Земельное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрения земельного права, как самостоятельной отросли права. Объектом являются общественные отношения, которые регулируются нормами земельного права.
Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
- дать понятие и предмет земельного права, как отросли права;
- определить методы и принципы земельного права;
- рассмотреть источники и систему земельного права;
- рассмотреть нормативно-правовые акты как основной вид источников земельного права в РФ;
- определить место земельного права в общей системе права РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и предмет земельного права, как отросли права 4
2. Методы и принципы земельного права 7
3. Источники и система земельного права 11
3.1. Источники земельного права 11
3.2. Нормативно-правовые акты как основной вид источников земельного права в РФ 13
3.3. Система земельного права 20
4. Место земельного права в общей системе права РФ 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

Земля - важнейший для человека объект материального мира. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного при определении на ней государственных границ; административного при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского при совершении сделок с земельными участками; семейного при решении споров о разделе собственности супругов; финансового при земельном налогообложении; аграрного - при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.

Особенности земельно-правового регулирования и выделение в силу этого земельного права в особую отрасль российского права обусловлены и другими свойствами земель.

Целью данной работы является рассмотрения земельного права, как самостоятельной отросли права. Объектом являются общественные отношения, которые регулируются нормами земельного права.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

- дать понятие и предмет земельного права, как отросли права;

- определить методы и принципы земельного права;

- рассмотреть источники и систему земельного права;

- рассмотреть нормативно-правовые акты как основной вид источников земельного права в РФ;

- определить место земельного права в общей системе права РФ.

 

 

1. Понятие и  предмет земельного права, как  отросли права

 

Земельное право как отрасль представляет собой системно упорядоченную совокупность норм, направленную на регулирование общественных отношений по поводу рационального использования земель и сбережения земли как национального богатства. Раскрыть предмет отрасли земельного права — значит раскрыть содержание и характер всех тех земельных отношений, которые определяются формами собственности на землю. В предмет земельного права входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений из-за специфики объекта правового регулирования земельного права.

Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли (земельных отношений).

Земельные отношения это отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями1.

Участниками земельных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и организации.

Имущественные отношения, возникающие при распоряжении земельными участками, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Земельным Кодексом РФ.

К предмету правового регулирования относятся также волевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позиций государства и общества) в урегулировании правовыми средствами. В предмет правового регулирования включены не всякие общественные отношения, а лишь такие, которые могут быть урегулированы правовым путем, т.е., лишь те общественные отношения, которые подпадают под действие правовых норм.

Следовательно, предметом правового регулирования земельного права являются волевые общественные отношения, которые нужно регулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм.

Предмет правового регулирования можно подразделить на фактически находящийся в сфере правового регулирования и потенциальный. Первый включает в себя земельные отношения, предусмотренные в действующем законодательстве; второй - те общественные отношения, которые не урегулированы законом, хотя и остро в этом нуждаются.

Предмет потенциального регулирования обусловлен, как правило, пробелами в законодательстве, отсутствием надлежащего опыта правового регулирования в силу новизны общественных отношений, которые постоянно претерпевают изменения, развиваются, усложняются, а также политическими мотивами и другими причинами.

В отдельных случаях закон предусматривает механизмы преодоления подобных пробелов в правовом регулировании. Так, согласно Гражданско-процессуального кодекса РФ2 суд вправе в сходных случаях применять аналогию закона (т.е. применять закон, регулирующий сходные отношения), а иногда и аналогию права (т.е. применять общие начала и смысл действующего законодательства).

Итак, предмет потенциального правового регулирования находится не столько в сфере действия правовых норм, сколько в области практики их применения.

Перечисленные общие черты характерны для предмета регулирования любой отрасли права. Земельное право имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что объектом отношений является земля. В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Однако объектом земельных отношений выступает земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков3.

В настоящее время в силу уникальности и ценности земель важное значение приобретают земельные права и обязанности граждан и их объединений, образующие специальный институт, который является составной частью содержания земельных правоотношений и правового статуса личности, а также их права: земельно-экономические и земельно-экологические права граждан и их объединений4.

Таким образом, предметом земельного права являются общественные земельные отношения, имеющие свое экономическое содержание, специфика данных общественных отношений обусловлена природными особенностями земли как уникального объекта общественных отношений.

 

2. Методы и  принципы земельного права

 

Земельное право является сложным образованием и обладает собственным методом правового регулирования. Его специфика заключается в том, что он сочетает в себе черты властно-авторитарные (власти и подчинения) и автономные (юридического равенства), характерные для методов гражданского права. Тем самым он получает новое содержание, свойственное только земельному праву и отличающее его от любой другой отрасли российского права.

При раскрытии сущности земельного права нужно учитывать не только специфику предмета, но и специфику метода. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует отрасль, то метод на вопрос - как регулирует, т.е. метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет регулирования земельных отношений в рамках земельного права.

Метод регулирования земельных отношений отражает специфику своего воздействия. В условиях формирования рынка земли и рыночных отношений необходимо выявить методы с учетом особенностей режима правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли. Методы правового регулирования обусловлены характером регулируемых отношений, для которых подбираются адекватные им приемы и способы правового воздействия.

Структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В отдельных случаях, когда этого требует обстановка, к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.

Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диапозитивный.

Императивный метод правового регулирования земельных отношений. Этот метод правового регулирования выражается в установлении субъектов правоотношений и запретов, не подлежащих исполнению.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений. диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих целей и задач.

Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий. Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъекта земельных правоотношений, когда субъект может выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельных правоотношений принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом. Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий.

Развитие правовой системы происходит по схеме от общего к частному. Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих нормативное значение.

Принципы земельного права как отрасли права представляют собой микросхему данной отрасли.

Системность принципов как в зеркале отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного права и принципы его Особенной части.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства5; юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип гуманизма и др.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель6.

Принципы земельного права содержатся:

1) в Конституции РФ, где сказано, что человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Статьи 7, 8, 10-12, 15 посвящены земельным отношениям. В Конституции закреплено и гарантировано, право граждан и объединений иметь в частной собственности землю7;

2) в декларациях нормативно-правовых  актов.

3) в конкретных нормах земельного права. Так, ЗК РФ закрепляет принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с другими категориями земель, обеспечивает принцип целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т.д.

Принципы земельного права характеризуются следующими признаками:

1) они являются руководящим началом  в нормативно-правовом регулировании  земельных отношений, им не могут  противоречить рядовые нормы  земельного права;

2) в самых общих чертах система принципов земельного права является микросистемой, схемой права, подобно тому, как у любого организма в природе или технике имеется своя микросхема;

3) среди принципов земельного права также имеется иерархия, в которой одни принципы занимают вышестоящее положение по отношению к остальным;

4) система принципов динамична: по мере развития правовой  системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые8.

Таким образом, под методом правового регулирования в земельном праве понимается совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. В основе же построения земельного права лежат основополагающие принципы, которые составляют правовую основу построения земельного законодательства.

 

3. Источники  и система земельного права

3.1. Источники земельного права

 

Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства через наиболее распространенную форму источника права - нормативные правовые акты устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений9.

Согласно Земельного кодекса РФ10 земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов, а также указов Президента и постановлений Правительства, также регламентируется, что органы местного самоуправления могут в пределах своих полномочий издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Каждый источник права обладает такими признаками, как:

• документальная форма закрепления. Нормы земельного права содержатся в соответствующих нормативно-правовых актах;

• особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Так, Федеральное Собрание РФ принимает законы; Правительство РФ принимает постановления и распоряжения; органы местного самоуправления принимают решения, а местная администрация - постановления и распоряжения; руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы;

Информация о работе Земельное право как отрасль права