Правовой режим земель населенных пунктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

Особенности земельно-правового регулирования и выделение земельного права в особую отрасль обусловлены специфическими свойствами земель. Земля представляет собой единственное место обитания всего живого, она является полностью недвижимой. Земля, обладая свойством территорий, пространственного базиса для размещения объектов промышленности, является базисом для размещения природных объектов.

Оглавление

1 Понятие земельного права……………………………………………………... 3
2 Правовой режим земель населенных пунктов……………………………….. 8
Список использованных источников…………………………………………... 15

Файлы: 1 файл

ЗЕМ.ПРАВО.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

Содержание:

 

1 Понятие  земельного права……………………………………………………... 3

2 Правовой  режим земель населенных пунктов………………………………..  8

Список использованных источников…………………………………………... 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие  земельного права

 

Особенности земельно-правового регулирования и выделение земельного права в особую отрасль обусловлены специфическими свойствами земель. Земля представляет собой единственное место обитания всего живого, она является полностью недвижимой. Земля, обладая свойством территорий, пространственного базиса для размещения объектов промышленности, является базисом для размещения природных объектов. При этом она является частью окружающей среды. Будучи частью природы, земля обладает, как и другие природные объекты, биопотенциалом в виде плодородия почв, представляющим собой бесценное народное достояние. Поэтому практически все нормы земельного права пронизывает обязанность всех землепользователей и собственников земель сохранять и увеличивать почвенное плодородие своих земельных участков.

Традиционно земельное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, как наука и в качестве учебной дисциплины. 
 Как отрасль земельное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные земельные отношения. В юридической науке в качестве оснований для разграничения норм права по отдельным самостоятельным отраслям признаются следующие критерии: особый предмет правового регулирования; специфика метода правового регулирования; кодифицированные источники правового регулирования и объективная заинтересованность общества в выделении соответствующей отрасли права в качестве самостоятельной.

Наука земельного права — система взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектах, а также взаимодействие земельно-правовых норм с нормами иных отраслей. Земельное право как наука исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся противоречия в системе правового регулирования.

В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки земельного права. Содержание курса земельного права, а также его наименование неоднократно изменялись.

Предмет земельного права составляют общественные отношения между государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами, юридическими лицами, возникающие в связи с владением, пользованием, распоряжением, охраной земель и регулируемые нормами земельного права (земельные отношения).

Метод правового регулирования земельного права: а) императивный: заключается в установлении участников земельных отношений, обязательных правил поведения для них, запретов и ответственности за их нарушение. Этот метод больше применяется при государственном регулировании в сфере управления земельным фондом; б) диспозитивный: предоставляет свободу участникам земельных отношений в достижении поставленных ими целей и задач.

Принципы земельного права:

  1. Принцип учета земельных отношений.
  2. Принцип целевого использования земельных участков: участки земли имеют целевое назначение, в соответствии с которыми собственники, землепользователи, землевладельцы обязаны их использовать.
  3. Принцип рационального использования земли. Требование рационального использования земли распространяется на все категории и не зависит от формы собственности, установленной в отношении конкретного земельного участка.
  4. Принцип сочетания частных и публичных интересов. Правовое регулирование, использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества в целом при обеспечении гарантий каждого гражданина и юридического лица на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участкoм.
  5. Принцип управления земельными ресурсами независимо от формы собственности. Управление земельными ресурсами осуществляется в отношении всех категорий земель независимо от того, используются они или нет, поскольку государство реализует свое право территориального верховенства.
  6. Принцип приоритета особо охраняемых земель. Изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения; земель, занятых защитными лесами; земель особо охраняемых природных территорий; земель, занятых объектами культурного значения ограничивается или запрещается в порядке, установленном Федеральным законом.
  7. Принцип приоритета интересов народов, проживающих на определенной территории.
  8. Следующий принцип выражается в том, что собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы в зависимости от основания пользования земельными участками обязаны платить земельный налог и арендную плату.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным Кодексом, Федеральными законами.

Для целей Земельного Кодекса используются следующие понятия и определения:

  • собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
  • землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Система земельного права:

1. Общая часть  состоит из институтов, содержащих  общие положения, распространяющиеся  на большинство земельных отношений:

– собственность на землю;

– постоянное (бессрочное) пользование пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками;

– возникновение прав на землю;

– права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельными участками;

– прекращение и ограничение прав на землю;

– защита прав на землю и рассмотрение земельных споров;

– охрана земель;

– плата за землю и оценка земли;

– землеустройство и государственный земельный кадастр;

– контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль);

– ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

2. Особенная  часть состоит из институтов, определяющих правовой режим  отдельных категорий земель:

– правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

– правовой режим земель поселений;

– правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;

– правовой режим земель лесного фонда;

– правовой режим земель водного фонда.

– правовой режим земель запаса.

