Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:41, контрольная работа
При раскрытии сущности земельного права нужно учитывать не только специфику предмета, но и специфику метода. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует отрасль, то метод – как регулирует, то есть метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет.
Метод – установленный законодательством способ воздействия на поведение и действия физических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либо орган в определенных ситуациях.
Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретическое определение метода правого регулирования земельных отношений………………………………………………………………….4
Особенности методов правого регулирования земельных отношений...7
Закономерности, которым подчинены методы правового регулирования……………………………………………………………..10
Специфические особенности методов правого регулирования земельных отношений…………………………………………………………… …12
Заключение…………………………………………………………………….....15
Список литературы…………………………………
Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии соблюдения экологических требований (ст. 21).5
В связи с тем, что земля является важнейшим компонентом окружающей среды, необходимо усилить ответственность за правонарушения против земельной безопасности. В частности, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»6 указывает, что необходимо обеспечить правильное и единообразное применение законодательства, так как высокая степень общественной опасности правонарушений в этой сфере обусловлена тем, что объектом посягательства является стабильность окружающей среды и природоресурсный потенциал, а,также гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).7
В
каждом конкретном деле, квалифицируя
содеянное, суд должен исходить не только из
стоимости и количества потерь, но и учитывать причиненный
экологический вред, так называемый вред,
нанесенный растительному и животному
миру, а также экосистеме в целом.
3. Закономерности, которым подчинены методы правого регулирования земельных отношений.
Анализ действующего земельного законодательства указывает на следующие закономерности, нашедшие отражение в правовом регулировании и в формировании земельно-правовых методов.
1. Действие объективных законов природы, с которыми необходимо считаться. Подобно тому как металлические предметы подвержены ржавчине, земля подвержена эрозионным процессам, процессам зарастания кустарником, мелколесьем, сорняками. В силу этого в ст. 42 ЗК РФ предусмотрены обязанности по защите земель от вредных процессов «не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий», т.е. существующий объективный закон природы продиктовал законодателю введение указанного требования и законодатель не мог просто отмахнуться от потребности учета этого обстоятельства.
2. Действие экономических законов общества, которые диктуют праву свои условия. Например, ведущим мотивом поведения людей является интерес, а чтобы действие этого интереса не пошло вразрез с интересами общества и государства, последнее сформировало систему правил, устраняющих такую коллизию. Если гражданину или организации потребуется построить объект на ценных сельскохозяйственных угодьях, то они могут предпринять любые действия для достижения указанных целей. Поэтому в земельном праве ведущими нормативами являются подразделение всего земельного фонда Российской Федерации на категории земель, установление их целевого назначения, требования охраны в первую очередь сельскохозяйственных угодий (ст. 7, 8 ЗК РФ).8
3. Действие социальных законов, отражающих психологию как народов, так и определенных общностей людей, для которых дороги традиции, свое понимание ценностей окружающей среды.
Так,
в местах проживания и хозяйственной деятельности
малочисленных народов и этнических групп
возможно установление особого режима
использования земель, формы собственности
на землю в республиках в составе
Российской Федерации могут устанавливаться
согласно конституциям этих республик,
т.е. учитываются особенности социальной
психологии данных народов и народностей.
Этому же способствует преимущественное
право на получение земельного участка
гражданами, проживающими в данной местности,
о чем сказано
в Федеральном законе от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О
гарантиях прав коренных малочисленных
народов». Это закреплено и в п.
3 ст.
31 ЗК РФ.9
Из общетеоретического курса известно, что большинство отраслей
права имеет императивный метод правового регулирования. Однако метод правового регулирования, присущий данной конкретной отрасли права, безусловно, должен отражать специфику ее предмета.
В земельном праве предметом являются земельные отношения, которые складываются по поводу земли, являющейся уникальным природным объектом и составляющей основу жизнедеятельности всего человечества, что особенно выделяет ее по сравнению с другим имуществом в гражданском праве.
К земле необходимо относиться как к имуществу особого рода, принадлежащего всему народу России, которое ограниченно может участвовать в гражданском обороте в строго установленном законом порядке. Должны быть существенно ограничены правомочия собственника по распоряжению землей в интересах как пользователей, так и всего общества в целом в силу уникальности данного объекта.
