Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:46, лекция

Краткое описание

Земельные отношения как предмет земельного права(ЗП). Методы ЗП. Концепции ЗП. Соотношение ЗП с конституционным, экологическим, гражданским и иными смежными отраслями. Система и принципы ЗП. Понятие и система источников ЗП.

Файлы: 1 файл

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО лекции.doc

— 487.00 Кб (Скачать)


Тема: правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

ФЗ «Об охране окружающей среды».

ФЗ от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

ФЗ от 23.02.1995 года № 26-ФЗ №О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

К землям особо охраняемых  территорий относят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Данные земли имеют особое значение, в силу этой причины законодатель полностью или частично изымает их из гражданского оборота (ст. 27 ЗК РФ).

Для сохранения особых свойств, особых качеств этих земель законодатель ограничивает хозяйственную деятельность или полностью ее запрещает на землях особых территорий: в частности, на территории заповедника практически полностью запрещена хозяйственная деятельность (кроме научных сотрудников).

Особенности перевода земельных участков из состава земель особо охраняемых территорий предусмотрены в ст. 10 ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной территории в другую». Перевод в другую категорию возможен только в случае, если их использование по целевому назначению не возможно в виду утраты их ценных качеств, ценных свойств при этом обязательно проведение государственной экологической экспертизы. Также законодатель устанавливает особенности перевода земельных участков других категорий в состав земель особо охраняемых территорий, который допускается при:

1.       Создании особо охраняемой территории;

2.       При создании туристско-рекреационных, особых экономических зон.

3.       В других случаях, предусмотренных ЗК и ФЗ.

 

В п. 2 ст. 94 ЗК дается классификация этих земель:

1. Земли особо охраняемых природных территорий.

2. Земли природоохранного назначения. Согласно ст. 97 ЗК РФ – это земли запретных и нерестоохранных полос, участки, занятые защитными лесами.

3. Земли рекреационного назначения – участки, которые предназначены для отдыха, туризма, спорта.

4. Земли историко-культурного назначения – согласно ст. 99 ЗК РФ это земли объектов культурного наследия, в частности, памятников истории, культуры, объектов археологического наследия, земли достопримечательных мест (в частности, исторических промыслов и ремесел), земли военных и гражданских захоронений.

5. Особо ценные земли – ст. 100 ЗК РФ – земли, занятые природными объектами, объектами культурного наследия, представляющими научную, культурную ценность и т.д.

 

Земли могут быть федерального значения (порядок использования и выделения определяется Правительством РФ), регионального значения (порядок установления и использования определяется федеральными НПА законами субъекта РФ и органами исполнительной власти), земли местного значения (регулируется всеми НПА все уровней).

 

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.

Согласно ст. 95 ЗК РФ в состав этого вида земель включаются земли государственных природных заповедников, включая биосферные заповедники (элемент международной системы мониторинга окружающей среды), земли государственных природных заказников, памятников природы, национальных и природных парков, дендрологических парков и ботанических садов, территории малочисленных коренных народов Сибири и Дальнего Востока, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Все эти объекты представляют общенациональное достояние и могут находиться только в государственной или муниципальной собственности и только в случаях, прямо предусмотренных законом, участки, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, могут включаться в состав этого вида земель (например, земельные участки граждан и ЮЛ могут включаться в состав земель национального парка, который имеет исключительное право на выкуп такого участка). В пределах земель особо охраняемых территорий не допускается изменения целевого назначения, а также прекращения прав на землю для нужд, противоречащих целевому назначению. Устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности на специально выделенных участках в соответствии с установленным правовым режимом, т.е. все организации и учреждения (особо охраняемые) действуют на основании своего собственного положения. П. 7 ст. 95 ЗК РФ устанавливает общий запрет для предоставления участков для садоводства и огородничества, строительства автомобильных дорог, трубопроводов, ЛЭП, движение и стоянку автотранспорта и иные виды ограничений.

 

Создание охранных зон (округов) с регулируемым режимом хозяйственной деятельности – в целях защиты территории от неблагоприятного воздействия от антропогенной деятельности. Земельные участки у собственников, автовладельцев, арендаторов не изымаются, но устанавливаются ограничения в хозяйственной деятельности (например, охранные зоны вокруг заповедников, зоны санитарной или горно-санитарной охраны вокруг курортов или лечебно-оздоровительных местностей). В РФ ведется ФС по надзору в сфере природопользования кадастр в целях получения сведений об этих территориях.

 

Правовой режим земель лесного фонда.

В ЗК только статья 101 посвящена определению земель лесного фонда. В большей степени необиодимо рассматривать ЛК от 4.12.2006 года № 200-ФЗ и ФЗ «О введении в действие лесного кодекса» от 4.12.2006 года № 201-ФЗ.

Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ведения лесного хозяйства. В состав земель лесного фонда включают два вида земель: 1) лесные земли (покрыты лесной растительностью, либо не покрыты, но предназначены для этого); 2) нелесные земли (земли лесной промышленности, предназначенные для обеспечения нужд лесного хозяйства). Лесной фонд – это самостоятельная категория земель, выполняющая функцию основного средства производства, т.е. предназначены для выращивания, восстановления, сохранения лесных ресурсов. Правовой режим земель носит обслуживающий характер по отношению к правовому режиму лесов.

ЛК подразделяет все леса на три группы:

1. Защитные леса – согласно ст. 102 ЛК РФ – леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующей, водоохранных, защитных, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным их использованием, если это не противоречит (если это совместимо с) целевому назначению защитных лесов.

