Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 10:54, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрения земельного права, как самостоятельной отросли права. Объектом являются общественные отношения, которые регулируются нормами земельного права.
Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
- дать понятие и предмет земельного права, как отросли права;
- определить методы и принципы земельного права;
- рассмотреть источники и систему земельного права;
- рассмотреть нормативно-правовые акты как основной вид источников земельного права в РФ;
- определить место земельного права в общей системе права РФ.
Введение 3
1. Понятие и предмет земельного права, как отросли права 4
2. Методы и принципы земельного права 7
3. Источники и система земельного права 11
3.1. Источники земельного права 11
3.2. Нормативно-правовые акты как основной вид источников земельного права в РФ 13
3.3. Система земельного права 20
4. Место земельного права в общей системе права РФ 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Ранее решения Высшего Арбитражного Суда РФ имели такой же статус как и постановления Пленума Верховного Суда РФ.
6 февраля 2014 г. Президент России Владимир Путин подписал закон об объединении судов. Срок реорганизации - 6 месяцев со дня подписания и опубликования закона. Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ прекратил свою деятельность 6 августа 2014 г.
По Конституции РФ функции суда переданы Верховному Суду РФ, образованному в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ.
Руководящие постановления пленумов Верховного Суда РФ:
а) устраняют пробел правовых норм в сфере земельного законодательства, применяя при разрешении конкретных дел аналогию закона или аналогию права; затем, на основании обобщения данных дел, выносятся обобщающие, судебной практикой новые нормативные правила;
б) в дальнейшем становятся базой для совершенствования действующего земельного законодательства, поскольку судебные системы в лице своих верховных органов обладают по Конституции РФ правом законодательной инициативы, опыт (прецедент) судебной и арбитражной практики становится основой вновь принятых нормативно-правовых актов.
11. Вспомогательные нормативно-
Система земельного права является, с одной стороны, упорядочивающим свою внутреннюю структуру целостным явлением, а с другой - подсистемой российского права, входящей в него в качестве составного элемента. Так, реализуя положения права о государственном суверенитете народов, нормы земельного права позволяют устанавливать особый режим в месте проживания малочисленных народов и этнических групп; реализуя нормы административного права, нормы земельного права устанавливают компетенцию органов местного самоуправления в вопросах организации и ведения земельного кадастра, планирования использования земель, установления предельных размеров земельных участков, передаваемых гражданам в собственность, пользование и т.п.
Принято различать систему отрасли права и систему науки, учебной дисциплины и отрасли законодательства.
Под системой земельного права как отрасли права следует понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных и отношений.
Система отрасли права складывается не случайно, а исторически и обусловливается специфическим характером регулируемых земельных общественных отношений и их охраны, а также особым методом правового регулирования.
Раскрыть систему земельного права как отрасли - значит выявить элементы, составляющие ее, и системообразующие связи между этими элементами. Элементы системы права в свою очередь образуют внутри себя структуры системы элементов более узкого содержания.
Так, система земельного права состоит из Общей и Особенной частей, каждая из них в свою очередь состоит из институтов; институты земельного права состоят из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.
Определение системы земельного права включает прежде всего вопрос о внутренней группировке и расстановке многочисленных юридических Норм, входящих в эту отрасль20.
Таким образом, земельные отношения регулируются нормами материального и процессуального права. Поэтому по своему составу они не являются однородными. Каждая из названных групп отношений отличается от других в зависимости от субъекта, объекта этих отношений, их содержания.
Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичен, между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают проблемы в разграничении предметов правового регулирования, вынесений вопроса, о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.
В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права и определения места его в общей системе права России. Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей.
1. От государственного права
земельное отличается тем, что
предметом регулирования
2. От административного права, для
которого характерно наличие
власти и подчинения, земельное
отличается тем, что хотя в
нем и присутствуют отношения
субординации, но они касаются
лишь регулирования узкого
З. Отграничение гражданского права от земельного сегодня существует приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен в Земельном Кодексе 2001 г., хотя Гражданский Кодекс содержит нормы регулирующие те или иные имущественные отношения, возникающие из земельных правоотношений, например, установление сервитута.
4. Отличие финансового права от земельного заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков.
5. От экологического права
6. От трудового права земельное отличается
тем, что предметом первого является внутренний
трудовой распорядок предприятий-
Таким образом, земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права России, его нормы регулируют специфическую группу земельных отношений.
Исходя из проведенных нами исследований, мы можем сделать ряд обоснованных выводов:
Предметом земельного права являются общественные земельные отношения, имеющие свое экономическое содержание, специфика данных общественных отношений обусловлена природными особенностями земли как уникального объекта общественных отношений.
Методом правового регулирования в земельном праве понимается совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы.
Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права России, его нормы регулируют специфическую группу земельных отношений, составляющую предмет земельно-правового регулирования. В силу динамичности общественных отношений возникают определенные трудности в отграничении предмета земельно-правового регулирования от предметов правового регулирования иных отраслей российского права. Критерием отграничения предметов правового регулирования является специфика общественных отношений, объектом которых является земля.
Правильное отграничение предмета земельно-правового регулирования от предметов смежных отраслей права является обязательной задачей формирования знаний будущих специалистов.
Таким образом, земельное право как отрасль прав включает в себя не только понятие предмета земельного права, его принципы, систему источников, но и общественные отношения которые данное право регулирует.
1. Нормативно-правовые и другие официальные документы
2. Специальная литература
3. Периодическая печать
1. Гурвич, В. Определение места земельного права в системе права России [Текст] / В. Гурвич // Адвокатская практика: Федеральный научно-практический журнал. – 2006 - № 1 – С. 12.
1 Жариков ЮГ. Земельное право России. М., 2006. С. 48.
2 ст. 10 ГПК РФ
3 ст. 6 ЗК РФ
4 См.: ст. 42 и 58 Конституции РФ
5 См.: ст. 2 Конституции РФ
6 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (постатейный). / отв. ред. С.Н. Волков, Ю.Г. Жариков. - М., 2009 // СПС «Консультант Плюс»»
7 См.: ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 36 Конституции РФ
8 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. - М., 2008. С. 117.
9 Гражданское право. В 4 т. т. 1: Общая часть : учеб. для студентов вузов. / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. Волтерс Клувер, 2006. - 720 с.
10 См.: ст. 2 ЗК РФ
11 Гражданское право. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М., 2006. С. 42.
12 См.: ст. 191 ТК РФ; ст. 4.5 КоАП РФ; ст. 78 УК РФ
13 Решетников В.И. Земельное право России. - М., 2007. С. 34.
14 Ст. 11 Конституции РФ
15 п. 1 ст. 9 Конституции РФ
16 Решетников В.И. Земельное право России. - М., 2007. С. 35.
17 ст. 108 Конституции РФ
18 Веденин Н.Н. Земельное право России. М., 2007. С. 24.
19 Решетников В.И. Земельное право России. - М., 2007. С. 36.
20 Гурвич В. Определение места земельного права в системе права России // Адвокатская практика. – 2006 - № 1 – С. 12.
21 Боголюбов С.А. Земельное право - М., 2008. С. 50.