельных правонарушений могут быть юридические и физические лица, в том числе должностные лица.  Ответственность за земельные правонарушения несут как субъекты, обладающие правами на землю (землевладельцы, землепользователи и собственники земли), так и лица, не состоявшие в земельных правоотношениях, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель;
  • объективная сторона - объективная сторона земельного правонарушения заключается в противоправном поведении, которое может быть совершено в виде активных действий, так и в виде бездействия;
  • субъективная сторона - субъективная сторона земельного правонарушения характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.

Информация о работе Земельное право как отрасль права