Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:30, реферат
С древних времен до наших дней собственность была и остается центром, ядром экономического мироздания любого гражданского общества. Концентрируя главные, сущностные имущественные интересы владельцев материальных благ, собственность предопределяет экономический порядок их присвоения, перераспределения и потребления.
Введение 3
Движимое и недвижимое имущество 4
Конституционно признанные формы 4
собственности на землю в Российской Федерации 4
Заключение 12
Список литературы 13
Содержание:
Введение 3
собственности на землю в Российской Федерации 4
Заключение
Список литературы
Введение
Собственность на землю – совокупность отношений, регулирующих и создающих право владеть, пользоваться и распоряжаться землей.
С древних времен до наших дней собственность была и остается центром, ядром экономического мироздания любого гражданского общества. Концентрируя главные, сущностные имущественные интересы владельцев материальных благ, собственность предопределяет экономический порядок их присвоения, перераспределения и потребления.
Движимое и недвижимое имущество.
Виды объектов собственности названы
в Гражданском кодексе
Среди объектов гражданских прав различаются движимое и недвижимое имущество. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все то, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Среди этих объектов земля (земельные участки) является особым видом недвижимости, поскольку, как и все иные природные объекты, она не рукотворный капитал, а объект естественного, природного происхождения. Поэтому земля может именоваться земельной недвижимостью, быть объектом земельных прав и обязанностей граждан и юридических лиц и принадлежать им на праве собственности.
Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
Рассмотрим содержание каждой формы земельной собственности как самостоятельной правовой категории.
А) Государственная собственность на землю. Ее удельный вес в Российской Федерации остается еще достаточно высоким. По закону государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).
Государственная земельная собственность существует в двух видах: федеральной и субъектов Российской Федерации. Разграничение между двумя этими видами земельной собственности еще не закончено, но уже выяснены основные принципы такого размежевания. Они названы, прежде всего, в Земельном кодексе РФ. В нем сказано: разграничение государственной собственности на землю Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» (п.2 ст. 16 ЗК РФ). Названный закон принят 17 июля 2001 г., вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. В данном федеральном законе определен следующий порядок разграничения государственной собственности на землю.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Перечни составляются с учетом указанных в федеральном законе оснований отнесения земельных участков к той или иной форме собственности.
Основаниями внесения земельных участков в перечень земель, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение их в состав:
1) земель
лесного фонда, земель особо
охраняемых природных
объектами, находящимися в федеральной
собственности, земель обороны
и безопасности;
2) земель
сельскохозяйственного
пунктов, земель промышленности, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики
и космического обеспечения, энергетики
и иного назначения, земель водного фонда,
если на этих земельных участках
располагается недвижимое имущество,
находящееся в федеральной собственности:
эти земельные участки предоставлены
органу государственной власти Российской
Федерации, его территориальному органу,
а также государственному унитарному
предприятию, государственному учреждению,
другой некоммерческой организации, которые
созданы органами государственной власти
Российской Федерации; на этих находящихся
в государственной собственности земельных
участках располагается приватизированное
недвижимое имущество, находившееся до
его приватизации в собственности Российской
Федерации; под поверхностью этих земельных
участков находятся участки недр федерального
значения;
3) земель
запаса, если на них располагается
недвижимое имущество,
находящееся в федеральной собственности,
или приватизированное недвижимое имущество,
находившееся до его приватизации в собственности
Российской Федерации.
Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подготовленные и согласованные с названными органами перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Сведения о земельных участках, включенных в названные перечни, вносятся в документы государственного земельного кадастра.
Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые у названных субъектов возникло право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. В случае не достижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю разрешаются в суде. Вступившие в законную силу судебные решения являются основанием государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки.
Помимо земельных
участков, получивших статус федеральной
собственности при
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации за нею признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе. Его правовой режим определен Федеральным законом Российской Федерации «О континентальном шельфе Российской Федерации». Он принят Государственной Думой 25 октября 1995 г.
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Этой окраиной признается продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Внутренней
границей континентального шельфа является
внешняя граница
Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права. С учетом этого правила внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
Права Российской Федерации на континентальный
шельф не затрагивают правовой статус
покрывающих его вод и
Находящиеся в государственной
собственности земельные
Собственность на землю субъектов Российской Федерации. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо те, которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Право собственности субъектов Российской Федерации возникает также на земельные участки:
1) занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности
субъектов Российской Федерации;
2) предоставленные
органам государственной
3) отнесенные к землям особо охраняемых территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
4) занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.
Б) Муниципальная собственность возникает на те земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Так, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 19 ЗК РФ).