Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 10:54, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрения земельного права, как самостоятельной отросли права. Объектом являются общественные отношения, которые регулируются нормами земельного права.
Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
- дать понятие и предмет земельного права, как отросли права;
- определить методы и принципы земельного права;
- рассмотреть источники и систему земельного права;
- рассмотреть нормативно-правовые акты как основной вид источников земельного права в РФ;
- определить место земельного права в общей системе права РФ.
Введение 3
1. Понятие и предмет земельного права, как отросли права 4
2. Методы и принципы земельного права 7
3. Источники и система земельного права 11
3.1. Источники земельного права 11
3.2. Нормативно-правовые акты как основной вид источников земельного права в РФ 13
3.3. Система земельного права 20
4. Место земельного права в общей системе права РФ 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
• соответствие органа или должностного лица в принятии правового акта действующему законодательству;
• наличие в нормативном акте правовых норм. Так, если решением органа местного самоуправления тому или иному предприятию будет предписано устранить нарушения земельного, законодательства, то данное решение не будет нормативным в силу индивидуальности и разовости данного предписания; в то же время, если данный орган примет решение по вопросам организации ведения земельно-кадастрового учета в своем регионе, то содержание этого решения, рассчитанное на многократное применение, будет иметь нормативный характер11.
Действие земельно-правовых актов по времени, как правило, не имеет обратной силы, т.е. не распространяется на те отношения, которые возникли до вступления данного акта в законную силу, если иное не предусмотрено законом. К земельным правоотношениям, возникшим до момента принятия ЗК РФ, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие.
По некоторым отношениям принимаемые нормативно-правовые акты могут определенное время бездействовать, т.е. время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают. Например, ЗК РФ не применялся к правоотношениям по оплате за использование земель до принятия специального закона о плате за землю. Лишь в дальнейшем такой закон был принят.
Вместе с тем может возникнуть ситуация, когда действующий нормативно-правовой акт не подлежит применению, хотя гипотеза (фактический состав) для этого имеется. Так, с истечением сроков исковой давности субъекты земельных правоотношений лишаются права на взыскание убытков, причиненных нарушением земельного законодательства; с истечением сроков давности привлечения к ответственности нормативный акт, предусматривающий наказание для виновных лиц, не применяется12.
Действие нормативно-правовых актов по кругу субъектов осуществляется в отношении:
- общих субъектов, т.е. лиц, по своей
юридической природе не
- специальных субъектов, т.е. лиц, обладающих
признаками, обеспечивающими им
определенные дополнительные
Каждый источник земельного права - это элемент в системе земельного законодательства, которое в свою очередь является звеном в общей системе права государства13.
Система права предполагает, прежде всего, иерархию составляющих ее элементов, а применительно к нормативно-правовой системе эта иерархия выражается в соподчиненности нормативно-правовых актов.
Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие уровни:
1. Международно-правовые
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.
Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение, потому что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. Конституция РФ - ведущее начало всего нормотворчества, основной источник для всех отраслей российского права. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется по всей территории России. Все принимаемые подзаконные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, конституциям республик, законодательству других субъектов РФ. Если законодательные и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в России, вошли в противоречие с Конституцией РФ, то они подлежат отмене или изменению.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий14.
Многие из содержащихся в Конституции РФ общих норм имеют земельно-правовую направленность. Так, конституционные нормы устанавливают, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории15. Примечательно, что ни о каком другом природном объекте ни в одном законодательном акте не говорится ничего подобного.
Таким образом, Конституция РФ ставит землю в особое положение по сравнению с другими объектами правового регулирования, отмечая ее уникальность и неповторимость16.
Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные нормы, регулирующие экологические отношения. Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В п. д ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (в том числе и федеральная земельная собственность). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
3. Федеральные конституционные законы. Третьим уровнем источников земельного права являются федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135). Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию17. Важное значение для земельного права имеют конституционные нормы, гарантирующие государственную защиту прав и свобод гражданина путем признания, соблюдения и защиты. В частности, ст. 45 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов является право обращения в суд или арбитражный суд.
Статья 120 Конституции РФ - важная гарантия правильного рассмотрения любого земельного спора, устанавливающая независимость судей и подчинение их только закону, а в случае несоответствия акта государственного или иного органа закону - принятие решения в соответствии с законом.
4. Федеральные законы. Они принимаются Федеральным Собранием РФ, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательная форма как источник земельного права в настоящее время значительно расширена. В соответствии со ст. 5, 76 Конституции РФ законодательные акты теперь принимаются не только на федеральном и республиканском уровне, но и на уровне субъектов РФ. Они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие закона и иных нормативно-правовых актов.
5. Земельный Кодекс. Новый ЗК РФ был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г. и опубликован 30 октября 2001 г. Он состоит из 18 глав и 103 статей. Работа над новым ЗК РФ продолжалась около десяти лет.
За это время было подготовлено несколько вариантов, а принят был, на наш взгляд, не лучший вариант. Доказательством этой точки зрения служит очередная редакция ЗК РФ от 7 июля 2003 г.
6. Указы Президента РФ. Президент
РФ является главой
7. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню. Источниками земельного права являются также подзаконные нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти, изданные в пределах их компетенции и во исполнение законов и указов Президента РФ18.
С учетом образовавшегося вакуума в регулировании земельных отношений особо возросли роль и значение подзаконных нормативно-правовых актов, так как то, что должно было быть урегулировано законами, в значительной мере регулируется указами Президента РФ и подзаконными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Конституцией РФ исполнительную, власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое издает постановления и распоряжения и обеспечивает их выполнение.
Правительство РФ осуществляет полномочия, которые возложены на него Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными указами Президента РФ19.
8. Акты министерств и иных
государственных органов
В качестве примера можно привести Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденные Министерством сельского хозяйства РФ 14 января 1992 г.
9. Нормативно-правовые акты
В других субъектах РФ (в областях, автономных областях и округах) источниками земельного права, помимо законодательных актов выступают уставы субъектов РФ и издаваемые органами исполнительной власти нормативно-правовые акты, а также решения представительных органов субъектов, постановления и распоряжения глав администраций.
Согласно ст. 72 и 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Но Конституция РФ не содержит положения, которое бы разрешало нарушать эту очередность.
10. Нормативно-правовые акты
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, иных поселениях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Например, в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своей, компетенции издает постановления и распоряжения, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы, которые, имея общенормативное значение, являются источниками земельного права: о порядке использования земель общего назначения в населенных пунктах; о порядке использования земель городской, сельской застройки и т.п.
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить конституционным, законодательным, подзаконным нормативно-правовым актам, указам Президента РФ и нормативно-правовым актам субъектов РФ.
11. В результате правоприменительной практики издаются руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ. Данные виды нормативных актов специфичны тем, что они имеют обязательную силу для судов указанной системы при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.