Земельное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 22:38, лекция

Краткое описание

1.1. Понятие земельного права.

1.2. Предмет земельного права.

1.3. Система земельного права.

1.4. Соотношение земельного права с другими отраслями.

Файлы: 1 файл

Земельное право (конспект).doc

— 347.00 Кб (Скачать)

      Кодифицированные  акты других отраслей могут рассматриваться  в качестве источников земельного права, если они непосредственно регулируют земельные отношения. Как правило, это акты, регулирующие родственные (близкие по характеру) земельным отношения.

      Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 года, регулирующий имущественные отношения, к которым  относятся и земельные, определяет правовой режим земли как недвижимого имущества, устанавливает круг вещных прав на землю, правомочия участников этих отношений.

      Особенности использования земли в процессе других видов природопользования устанавливаются  кодифицированными актами природноресурсового  законодательства - Водным кодексом Республики Беларусь, принятым 15 июля 1998г., Кодексом Республики Беларусь о недрах, принятым 15 декабря 1997г., Лесным кодексом Республики Беларусь, принятым 14 июля 2000г.

      Многие  нормы о юридической ответственности  за земельные правонарушения содержатся в Уголовном кодексе Республики Беларусь , Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, которые в этом случае также выступают как источники земельного права.

      3) Законы Республики Беларусь как источники земельного права регулируют отдельные, наиболее важные виды земельных отношений.

      Специальным актом, регулирующим отношения по установлению, взиманию и использованию платы  за землю, является Закон Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года “О платежах за землю”.

      Ряд законов общего характера содержат правовые нормы, которые детализируют правовой режим отдельных видов  и категорий земель (Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998г. “Об объектах, находящихся только в собственности  государства”, Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1993г. “Об основах архитектурной и градостроительной деятельности”, Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991г. “О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС”, Закон Республики Беларусь в ред. от 23 мая 2000г. “Об особо охраняемых природных территориях ” и др.).

      Правовое  положение некоторых органов  управления землями устанавливается  специальными законами, в которых  содержатся земельно-правовые нормы (Закон  Республики Беларусь от 10 января 2000г. “О местном управлении и самоуправлении”, Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999г. “О геодезической и картографической деятельности” и др.).

      4) Нормативные правовые акты - Постановления  Парламента, приинятые Верховным  Советом Республики Беларусь, в процессе формирования земельного законодательства.

      Например, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 18 февраля 1991г. “О проведении земельной реформы в республике”  были намечены основные направления  реформирования земельных отношений.

      5) Указы Президента Республики  Беларусь .

      Указы Президента принимаются в процессе реализации его полномочий по регулированию  земельных отношений, закрепленных в Кодексе о земле. 

     3.2.3. Иные акты законодательства  как источники  земельного права.

      Иные акты законодательства как источники земельного права принимаются различными органами исполнительной власти и местного управления и самоуправления в пределах их компетенции по регулированию земельных отношений и включают в себя:

постановления Совета Министров Республики Беларусь;

постановления и приказы республиканских органов  государственного управления и Национального  банка;

решения органов местного управления и самоуправления.

      По  содержанию и целевому предназначению они подразделяются на 3 раздела:

  • акты, изданные для развития и конкретизации соответствующих законов, являющихся источниками земельного права;
  • акты, устанавливающие правовой статус и полномочия органов управления землями, порядок их осуществления;
  • акты, изданные этими органами самостоятельно в пределах их компетенции.
 
  1. Соотношение земельного права  и земельного законодательства.

     Система земельного законодательства в общем  виде определена в ст.1 Кодекса Республики Беларусь о земле, устанавливающей  иерархию нормативных актов, входящих в эту систему. Земельное законодательство более узкое понятие , чем земельное право, так как земельные отношения могут регулироваться не только нормами, содержащимися в специализированных земельно-правовых актах, но и нормами других отраслей законодательства.

     Разграничение сферы действия общего и специального законодательства, образующего земельное право как комплекс правовых норм, наиболее четко дается применительно к земельному и гражданскому законодательству, поскольку эти отрасли регулируют родственные по характеру отношения. Статьей 1 Кодекса Республики Беларусь о земли и статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлен приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений. Это же правило действует и в правоприменительной деятельности, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащимся в постановлении “О некоторых вопросах применения земельного законодательства” от 25 сентября 1997г.

     Коллизии  в применении к земельным отношениям норм земельного или гражданского законодательства касаются в основном тех видов земельных отношений, которые носят частноправовой характер, то есть связаны с осуществлением вещных и обязательственных прав на землю. Тесное взаимодействие земельного и гражданского права, вызывающее эти коллизии, связано с интеграцией земли и других природных объектов в гражданский оборот.

     К источникам земельного права относятся  и нормы других отраслей, которые  регулируют и нормы других отраслей которые регулируют публично-правовые отношения - уголовного, административного, финансового законодательства. В этом случае применение общего законодательства зависит от содержания соответствующих земельных правоотношений. 
 