Таким образом, земельное право представляет собой самостоятельную отрасль права, направленную на регулирование земельных отношений в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях, у юридических лиц и граждан и имеющая своей задачей закрепление, совершенствование и создание эффективного земельного строя в России, основанного на частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности на землю, который обеспечивает рациональное использование и охрану земель, надлежащие условия равноправного развития форм хозяйствования, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды и охраны земельных прав граждан и других пользователей землей.

 

 

 

 

 

 

 

2 Правовой  режим земель населенных пунктов

 

Земли   населенных   пунктов   используются    преимущественно,    как территориальный  базис  и  предназначены  для  размещения  жилых строений, промышленных  и  сельскохозяйственных  предприятий,  объектов социальной  и транспортной  инфраструктуры,  органов  государственной власти  и  местного самоуправления. Часть земель выделяется для организации  отдыха  граждан  на природе и поддержания благоприятного экологического микроклимата.

По общему правилу, земли  населенных  пунктов  не  ограничиваются по формам  собственности.  Приватизация  федеральных  земель осуществляется  с учетом  действующих  требований  для  отдельных категорий   земель   (зон).

Приватизация  осуществляется  за  плату  в   порядке   купли-продажи права собственности,  установленном  для  приватизации  земель  при приватизации государственных  и  муниципальных  предприятий.  При  этом не  допускается приватизация земель общественного пользования, занятых площадями,  улицами, дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами,  садами,  бульварами, водоемами,  пляжами,   земель, предоставленных   для   ведения   сельского хозяйства,  использования  и охраны  недр,  земель,   зараженных   опасными веществами  и подверженных  биогенному   заражению,   земельных   участков, находящихся во временном пользовании. Также не подлежат  приватизации земли особо охраняемых территорий, земли, занятые объектами обороны.  
 На основании общих правил  допускаются  передача  земельных участков гражданам и организациям  в  пользование  на  праве  аренды, постоянного  и временного  пользования,  пожизненного  наследуемого владения.  Допускается пользование  земельными  участками  на   праве публичного   или   частного сервитутов. Особые условия установлены для права аренды, которое  передается гражданам и организациям в порядке купли-продажи. 
 Земельные участки передаются в собственность или аренду гражданам  и организациям  в  поселениях  по  результатам  торгов. Продавцом   выступают соответствующие государственные и муниципальные органы.  Земельные  участки, выставляемые на торги, определяются продавцом в соответствии с  утвержденным генеральным планом  поселения,   градостроительной   и   землеустроительной документацией.  Примечательно,  что  в  пакет  документов, подготавливаемый продавцом  по  предмету   торгов,   должны   быть включены   сведения   об экологическом состоянии земельного участка.

На землях  населенных  пунктов  действует  общее  правило  о  целевом использовании земельных участков, которое определяется в порядке подготовки и утверждения генеральных планов поселений и различается по установленным  в таком  плане  функциональным  зонам.  Генеральные планы  разрабатываются  и утверждаются органами  местного самоуправления  для  городских  и  сельских поселений,  органами соответствующего  субъекта  РФ   —   для   городов   и пригородных  зон,  а для   городов   федерального   значения   —   органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга.

Землепользование осуществляется в соответствии с правилами застройки, которые разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления  на основе генеральных планов. Для  строительства заинтересованные  граждане  и организации  —  собственники, пользователи,   арендаторы   или   владельцы земельных участков  обязаны получить  от  органов  местного  самоуправления государственное разрешение. Для  строительства  на территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования  в городских  и  сельских  поселениях, включая  особо  охраняемые территории, территории  свободных экономических  зон  и  другие, требуется   получение специального разрешения   на    строительство    от    органов    местного самоуправления, либо органов государственной власти РФ  или  субъекта  РФ  в зависимости от принадлежности земель.

Правила застройки могут быть обжалованы в суде. Право на иск при этом принадлежит только гражданам, проживающим на соответствующей территории,  а также собственникам и владельцам недвижимости,  права  и  законные  интересы которых  нарушены.  Споры могут  быть  разрешены  комиссиями,  создаваемыми органами местного самоуправления  с участием  представителей  граждан,  их объединений и юридических лиц.

Строительство  осуществляется  в  соответствии  с градостроительными нормативами и правилами, а  также  санитарными правилами.

Особые  правила  действуют  применительно  к  пользованию земельными участками,  занятыми   многоквартирными   домами.   Эти правила   различны применительно  к  земельным  участкам,   занятым многоквартирными   домами государственного  и  муниципального  жилого фонда,  и  земельным  участкам, занятым   домами,   построенными   силами жилищных,   жилищно-строительных кооперативов и товариществ.

В первом случае приватизация квартир не  влечет  возникновения права частной   собственности   собственников   приватизированных квартир на соответствующую долю земельного участка, занятого многоквартирным домом  или прилегающего к нему. Такие земельные участки остаются в государственной  или муниципальной  собственности  и закрепляются  за   органами   коммунального хозяйства.

Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов