Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:35, контрольная работа
Целью контрольной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ земель крестьянских (фермерских) хозяйств проведенный по следующим направления:
- анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств;
- рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие крестьянских (фермерских) хозяйств……………………………..6
2. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств…………...8
2.1 Законодательная база правового режима земель
крестьянских (фермерских) хозяйств………………………………………8
2.2 Правовой режим земель КФХ,
используемых для сельскохозяйственного производства………………..8
2.3 Правовой режим земель КФХ, используемых для строительства….11
3. Особенности правового режима земель крестьянских
(фермерских) хозяйств………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………...20
5
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие крестьянских (фермерских) хозяйств……………………………..6
2. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств…………...8
2.1 Законодательная база правового режима земель
крестьянских (фермерских) хозяйств………………………………………8
2.2 Правовой режим земель КФХ,
используемых для сельскохозяйственного производства………………..8
2.3 Правовой режим земель КФХ, используемых для строительства….11
3. Особенности правового режима земель крестьянских
(фермерских) хозяйств……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...20
Введение
Развитие земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых конструкций, среди которых особое место занимает «правовой режим земель». Это связано с тем, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны земель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости[1].
Вместе с тем, отечественное законодательство, регулирующее правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств, крайне неоднозначно. Множество нормативных актов, подчас противоречащих друг другу, только ухудшают сложившееся положение.
Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы контрольной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории земель крестьянских (фермерских) хозяйств, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания.
В контрольной работе используются работы таких ученых в сфере земельного и других отраслей права, как О.И. Крассов, С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская и ряда других авторов, комментарии земельного законодательства, учебники по земельному праву.
Целью контрольной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ земель крестьянских (фермерских) хозяйств проведенный по следующим направления:
- анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств;
- рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- дать определение крестьянских (фермерских) хозяйств;
- выявить законодательную базу, регулирующую правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств;
- определить понятие и признаки земель крестьянских (фермерских) хозяйств согласно действующему законодательству;
- охарактеризовать особенности правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств.
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный метод. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках цели и задач исследования.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования земель крестьянских (фермерских) хозяйств.
1. ПОНЯТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст.1 Федерального Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Крестьянское хозяйство - это форма свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, закреплены в ст.15 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который применяется с учетом норм земельного и гражданского законодательства[2].
Членами крестьянского (фермерского) хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Членами фермерского хозяйства могут быть[3]:
а) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушка
и бабушка каждого их супругов, но не более чем из трех семей. Дети,
внуки, братья, сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты
в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста
шестнадцати лет;
б) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского
хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать
пять человек.
Главой является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами. Согласно ст. 23 ГК РФ, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации в таком качестве. В соответствии со ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов[4]. Особенностью правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств является принцип неделимости земельного участка. Согласно ст. 9 Закона «О крестьянских (фермерских) хозяйствах», при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. Однако, при прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с ГК РФ[5].
2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
2.1 Законодательная база правового режима земель
крестьянских (фермерских) хозяйств
Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств имеет свою специфику. Порядок предоставления и приобретения земельных участков для ведения фермерского хозяйства предусмотрен Гражданским кодексом РФ (ст. 218, 217), Земельным кодексом РФ (ст. 28-34), Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 3, 4, 9 и 10). Эти общие принципы детализированы в главе 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в статьях 11-13[6].
Статья 78 Земельного Кодекса РФ конкретизирует цели использования земель сельскохозяйственного назначения и перечисляет субъектов, которые вправе использовать земли данной категории. В некоторых случаях особенности правового режима земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения определяются характером деятельности соответствующего субъекта, который использует земельный участок[7].
2.2 Правовой режим земель КФХ,
используемых для сельскохозяйственного производства
Приватизация сельскохозяйственных угодий началась еще в 90-х годах и была разрешена Законом РСФСР от 23 ноября 1990 «О земельной реформе» (на данный момент недействующая редакция), а приватизация несельскохозяйственных угодий - п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Приватизация сельскохозяйственных угодий была осуществлена бесплатно, путем деления сельскохозяйственных угодий на условные земельные доли без определения их границ на местности с передачей земли гражданам на праве общей собственности.
Право на получение земельной доли получили работники сельскохозяйственных организаций, пенсионеры этих организаций, а также работники предприятий здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли, питания, образования, расположенных на территории этих сельскохозяйственных организаций.
Указанные земельные доли разрешено выделять в натуре для создания и расширения фермерского хозяйства в порядке, установленном ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Кроме того, для ведения фермерского хозяйства предоставляются в собственность, в том числе и бесплатно, земельные участки из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель по нормам, установленным в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса РФ, а также в аренду без ограничения площади арендуемых земель в соответствии со ст. 9 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
Участник долевой собственности (собственник земельной доли) вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности для создания и расширения фермерского хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду, включая передачу земельного участка в аренду фермерскому хозяйству[8].
Выдел земельного участка в счет земельной доли (земельных долей) - это переход части земельного участка, находящегося в общей собственности, в собственность участника долевой собственности и прекращение для этого участника права на земельную долю (земельных долей).
Выделенный земельный участок (новый сформированный земельный участок) подлежит государственному кадастровому учету в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» и государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Статья 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» упростила этот порядок при условии, если число участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения более 5 человек.
Участник долевой собственности может известить остальных участников о своем намерении выделить долю (доли) в письменной форме (как требует ст. 252 Гражданского кодекса РФ), либо может опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации[9].
В п.5 ст. 20, п. 3 ст. 21 Земельного кодекса РФ и в п.2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» прописана процедура приватизации земельных участков, предоставленных для ведения фермерского хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования и на праве пожизненного наследуемого владения в соответствии с ЗК РФ. Сельскохозяйственные угодья приобретаются по цене не более 20% от их кадастровой стоимости[10].
Земли, предоставленные для ведения крестьянского хозяйства, используются для целей сельскохозяйственного производства - выращивания сельскохозяйственных культур, выпаса, сенокоса, размещения объектов сельскохозяйственной инфраструктуры, жилых строений.
2.3 Правовой режим земель КФХ,
используемых для строительства
Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, разрешено предоставлять и приобретать земельные участки не только из земель сельскохозяйственного назначения, но и из земель иных категорий.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий:
Информация о работе Особенности правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств