Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 22:38, лекция
1.1. Понятие земельного права.
1.2. Предмет земельного права.
1.3. Система земельного права.
1.4. Соотношение земельного права с другими отраслями.
Деятельность уполномоченных на то государственных органов по управлению землями носит организационный характер. Она направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Главной задачей государственного управления является организация рационального использования и охраны земель.
Объектом
государственного управления в этой
области являются все земли Республики
Беларусь, поэтому система
Деятельность органов управления носит государственно-властный характер. Она выражается в совершении актов государственного управления по отношению к земле, вытекающих из полномочий государства как собственника земли и политического суверена.
Государственное управление землями является межотраслевой деятельностью (надведомственной), не связанной с какой-то одной отраслью.
Посредством государственного управления землями обеспечивается рациональное использование и охрана всех земель, независимо от форм собственности и форм использования земли.
Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т.е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. Вид и характер этих функций определяются социально-экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемым к организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель.
К функциям управления землями относятся следующие:
1) программирование и прогнозирование использования и охраны земель;
2) распределение и перераспределение земель;
3) учет земель и ведение государственного земельного кадастра;
4) землеустройство;
5) мониторинг земель;
6) государственный контроль за использованием и охраной земель;
7) разрешение земельных споров.
В
условиях реформирования земельных
отношений изменились методы государственного
управления землями. Административное
управление земельными ресурсами дополняется
методами государственного регулирования
с использованием экономических механизмов.
Государственное управление землями организовано в трех уровневую систему, которая включает:
Общее государственное управление землями носит территориальный характер (организовано по территориальному признаку). Его осуществляют:
Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне.
На республиканском уровне его осуществляет Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Специальный орган государственного управления по регулированию земельных отношений был создан в 1991 году для подготовки и проведения земельной реформы.
В настоящее время задачами Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии в области управления землями являются реализация функций государственного регулирования в области земельных отношений, охраны и рационального использования земель, и проведение единой государственной политики в этой области (положение о комземе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г.).
На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляет землеустроительная служба, которая создается при местных исполнительных и распорядительных органах и которая составляет с Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии единую систему. Комитет осуществляет методическое руководство деятельностью землеустроительных служб исполнительных и распорядительных органов.
Компетенция
специальных органов управления
по регулированию земельных
Органы
специальной компетенции
Ведомственное
управление землями осуществляют различные
министерства и ведомства, в чьем
ведении находятся предприятия
и организации, использующие земли
различного целевого назначения.
Распределение и перераспределение земель является важнейшей функцией государственного управления землями, в процессе которой определяется правовой режим земель. Под распределением и перераспределением земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение права собственности на землю, права землевладения и права землепользования, определяющие их юридическую судьбу.
6.3.1.Передача земельных участков в собственность.
Следует различать передачу земель в частную собственность и собственность иностранных государств, последствием которой является прекращение права государственной собственности на землю и возникновение права частной собственности и собственности иностранных государств, и передачу земель в государственную собственность, в результате которой прекращается право частной собственности на землю и право собственности иностранных государств.
Передача земель в собственность юридических и физических лиц представляет собой сложную юридическую процедуру, которая урегулирована специальными нормативными актами (постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1993г. “О порядке выкупа земельных участков” и Положением о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников), утвержденным указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000г.).
Она включает в себя следующие действия:
Граждане, желающие получить земельные участки в частную собственность, подают в сельский (поселковый), городской или районный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения земельного участка заявление с указанием необходимых сведений.
Граждане, имеющие во владении и пользовании земельные участки, которые они хотят получить в собственность, прилагают документы, на основании которых можно определить точный размер испрашиваемого земельного участка.
Юридические
лица подают ходатайство в районный
(городской) исполнительный и распорядительный
орган по месту нахождения земельного
участка с приложением
Решение о передаче земельного участка в частную собственность граждан, в котором указывается площадь земельного участка, цель его предоставления, размер платы за земельный участок и сроки ее внесения, принимается сельским (поселковым), городским или районным исполнительными и распорядительным органом в месячный срок после подачи заявления, и выдается гражданину вместе со схематическим планом размещения границ земельного участка в 10-дневный срок после принятия этого решения.
При отсутствии данных об измерении границ земельного участка (о точном размере земельного участка) до принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность районный исполнительный и распорядительный орган поручает землеустроительным органам подготовить необходимые документы, на основании которых выносится решение.
Передача земельных участков в собственность юридических лиц осуществляется по решению Президента Республики Беларусь.
Материалы
по передаче земельных участков в
частную собственность
Составление и выдача Государственных актов на право частной собственности на землю производится после выполнения землеустроительных работ по установлению границ земельного участка, в том числе, при необходимости, по отводу земельного участка, и после внесения платы за землю.
Передача
земельных участков в государственную
собственность может
1) по заявлению гражданина или по ходатайству юридического лица на основании решения сельского (поселкового), городского, районного исполнительного и распорядительного органа :
В соответствии со ст. 54 Кодекса о земле передача земельных участков в государственную собственность производится после их выкупа и возмещения в полном объеме правомерных убытков, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
При принудительном прекращении права частной собственности на землю передача участка в государственную собственность, а также определение размеров выкупа, убытков и денежной компенсации осуществляется на основании решения суда.
Выкуп
земельных участков, передаваемых
в государственную
6.3.2. Предоставление земельных участков во владение и пользование
Регулируется Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента РБ 6 августа 2002 года.
Предоставление земельных участков во владение и пользование производится исполнительными и распорядительными органами общей компетенции всех уровней в пределах их полномочий, установленных КоЗ (ст. 25).