Земельное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 22:38, лекция

Краткое описание

1.1. Понятие земельного права.

1.2. Предмет земельного права.

1.3. Система земельного права.

1.4. Соотношение земельного права с другими отраслями.

Файлы: 1 файл

Земельное право (конспект).doc

— 347.00 Кб (Скачать)

      Деятельность  уполномоченных на то государственных органов по управлению землями носит организационный характер. Она направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Главной задачей государственного управления является организация рационального использования и охраны земель.

     Объектом  государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь,  поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель,  охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли.

     Деятельность  органов управления носит государственно-властный характер. Она выражается в совершении актов государственного управления по отношению к земле, вытекающих из полномочий государства как собственника земли и политического суверена.

     Государственное управление землями является межотраслевой  деятельностью (надведомственной), не связанной с какой-то одной отраслью.

     Посредством государственного управления землями  обеспечивается рациональное использование  и охрана всех земель, независимо от форм собственности и форм использования  земли.

     Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т.е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. Вид и характер этих функций определяются социально-экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемым к организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и  охраной земель.

     К функциям управления землями относятся  следующие:

     1) программирование и прогнозирование использования и охраны земель;

     2) распределение и перераспределение земель;

     3) учет земель и ведение государственного земельного кадастра;

     4) землеустройство;

     5) мониторинг земель;

     6) государственный контроль за использованием и охраной земель;

     7) разрешение земельных споров.

     В условиях реформирования земельных  отношений изменились методы государственного управления землями. Административное управление земельными ресурсами дополняется  методами государственного регулирования  с использованием экономических механизмов. 

  1. Система органов государственного управления землями.

     Государственное управление землями организовано в  трех уровневую систему, которая  включает:

  • общее;
  • специальное;
  • ведомственное управление землями.

     Общее государственное управление землями носит территориальный характер (организовано по территориальному признаку). Его осуществляют:

  • Местные представительные органы государственной власти (местные Советы) в пределах компетенции, установленной Законом Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении” и Кодексом о земле (ст. 6);
  • Исполнительные и распорядительные органы власти - Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 5 КоЗ), в пределах полномочий по регулированию земельных отношений, предоставленных им Кодексом  о земле (Гл. 3)
  • администрации свободных экономических зон в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы передают им свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передаче их в аренду.

     Специальное государственное управление землями  осуществляется на республиканском  и местном уровне.

     На  республиканском уровне его осуществляет Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Специальный орган государственного управления по регулированию земельных отношений был создан в 1991 году для подготовки и проведения земельной реформы.

     В настоящее время задачами Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии в области управления землями являются реализация функций государственного регулирования в области земельных отношений, охраны и рационального использования земель,  и проведение единой государственной политики в этой области (положение о комземе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г.).

     На  местном уровне специальное государственное  управление землями осуществляет землеустроительная служба, которая создается при местных исполнительных и распорядительных органах и которая составляет с Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии единую систему. Комитет осуществляет методическое руководство деятельностью землеустроительных служб исполнительных и распорядительных органов.

     Компетенция специальных органов управления по регулированию земельных отношений  определена Кодексом о земле (ст. 23). 

     Органы  специальной компетенции подотчетны исполнительным и распорядительным органам общей компетенции.

     Ведомственное управление землями осуществляют различные  министерства и ведомства, в чьем ведении находятся предприятия  и организации, использующие земли  различного целевого назначения. 

  1. Распределение и перераспределение  земель.

     Распределение и перераспределение земель является важнейшей функцией государственного управления землями, в процессе которой определяется правовой режим земель. Под распределением и перераспределением земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение права собственности на землю, права землевладения и права землепользования, определяющие их юридическую судьбу.

     6.3.1.Передача  земельных участков  в собственность.

     Следует различать передачу земель в частную  собственность и собственность иностранных государств, последствием которой является прекращение права государственной собственности на землю и возникновение права частной собственности и собственности иностранных государств, и передачу земель в государственную собственность, в результате которой прекращается право частной собственности на землю и право собственности иностранных государств.