На современном этапе развития земельных отношений в числе методов правового регулирования важное значение приобретает метод обязательного государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием всех земель, особенно земель сельскохозяйственного назначения в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 07.07.2003), и усиления государственного регулирования этой сферы отношений через специально уполномоченные органы, придания им особых полномочий для усиления их роли в силу того, что земля обладает уникальными не производимыми человеком свойствами, ограничена по местоположению.10
Эти свойства и черты земли не позволяют считать ее в полном смысле имуществом.
Наличие формирующегося земельного рынка в России предполагает два обязательных условия: хозяйственную свободу и достаточную для этого определенность земельных отношений, ибо свобода без определенности есть анархия, а определенность без свободы — кабала. Оба эти условия удачно обеспечивают договорные формы хозяйственных взаимоотношений, а поэтому договор — обязательный спутник формирующегося земельного рынка, эффективно вторгающегося в земельные отношения.
Рыночная свобода начинает активно проникать во все институты земельного права России. Поэтому договорный метод правового регулирования земельных отношений в условиях формирования земельного рынка в России с каждым днем приобретает все большее значение.
Но, несмотря на это, установленные неограниченные свободы в совершении сделок в гражданском законодательстве не могут полностью распространяться на земельное право, которое должно иметь приоритет в регулировании земельных отношений. В земельном праве следует использовать при совершении сделок общие положения, установленные гражданским законодательством с учетом определенной специфики в земельном законодательстве по данному вопросу (например, порядок оборота земельных участков).
При совершении сделок необходимо учитывать специфику объекта земельных сделок, ведь земля — имущество особого рода. Она не имеет имущественной оценки, но в условиях рынка ей придается конъюнктурная рыночная стоимость. В силу этого земля приобретает некое имущественное содержание.
Контроль за соблюдением указанных правил по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложен на Минюст России.11
Однако
отраслевой метод земельно-правового регулирования
в период бурного формирования рынка земли
должен больше отражать специфику
предмета своего воздействия. Это метод
правового регулирования земельных отношений
с учетом природного происхождения земли
и ее общечеловеческого значения. Его
регулятивное воздействие проявляется
в прекращении «овеществления» отдельных природных ресурсов
и окружающей среды в целом, отношения
к ним не как к обычному имуществу, а как
к собственности, принадлежащей в силу
единства и неделимости естественной
среды всему многомиллионному
народу России; в последовательном осуществлении
принципа целевого использования земельных
ресурсов, установления особых правил
при вовлечении земель в гражданский оборот,
ограничения распорядительных прав собственников
земли, имея в виду его общечеловеческое
значение в интересах всего общества,
введения полноценного земельного кадастра
и мониторинга земель.
Заключение
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что метод земельно-правового регулирования, во-первых, включает в себя весь спектр правового воздействия на субъектов земельных правоотношений при безусловной гармонизации их интересов, во-вторых, он обусловлен особенностями предмета правового регулирования и задачами, стоящими перед обществом и государством на современном этапе. И здесь опять таки актуально учитываются интересы отдельной личности, групповые интересы целых народов.
Земельное право является сложным образованием и обладает собственным методом правового регулирования. Его специфика заключается в том, что он сочетает в себе черты властно-авторитарные (власти и подчинения) и автономные (юридического равенства), характерные для методов гражданского права. Тем самым он получает новое содержание, свойственное только земельному праву и отличающее его от любой другой отрасли российского права.
Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса,- жизненно необходимого всем гражданам.
Итак, под методом правового регулирования в земельном праве понимается совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. На современном этапе методы правового регулирования земельных общественных отношений должны организовать это регулирование в целях рационального использования, охраны земель и эффективного на них хозяйствования.
Однако следует отметить, что в нынешних условиях четко прослеживается тенденция к усилению государственного вмешательства в
регулирование
земельных отношений, к преобладанию императивного метода
над диспозитивным.
Информация о работе Методы правового регулирования земельных отношений