Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть понятие государственного регулирования продажи земель в Украине и охарактеризовать специфику продажи земель разных видов собственности.
Развитие и совершенствование земельных отношений связано с введением частной собственности на землю.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ…………………………………………………………...
2. ПРОДАЖА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ПРАВ НА ЗЕМЛЮ НА ОСНОВЕ ДОГОВОРА КУПЛИ ПРОДАЖИ……………………..
2.1 Основные понятия о договоре купли-продажи………………
2.2 Порядок продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам...
2.3 Особенности продажи земельных участков иностранным государствам и иностранным юридическим лицам……………….
2.4 Особенности продажи земель сельскохозяйственного назначения……………………………………………………………..
3. ПРОДАЖА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЛИ ПРАВ НА НИХ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ ТОРГАХ……………………………………………..
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
Порядок продажи рассмотрен в п.2-11 ст.128: граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность, подают заявление (ходатайство) в соответствующий орган исполнительной власти или сельский, поселковый, городской советы или государственный орган приватизации. В заявлении (ходатайстве) отмечаются место расположения земельного участка, его целевое назначение, размеры и площадь, а также согласие, на заключение договора об оплате авансового взноса в счет оплаты цены земельного участка [3]. К заявлению (ходатайству) прилагаются [3]:
- документ, удостоверяющий право пользования земельным участком (в случае его наличия), и документы, которые удостоверяют право собственности на недвижимое имущество (здания и сооружения), расположенное на этом земельном участке (в случае наличия на земельном участке зданий, сооружений);
- копия учредительных документов для юридического лица, а для гражданина - копия документа, который удостоверяет лицо.
Орган государственной власти, Совет министров Автономной Республики Крым или орган местного самоуправления в месячный срок рассматривает заявление (ходатайство) и принимает решение о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства относительно отведения земельного участка (если такой проект отсутствуюет) и/или о проведении экспертной денежной оценки земельного участка или об отказе в продаже с указанием обоснованных причин отказа [3].
Основанием для отказа в продаже земельного участка является:
- неподача документов, необходимых для принятия решения относительно продажи такого земельного участка;
- выявление недостоверных сведений в поданных документах;
- если относительно субъекта предпринимательской деятельности возбуждено дело о банкротстве или прекращении его деятельности;
- установленное ЗК запрещение на передачу земельного участка в частную собственность.
- отказ от заключения договора об оплате авансового взноса в счет оплаты цены земельного участка.
Решение Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации, сельского, поселкового, городского совета о продаже земельного участка является основанием для заключения договора покупки-продажи земельного участка. Заключение договоров покупки-продажи земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью первой ст.128 ЗК. Договор купли-продажи земельного участка подлежит нотариальному удостоверению. Документ об оплате или об уплате первого платежа (в случае продажи земельного участка с рассрочкой платежа) является основанием для выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок и его государственной регистрации, которая проводится организациями, имеющими соответствующую лицензию на выполнение этого вида работ, на заказ органов государственной власти, Совета министров Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления. В случае отказа покупателя от заключения договора купли-продажи земельного участка сумма авансового взноса не возвращается. Решение об отказе продажи земельного участка может быть обжаловано в суде. Средства, полученные от продажи земельных участков государственной или коммунальной собственности, засчитываются органами государственной власти, Советом министров Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления в соответствии с государственным и местных бюджетов в порядке, определенном законом [ст.132, 3].
2.3 Особенности продажи
земельных участков
В соответствии с частью первой ст.129 ЗК предусматривается особый состав субъектов, уполномоченных принимать решение об отчуждении земельных участков государственной собственности в пользу иностранных государств и иностранных юридических лиц. Такое решение принимается Кабинетом Министров Украины (КМУ) после согласования с Верховной Радой Украины (ВРУ). Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется государственными органами приватизации после согласования с КМУ. Согласно ст.85 ЗК, иностранные государства имеют право приобретать в собственность земельные участки для размещения зданий и сооружений дипломатических представительств и других, приравненных к ним, организаций в соответствии с международными договорами. Следует сказать, что процедура, предусмотренная статьей 129 ЗК, распространяется также на так называемые «совместные предприятия» [4].
Продажа земельных участков коммунальной собственности иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется местными советами, которые имеют право распоряжаться такими земельными участками. Однако в настоящий период времени земли коммунальной собственности в Украине отсутствуют, местные советы распоряжаются землями государственной собственности в пределах населенных пунктов в соответствии с правилами п.12 розд.Х ПП ЗК [4]. Продажа земельных участков, которые находятся в собственности государства и территориальных обществ, иностранным юридическим лицам допускается при условии регистрации иностранным юридическим лицом постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины. Иностранные государства, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность из земель государственной или коммунальной собственности, подают ходатайство в КМУ. Иностранные юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков, подают ходатайство в Совет министров Автономной Республики Крым, областную, Киевскую или Севастопольскую городские государственные администрации или сельский, поселковый, городской советы и государственный орган приватизации. К ходатайству прилагается документ, удостоверяющий право собственности на недвижимое имущество (здания и сооружения), расположенное на этом земельном участке, копия свидетельства о регистрации иностранным юридическим лицом постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины. Рассмотрение ходатайства и продажа земельных участков осуществляются сельскими, поселковыми, городскими советами после получения согласования Кабинета Министров. Рассмотрение ходатайства и продажа земельных участков, находящиеся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, осуществляются государственными органами приватизации после получения согласования Кабинета Министров Украины [4].