     Передача  земель в собственность юридических  и физических лиц представляет собой  сложную юридическую процедуру, которая урегулирована специальными нормативными актами (постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1993г. “О порядке выкупа земельных участков” и Положением о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников), утвержденным указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000г.).

     Она включает в себя следующие действия:

  1. подачу заявления или ходатайства о передаче в собственность земельного участка;
  2. вынесение решения о передаче в собственность земельного участка;
  3. внесение платы за землю
  4. подготовка и выдача документов, удостоверяющих право собственности на землю.

     Граждане, желающие получить земельные участки  в частную собственность, подают в сельский (поселковый), городской  или районный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения земельного участка заявление  с указанием необходимых сведений.

     Граждане, имеющие во владении и пользовании  земельные участки, которые они  хотят получить в собственность, прилагают документы, на основании  которых можно определить точный размер испрашиваемого земельного участка.

     Юридические лица подают ходатайство в районный (городской) исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения земельного участка с приложением необходимых  документов.

     Решение о передаче земельного участка в частную собственность граждан, в котором указывается площадь земельного участка, цель его предоставления, размер платы за земельный участок и сроки ее внесения, принимается сельским (поселковым), городским или районным исполнительными и распорядительным органом в месячный срок после подачи заявления, и выдается гражданину вместе со схематическим планом размещения границ земельного участка в 10-дневный срок после принятия этого решения.

     При отсутствии данных об измерении границ земельного участка (о точном размере земельного участка) до принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность районный исполнительный и распорядительный орган поручает землеустроительным органам подготовить необходимые документы, на основании которых выносится решение.

     Передача  земельных участков в собственность  юридических лиц осуществляется по решению Президента Республики Беларусь.

     Материалы по передаче земельных участков в  частную собственность юридических  лиц с соответствующим заключением  готовятся районным (городским) исполнительным и распорядительным органом и  рассматриваются в установленные  сроки областным (Минским городским) исполнительным и распорядительным органом, Госкомитетом (Комитетом) по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Советом Министров Республики Беларусь, который в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

     Составление и выдача Государственных актов на право частной собственности на землю производится после выполнения землеустроительных работ по установлению границ земельного участка, в том числе, при необходимости, по отводу земельного участка, и после внесения платы за землю.

     Передача  земельных участков в государственную  собственность может осуществляться:

     1) по заявлению гражданина или по ходатайству юридического лица на основании решения сельского (поселкового), городского, районного исполнительного и распорядительного органа :

  • при добровольном отчуждении земельных участков в государственную собственность;
  • если ни один из наследников не может быть собственником земельного участка;
  • при приобретении строения на земельном участке (жилого дома, дачи, садового домика) лицом, которое не может быть собственником земли;
  • в случае ликвидации юридического лица.

     В соответствии со ст. 54 Кодекса о земле  передача земельных участков в государственную  собственность производится после  их выкупа и возмещения в полном объеме правомерных убытков, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

     При принудительном прекращении права  частной собственности на землю  передача участка в государственную  собственность, а также определение  размеров выкупа, убытков и денежной компенсации осуществляется на основании решения суда. 

     Выкуп земельных участков,  передаваемых в государственную собственность, производится в течение трех месяцев  с момента подачи заявления (ходатайства) в исполнительный и распорядительный орган, а в случаях принудительного изъятия земельного участка - в сроки, установленные судом, но не свыше 3 месяцев со дня изъятия этих участков. 

     6.3.2. Предоставление земельных  участков во владение  и пользование

     Регулируется  Положением о порядке изъятия  и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента РБ 6 августа 2002 года.

     Предоставление  земельных участков во владение и  пользование производится исполнительными  и распорядительными органами общей  компетенции всех уровней в пределах их полномочий, установленных КоЗ (ст. 25).

Информация о работе Земельное право как отрасль права