Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 22:38, лекция
1.1. Понятие земельного права.
1.2. Предмет земельного права.
1.3. Система земельного права.
1.4. Соотношение земельного права с другими отраслями.
7.1.2. Виды земельных правонарушений.
Земельное
законодательство не содержит исчерпывающего
перечня земельных
Составы земельных правонарушений определяются отраслевым законодательством, устанавливающим отдельные виды ответственности (уголовным, административным, гражданским и др.).
В зависимости от объекта земельных правонарушений можно выделить несколько видов таких правонарушений:
В
зависимости от характера земельных
правонарушений, степени общественной
опасности и применяемых
Применение
различных мер ответственности
производится в соответствии с правосубъектностью
правонарушителя.
7.2.1. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.
Уголовная ответственность наступает за правонарушения имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.
Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность за следующие деяния:
1). Деяния, посягающие на отношения (порядок) рационального использования и охраны земель. Уголовный кодекс предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием “порча земель” (ст. 269 УК РБ). С учетом объекта они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды и включают:
а также квалифицированные составы;
2. Ст. 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлению против порядка управления. Фактически это преступное деяние имеет двойной объект: во-первых отношения по управлению землями, в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование, или передачей их в собственность, во - вторых, отношения собственности на землю, землевладения и землепользования.
Уголовная
ответственность, как правило, наступает
при условии административной преюдиция
- привлечение к уголовной
Уголовная
ответственность относится к
числу карательных видов. Уголовное
законодательство идет по пути ужесточения
ответственности за нерациональное
использование и нарушение требований
охраны земель.
7.2.2. Административная ответственность за земельные правонарушения.
Административная ответственность наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям.
Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в КоАП Республики Беларусь.
Административное законодательство предусматривает ответственность за все виды земельных правонарушений.
Административная ответственность применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и охраной земель (не использование земель в течении одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями для которых они предоставлен - Ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель - 53 КоАП, несвоевременный возврат временно занимаемых земель - 54 КоАП, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства - ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель - ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований - ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т.д. - ст. 47 КоАП).
Должностные
лица юридических лиц и
Для привлечения в административной ответственности за земельные правонарушения действует единый порядок наложения административных взысканий. В качестве административных взысканий предусмотрено предупреждение и штраф.
Органами, уполномоченными налагать взыскания за земельные правонарушения, выступают как правило органы по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 224-5).
Виновные привлекаются к административной ответственности с соблюдением установленной процедуры.
Протокол
об административном земельном правонарушении
составляется должностными лицами, на
которых возложено осуществление государственного
контроля за использованием и охраной
земель.
Гражданско-правовая
ответственность состоит в
Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушениям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав.
Для защиты и восстановления нарушенных земельных прав применяются предусмотренные гражданским законодательством способы защиты, в том числе:
1). Признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками. Признаки недействительности установлены гражданским законодательством (ст. 168, 179 ГК ).
Сделки,
совершение которых запрещены земельным
законодательством, считаются ничтожными.
К таким сделкам, в соответствии
со ст. 88 КоЗ, относятся договора купли
- продажи, аренды, дарения, залога, а
также самовольный обмен
Сделки купли - продажи, дарения, залога, обмена, аренды, совершаемые собственниками земельных участков (юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь) с нарушением установленных земельным законодательством правил, могут быть признаны недействительными по требованию заинтересованного лица.
2). Признание вещно-правовых способов защиты - виндикационный иск и негаторный иск (ст. ст. 282, 285 ГК ).
3). Возмещение неправомерного вреда.
В соответствии со ст. 160 КоЗ юридические лица независимо от форм собственности и физические лица обязаны возместить вред, причиненный мим в результате нарушения земельного законодательства.
Вред
возмещается в полном объеме. (ст.
933 ГК ).
В качестве земельно-правовых мер воздействия выступают санкции, которые применяются к нарушителям законодательства в порядке, установленном земельным законодательством .
Земельно-правовые меры могут применяться наряду с другими видами ответственности (уголовной, административной, гражданской) или в качестве самостоятельного способа воздействия на нарушителей.
Земельно-правовые санкции направлены на восстановление земельного правопорядка путем определения судьбы земельного участка, по отношению к которому были совершены противоправные деяния. Они не касаются личности или имущества правонарушителя. Однако если причинен вред земельному участку, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В
качестве земельно-правовых мер воздействия
действующее земельное
Возврат
самовольно занятого земельного участка
- состоит в том, что самовольно
занятые земельные участки
Материальные затраты по приведению самовольно занятого земельного участка в пригодное состояние возлагаются на самовольного пользователя.
Возврат
самовольно занятых земельных участков
имеет сходство с виндикационным
способом защиты прав (ст. ст. 281, 286 ГК),
но по требованию заинтересованного
лица может производиться в
Принудительное изъятие