Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:10, дипломная работа
Цель исследования - раскрыть особенности применения правового института купли-продажи в отношении земельных участков, охарактеризовать его специфику на базе современного законодательства с учетом не только гражданского, но и земельного законодательства, внести предложения по совершенствованию правового регулирования и толкованию соответствующих норм.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
1. анализ развития правового регулирования отношений по купле-продаже земли и выявление особенностей содержания договора купли-продажи земельных участков;
2. определение характеристики земельного участка как объекта гражданских правоотношений и объекта купли-продажи;
3. рассмотреть исполнение и расторжение договора купли-продажи земельного участка;
4. В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию, наметить проблематику, а также возможные пути ее разрешения.
Введение 3
Глава 1. Земельный участок как объект купли-продажи 6
1.1. Понятие земельного участка 6
1.2. Нормативно - правовое регулирование договора купли - продажи земельных участков 19
1.3. Особенности купли-продажи земельных участков 25
Глава 2. Договор купли-продажи земельного участка 30
2.1. Предмет, цена и государственная регистрация договора купли - продажи земельных участков 30
2.2. Заключение договора купли-продажи земельного участка 38
Глава 3. Исполнение и расторжение договора купли-продажи земельного участка 47
3.1. Исполнение договора купли-продажи земельного участка 47
3.2. Расторжение и недействительность договора купли-продажи земельного участка 53
Заключение 56
Список литературы 61
При проведении оценки земельного
участка и определении его
рыночной стоимости принимаются
во внимание: целевое назначение, разрешенное
использование, местоположение участка,
права третьих лиц на земельный
участок, текущее использование
участка, влияние внешних факторов
и др. Особое внимание уделяется
оценке земельных участков сельскохозяйственного
назначения. Рыночная стоимость такого
участка определяется с учетом характеристик
входящих в его состав земель, занятых
внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями,
древесно-кустарниковой
Продажа земельных участков,
находящихся в государственной
или муниципальной
Согласно п. 2, 3 ст. 2 Вводного закона цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, определяется субъектом Российской Федерации и зависит от численности населения в соответствующем регионе.
В случае, когда на момент
заключения договора купли-продажи
земельного участка субъектом Российской
Федерации конкретная цена земельного
участка не определена, подлежит применению
соответствующая минимальная
При продаже земельного участка
из государственных или
Договор купли-продажи земельного
участка заключается в
Необходимость нотариального удостоверения договора купли-продажи земельного участка была предусмотрена Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства". С введением в действие Кодекса названный закон признан утратившим силу.
В силу ст. 7 Закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" требования законодательства о нотариальной форме такого договора купли-продажи сохраняли силу до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". После введения в действие указанного Федерального закона, т.е. с 31.01.1998 г. (п. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), необходимость в нотариальном удостоверении договоров купли-продажи земельных участков формально отпала. Однако такому договору может быть придана нотариальная форма по соглашению сторон.
Согласно ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Отметим, что вопрос о необходимости государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка пока не нашел однозначного решения ни в теории, ни на практике. Поэтому целесообразно рассмотреть данный вопрос подробнее.
Так, специальными нормами
§ 7 гл. 30 ГК РФ о продаже недвижимости
обязательная государственная регистрация
предусмотрена лишь для договоров
продажи жилых помещений (п. 2 ст.
558) и договоров продажи
Анализируя норму п. 1 ст. 164 ГК РФ, Халфина Р.О. отмечает: "государственная регистрация сделок с землей и другим недвижимым имуществом устанавливается в случаях, предусмотренных законом. Статья 131 ГК, на которую ссылается комментируемая норма, не содержит сведений о числе таких случаев. Более того, в ней о них вообще почти ничего не сказано. Государственной регистрации по смыслу этой статьи подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а это не обязательно означает, что регистрации подлежат и сделки, влекущие такие последствия"38. Отметим, что цитируемый автор в данном случае использует метод буквального толкования норм, что с нашей точки зрения вряд ли оправданно.
Брагинский М.И. полагает, что "обязательной государственной регистрации подлежат сделки с недвижимым имуществом - во всех случаях:". "Переплетение" ст. 130 и ст. 164 ГК РФ дает основание полагать, что, "если закон называет определенное имущество недвижимостью, тем самым решается положительно вопрос об обязательной регистрации сделок с ним"39. С данным выводом следует согласиться, однако представляется, что его логическое обоснование может быть и иным.