 

Тема 4. Право собственности  на землю.

     4.1.Понятие  права собственности  на землю.

     4.2.Формы и виды права собственности на землю.

     4.3.Субъекты  и объекты права  собственности на  землю.

        4.3.1.Право  государственной  собственности Республики  Беларусь на землю.

        4.3.2.Право  частной собственности  на землю.

        4.3.3.Право  собственности на  землю иностранных государств.

     4.4. Основания возникновения  права собственности  на землю.

     4.5. Основания прекращения  права собственности  на землю.

     4.6. Содержание права  собственности на  землю. 

     4.1.Понятие  права собственности  на землю.

      Право собственности на землю как юридическая категория представляет собой закрепление нормами права экономических отношений земельной собственности, то есть отношений по присвоению и хозяйственному использованию земли.

      В объективном значении - как правовой институт - право собственности  на землю есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей как объектом хозяйственной эксплуатации.

      Институт  права собственности на землю  является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения земельной собственности определяют характер земельного строя. В тоже время отношения собственности на землю неотделимы от отношений собственности вообще - на другие природные объекты, движимые и недвижимые вещи.

     Поэтому право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт, за счет норм различных отраслей права - конституционного, административного, гражданского, земельного. Так, конституционные нормы (ст.13 Конституции Республики Беларусь) определяют приоритет государственной собственности на землю. Нормы административного права (Закон Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении”) устанавливают полномочия органов местного управления по распоряжению находящимися в их ведении землями.

     Гражданское право  определяет правовую природу права собственности на землю, пределы оборотоспособности земли, закрепляет множественность форм собственности на землю, содержание правомочий собственника и способы их защиты, то есть механизм рыночного оборота земли.

     Земельное право закрепляет механизм регулирования  отношений земельной собственности  с учетом особенностей земли как  природной и социальной ценности. Этот механизм предусматривает ограничения  права собственности на землю  в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния.

     Право собственности на землю в субъективном смысле представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим  ему земельным участком в пределах, установленных законом. Содержание этого субъективного права зависит от состава участников соответствующего правоотношения земельной собственности. 

     4.2.Формы  и виды права  собственности на  землю.

     Правовые  нормы о праве собственности  на землю реализуются через принадлежность земли конкретным субъектам этого права, то есть через формы и виды права собственности на все земли в пределах Республики Беларусь.

     Гражданское законодательство относит право  собственности на землю к числу  вещных прав (ст. 262 ГК), независимо от формы собственности, в которой это право выступает. Признание права собственности на землю вещным правом обеспечивает юридическое равноправие различных форм собственности в гражданском обороте, способствует более широкому вовлечению земель, находящихся в государственной собственности, в гражданский оборот, предоставляет всем собственникам земли равную защиту их прав в соответствии с гражданским законодательством.

     Как основной поземельный титул право  собственности на землю в соответствии со ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле выступает в двух формах: государственной и частной.

     Право государственной собственности  на землю составляет основу земельного строя Республики Беларусь. Право  государственной собственности  на земли сельскохозяйственного  назначения закреплено на конституционном уровне. Значительная часть земель находится только в собственности государства и в рыночном обороте не участвует.

     Право частной собственности на землю  возникло в процессе проведения земельной  реформы, одной из задач которой была ликвидация монополии государственной собственности на землю. Правовой механизм реализации этого права начал формироваться после принятия постановления Верховного Совета Республики Беларусь  от 1 октября 1991 года “О признании права частной собственности на землю на территории Республики Беларусь”.

     Как субъективное право частная собственность на землю существует в двух видах:

  • право частной собственности юридических лиц;
  • право частной собственности граждан Республики Беларусь.

     Самостоятельным видом права собственности на землю в настоящее время выступает право собственности на землю иностранных государств.

     По  составу участников право собственности  на землю может выступать в  виде индивидуальной и общей собственности  на землю.

     При индивидуальной собственности земля находится в собственности одного субъекта - физического или юридического лица, иностранного государства, Республики Беларусь.

     Земля может принадлежать на праве общей (совместной или долевой) собственности  нескольким собственникам независимо от форм собственности (ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле). Право общей собственности на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (Гл. 16 ГК) и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка (ст.17 Кодекса Республики Беларусь о земле). 

     4.3. Субъекты и объекты  права собственности  на землю. 

     4.3.1. Право государственной  собственности Республики  Беларусь на землю.

     В период существования СССР в условиях национализации земли право государственной  собственности на землю существовало как исключительное право. Земля признавалась общим достоянием всего народа, от имени которого полномочия собственника осуществляло государство. Земельные участки могли предоставляться только в пользование. Никакие государственные формирования, в том числе союзные республики, не наделялись полномочиями собственника и не могли претендовать на какую-либо долю в общенародной земельной собственности.

Информация о работе Земельное право как отрасль права