2.4 Особенности продажи
земель сельскохозяйственного
Земли сельскохозяйственного назначения в Украине носят статус особо ценных земель (ст.22,23 ЗК), поэтому существуют определенные особенности при продаже таких земель и существует определенный круг лиц, имеющих право на приобретение таких земель. Оговорено это в ст.130 ЗК [3]:
- Покупателями земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства могут быть:
1) граждане Украины, которые имеют сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве или занимаются ведением товарного сельскохозяйственного производства;
2) юридические лица Украины, учредительными документами которых предусмотрено ведение сельскохозяйственного производства.
- Преобладающее право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют граждане Украины, которые постоянно проживают на территории соответствующего местного совета, где осуществляется продажа земельного участка, а также соответствующие органы местного самоуправления.
Ч.1 ст. 130 ЗКУ ограничивает
круг покупателей земельных участков
для ведения товарно-
Следует отметить, что и после прекращения моратория применение ст.130 ЗК будет затруднительно, так как [4]:
- Во-первых, пункт «а» содержит не четкие критерии для определения граждан Украины, имеющих преимущественное право. В частности, не раскрыто понятие «сельскохозяйственное образование». Так же, не конкретизировано требование о наличии опыта роботы в сельском хозяйстве – категории должности, времени работы и т.д.
- Во-вторых, критерий, положенный в основу п. «б», выглядит в этом отношении неоправданным исключением. С другой стороны, в соответствии с существующей практикой в учредительных документах большинства юридических лиц указываются все теоретически возможные виды деятельности, что вряд ли является залогом их эффективного и профессионального осуществления.
Ч.2 ст.130 ЗК предусмотрено
преимущественное право покупки
земельных участков сельскохозяйственного
назначения. Возможность применения
этого правила считают
Применение по аналогии норм ГК относительно права преимущественной покупки доли в совместно долевой собственности (ст.362) невозможно из-за широкого круга субъектов права преимущественной покупки: под сомнение попадает возможность их письменного уведомления о будущей продажи. Так же, из-за численности субъектов права не будет работать и механизм перевода на субъект, имеющий преимущественное право, прав и обязанностей покупателя в случае нарушения права преимущественной покупки (ч.4 ст.362 ГК) [1,4].
3 ПРОДАЖА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЛИ ПРАВ НА НИХ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ ТОРГАХ
Помимо гражданско-правовых соглашений право собственности земельным участком может быть приобретено на земельных торгах. Особенности и правила такого вида отношений описаны в главе 21 ЗК [3].
Обязанность продажи земельных участков государственной или коммунальной собственности или прав на них на конкурентных принципах (земельных торгах) ст.134ЗК [3]:
- Земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них (аренда, суперфиций, эмфитевзис), в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества государственной или коммунальной собственности, подлежат продаже отдельными лотами на конкурентных принципах (земельных торгах), кроме случаев, установленных частью второй ст.134ЗК.
- Не подлежат продаже на конкурентных принципах (земельных торгах) земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них в случаях:
1) расположения на земельных участках объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений), находящихся в собственности физических или юридических лиц;
2) использование земельных участков для потребностей, связанных с пользованием недрами, и специального водопользования в соответствии с полученными специальными разрешениями (лицензиями);
3) использование религиозными организациями, которые легализированы в Украине, земельных участков под культовыми зданиями;
4) строительства объектов, которое в полном объеме осуществляется за средства государственного и местных бюджетов;
5) предоставление земельных участков государственным и коммунальным предприятиям, бюджетным учреждениям;
6) предоставление земельных участков предприятиям, учреждениям и общественным организациям в сфере культуры и искусств (в том числе национальным творческим союзам и их членам) под творческие мастерские;
7) предоставление земельных участков в аренду для реконструкции кварталов устаревшей застройки, для строительства социального и доступного жилья, если конкурс на его строительство уже проведен;
8) размещение иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств международных организаций, согласно международным договорам Украины;
9) предоставление земельного участка, выкупленного для общественных потребностей или принудительно отчужденного по мотивам общественной необходимости для обеспечения таких потребностей;
10) предоставление земельных участков государственной или коммунальной собственности для потребностей частного партнера в рамках государственно частного партнерства в соответствии с законом;
11) предоставления земельного участка вместо выкупленного для общественных потребностей или принудительно отчужденного для общественной необходимости и возвращения такого земельного участка прежнему владельцу или его наследнику (правопреемнику), в случае, если такая потребность отпала;
12) строительства, обслуживания и ремонта объектов инженерной, транспортной, энергетической инфраструктуры, объектов связи и дорожного хозяйства (кроме объектов дорожного сервиса);
13) создания озелененных территорий общего пользования;
14) строительства объектов обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов (мусороперерабатывающих объектов, очистительных сооружений, котельных, кладбищ, противоэрозионных, противооползневых и противоселевых сооружений);
15) передачи гражданам земельных участков для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей, для сенокошения и выпаски скота, для огородничества;
16) предоставление земельных участков лицам взамен тех, которые были выкуплены (принудительно отчужденные) для общественных потребностей или для общественной необходимости по решению органов государственной власти, Совета министров Автономной Республики, Крым и органов местного самоуправления;
17) размещение инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции;
18) использование земельных участков для осуществления концессионной деятельности; передачи в аренду, концессию имущественных комплексов или недвижимого имущества, расположенного на земельных участках государственной, коммунальной собственности;
Информация о работе Государственное регулирование продажи земель в Украине