Специалисты в области земельного права, говоря о государственной регистрации сделок с землей, чаще всего вообще исключают из поля зрения нормы ГК РФ, оперируя лишь нормами ЗК РФ. Примером может служить следующее мнение: "По смыслу п. 1 ст. 26, ст. 15-19, 22, 24, 28-38 ЗК и практики применения земельного законодательства обязательная государственная регистрация установлена для договоров купли-продажи земельного участка, договоров аренды и субаренды участка, безвозмездного срочного пользования"40. Следует заметить, что ни одна из перечисленных выше статей ЗК РФ не устанавливает обязательной государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка, а ссылки на правоприменительную практику сами по себе не могут служить аргументами, когда речь идет о толковании правовых норм.
Нельзя не упомянуть и еще об одной точке зрения. Великомыслов Ю.Я. пишет: "Первостепенное значение имеет определение легального момента вступления в силу договора продажи недвижимости. Наступление этого момента законодатель связывает с подписанием договора купли-продажи земельного участка продавцом и покупателем (п. 1 ст. 433 ГК РФ). С этого времени договор становится обязательным для сторон. Между тем, стороны могут определить в договоре, что он вступает в юридическую силу с момента его государственной регистрации, и, тем самым, "подстраховать" себя от преждевременного исполнения обязательств"41. Однако представляется, что включение сторонами в договор, не подлежащий государственной регистрации, условия о том, что он подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента государственной регистрации, противоречит нормам ГК РФ. Такое условие является ничтожным в силу требований ст. 168 и 180 ГК РФ.
Суды и арбитражные суды при решении вопросов, связанных с регистрацией сделок с недвижимым имуществом, также нередко исходят из того, что регистрация таких сделок, как правило, не требуется. Например, в п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 г. N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"42 разъяснялось следующее. "...Пункт 1 статьи 164 ГК РФ не предусматривает государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, отдельной от регистрации вещных прав на недвижимое имущество, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения. Отдельной обязательной государственной регистрации подлежат только те договоры с недвижимым имуществом, для которых она прямо предусмотрена в ГК РФ". Аналогичная позиция изложена в п. 5 указанного Обзора.
Тем не менее в практике
регистрирующих органов многих субъектов
Федерации государственная
Представляется, что при
решении вопроса о
Итак, в силу п. 1 ст. 164 ГК РФ
сделки с землей и другим недвижимым
имуществом подлежат государственной
регистрации в случаях, предусмотренных
в ст. 131 ГК РФ и в порядке, установленном
ФЗ "О государственной
Анализ содержания п. 1 ст. 131 ГК РФ позволяет сделать вывод, что к случаям, о которых говорит п. 1 ст. 164 ГК РФ, относятся, в частности, возникновение, переход и прекращение права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, ограничения этих прав. При сделках, предметом которых является земельный участок, вещные права на такой участок у одних лиц возникают, у других - прекращаются, а также переходят от одного лица к другому. Таким образом в результате указанных сделок возникают именно те случаи, названные в ст. 131 ГК РФ, к которым отсылает ст. 164 ГК РФ. Поэтому при возникновении, прекращении и переходе вещных прав в результате сделок с земельными участками, соответствующие сделки подлежат государственной регистрации по правилам ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Иными словами, сделки с земельными
участками (соответствующие договоры)
подлежат государственной регистрации
всегда, когда в результате сделки
возникает, переходит или прекращается
право собственности или другое
вещное право на земельный участок.
Кроме того, подлежат государственной
регистрации сделки, требование о
регистрации которых прямо
Отмеченные проблемы, связанные с применением норм п. 1 ст. 164 и п. 1 ст. 131 ГК РФ, на наш взгляд, обусловлены трудностями, возникающими при сравнительном толковании указанных правовых норм. В свою очередь, сравнительное толкование во многом затрудняется тем, что названные нормы имеют различные предметы правового регулирования: п. 1 ст. 164 регламентирует государственную регистрацию сделок, а п. 1 ст. 131 - регистрацию прав на имущество, их ограничений, возникновения, перехода и прекращения. Поэтому даже некоторым опытным юристам, на мнение которых мы ссылались, не всегда удается комплексно и системно проанализировать положения ст. 131 и ст. 164 ГК РФ. Представляется не основанной на глубоком анализе указанных норм и упоминавшаяся выше правовая позиция, выработанная судебной практикой.43
Теоретические и практические
проблемы, возникающие в связи
с государственной регистрацией
прав на земельные участки и сделок
с ними, могли бы быть сведены
к минимуму в результате совершенствования
правового регулирования
Исполнение договора купли-продажи земельного участка - это совершение продавцом и покупателем (либо воздержание от совершения) действий, связанных с передачей, принятием и оплатой земельного участка. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Права и обязанности сторон договора купли-продажи земельного участка определяются в договоре в соответствии с требованиями законодательства. Поэтому юридическое содержание действий сторон, направленных на исполнение договора, составляет надлежащая реализация сторонами договора своих прав и обязанностей, предусмотренных законом и договором.