                   Леса, расположенных на особо охраняемых территориях.

                   Леса, расположенные в водоохранных зонах.

                   Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.

                   Ценные леса, к которым законодатель относит такие виды лесов, как противоэрозийные, ореховопромысловые, имеющие научное значение и т.д.

2. Эксплуатационные леса – леса, которые подлежат освоению в целях получения высококачественной древесины, лесных материалов с одновременным обеспечением сохранения полезных свойств этих лесов. В этих лесах осуществляются рубки главного пользования.

3. Резервные леса – согласно ст. 109 ЛК РФ к ним относят леса, в которых не планируется рубка главного пользования или заготовка древесины в течение 20 лет.

Объектом правоотношений законодатель называет лесной участок. Лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии с лесным законодательством. Лесные участки могут быть переведены в земли других категорий по правилам статьи 11 ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 года « О переводе земельных участков из одной категории в другую». Согласно п. 1 ст. 11 Лесные участки земель, занятые защитными лесами переводятся в другие категории только в трех случаев:

       Организации особо охраняемых территорий.

       Изменение или установление границы населенного пункта.

       Для размещения объектов государственного или муниципального объекта при отсутствии иных вариантов или их размещения.

СТ. 71 ЛК РФ предусматривает юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной собственности. Земельные участки юридическим лицам передается в аренду, безвозмездное срочное/бессросное пользование, а гражданам – в аренду или в безвозмездное пользование.

 

Правовой режим земель водного фонда.

Ст. 102 ЗК РФ, ВК РФ от 3.06.2006 года № 73-ФЗ, ФЗ «О введении в действие водного кодекса РФ» от 3.06.2006 года № 74-ФЗ.

Постановление Правительства № 17 от 10.01.2009 года об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

Сс. 102 ЗК РФ определяет, что к землям водного фонда относятся земли, занятые поверхностными водными объектами, а также земли, занятые гидротехническим и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Земли водного фонда выполняют функции пространственного базиса и цель  правового режима заключается в обеспечении охраны, рационального использования водных ресурсов, т.е. в данном случае правовой режим носит обслуживающий характер.

Объектом правоотношения является водный объект – природный или искусственный водоем, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водные объекты делятся на поверхностные и подземные водные объекты. Все поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, считаются общедоступными, т.е. каждый гражданин может использовать водный объект для отдыха, занятия спортом, рыбной ловли и т.д., следовательно, береговая полоса таких объектов также является общедоступной. Береговой полосой считается территория шириной в 20 метров от берега водоема, а в небольших водоемах – 5 метров (например, в некоторых реках).

Водные объекты в РФ относятся, согласно ст. 8 ВК РФ к федеральной собственности, реки, озера, моря, ручьи, части морей, проливы и лиманы относятся к федеральной собственности. Согласно п. 2 ст. 8 ВК РФ обводненные карьеры и пруды могут находиться как в государственной собственности, так и в муниципальной и частной собственности физических и юридических лиц. Права на такой водный объект возникают и прекращаются одновременно с правами на земельный участок, в границах которого расположен этот обводненный карьер или пруд. Земельный участок считается неделимым, если его раздел может повлечь раздел водного объекта.

Ст. 7 вводного закона устанавливает принципы разграничения государственной и муниципальной собственности в зависимости от статуса обводненного карьера или пруда. Согласно ст. 55 ВК РФ собственники земельных участков обязаны обеспечивать охрану водных ресурсов, предотвращение их загрязнения, засорения и истощения (определены в ГОСТе).

Загрязнение – это поступление загрязняющих веществ, микроорганизмов, тепла в водные объекты в количествах и качествах, нарушающих физико-химический состав воды.

Засорение – это накопление в водных объектах посторонних, чаще всего нерастворимых предметов.

Истощение – уменьшение запасов и величины стока поверхностных вод ниже минимального предела водного объекта.

Согласно ст. 65 ВК РФ, в целях недопущения загрязнения, засорения, заиления, истощения вод, устанавливаются водоохранные зоны. Которые представляют собой территории, непосредственно примыкающие к береговой линии, и в пределах которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности.

Размер водоохраной зоны зависит от длины водоема:

1.       Водоем до 10 км, то водоохранная зона не менее 50 м.

2.       От 10 до 50 км – 100 м.

3.       Свыше 50км – 200 м.

 

В водоохранных зонах запрещается использование сточных вод, размещение кладбищ, скотомогильников, размещение отходов производства и потребления, движение и стоянка автотранспорта, некоторые другие виды деятельности. В пределах водоохраной зоны устанавливаются прибрежные защитные полосы, где действуют дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, в частности, распашка земель и другие виды деятельности.

Установление границ водоохранных зон и прибрежных полос осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 10.01.2009 года, либо органами государственной власти субъекта, либо ФА водных ресурсов. Для объектов питьевого водоснабжения предусматривается установление зон санитарной охраны в соответствии со СНИПом, утвержденным Постановлением Главного санитарного врача РФ 10 марта 2002 года № 10 – устанавливаются дополнительные правила.

9

 



[1] См. статью Адиханова «Соотношение норм гражданского права и земельного права в условиях рынка земли»//Государство и право, № 1, 2001 год.

[2] Дозорцев, «Проблемы совершенствования гражданского права в РФ при переходе к рыночной экономике»//Государство и право , 1994 год, № 1.

[3] Монография Волкова Г.А. «Принципы земельного права», М., 2006 год.


Информация о работе Понятие земельного права