Лекции по «Устройству и техническому обслуживанию транспортных средств»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:02, курс лекций

Краткое описание

Успех в современной боевой операции невозможен без использования колесных и гусеничных машин, которые перевозят личный состав подразделений, боеприпасы, горючее и другое военно-техническое имущество, служат транспортными средствами для образцов вооружения. Современные отечественные автомобили имеют хорошие эксплуатационные качества - это, прежде всего, высокая проходимость, большой запас хода, высокая надежность при эксплуатации. Вместе с тем армейские автомобили характеризуются сложностью конструкции. Вы, как будущие военные водители должны иметь глубокие знания по конструкции автомобилей, уметь проводить в войсках их техническое обслуживание и ремонт, выполняя обязанности военного водителя.

Файлы: 1 файл

Занятие 1.3.doc

— 6.29 Мб (Скачать)

Рис. 4. Свидетельство о регистрации ТС (СЛАЙД № 11)

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Талон технического осмотра ТС (СЛАЙД № 11)

 

 

Рис. 6. Водительское удостоверение (СЛАЙД № 11)

 

Эксплуатировать машины (прицепы), не имеющие регистрационных знаков, запрещается.

Государственные регистрационные, опознавательные  знаки, обозначения и надписи устанавливаются или наносятся на машинах в соответствии с требованиями специальных инструкций. Государственные регистрационные знаки выдаются ВАИ гарнизона в воинскую часть по заявкам. Запрещается самостоятельно изготавливать дубликаты знаков. Высвободившиеся знаки сдаются в ВАИ, их выдавшую. При перемещении машин и прицепов внутри части, а также сдаче их в ремонт без исключения из списков части, закрепленные за ними регистрационные знаки сохраняются.

Удостоверение старшего машины, пропуск  и документы водителя представлены на рис. 7, 8, 9. 

 

 

Рис. 7. Удостоверение старшего машины (СЛАЙД № 12)

 

 

 

Рис. 8. Пропуск (СЛАЙД № 12)

 

 

Рис. 9. Примеры документов (СЛАЙД № 13)

 

 

Для улучшения контроля за использованием машин по штатному предназначению применяются опознавательные знаки (рис.10).

Рис. 10. Опознавательные и предупредительные  знаки 

на автомобильной технике   (СЛАЙД № 14)

 

 

На машины транспортной группы (кроме  ГАЗ - 14, ГАЗ - 3110, ГАЗ-3102, ВАЗ) наносится  опознавательный знак в виде равностороннего треугольника с помещенной внутри него буквой «Т» – «обозначение машин транспортной группы» (рис. 10).

Этот знак наносится белым цветом спереди на бампере и в левой  верхней части заднего борта кузова машины.

На машинах учебной  группы наносится (устанавливается) опознавательный знак в виде равностороннего треугольника белого цвета с каймой красного цвета, в который вписана буква «У» – черного цвета (рис. 10). Знак устанавливается спереди на лобовом стекле и на заднем борту автомобиля.

На санитарных машинах наносится опознавательный знак «Красный крест» (рис. 10).

При эксплуатации машин с прицепами  и полуприцепами всех типов, включая  артиллерийские орудия, над кабиной  посредине устанавливается опознавательный знак в виде равностороннего треугольника желтого цвета с устройством для внутреннего освещения или три фонаря оранжевого цвета, а на задней стенке прицепов и полуприцепов – два светоотражающих приспособления красного цвета в виде равностороннего треугольника, а для обозначения конечной точки – фонарь.

На транспортных средствах, движение или буксировка которых разрешается с определенной скоростью, наносится (устанавливается) опознавательный знак «Ограничение скорости» (рис. 10).

На автомобилях и мотоциклах комендантских подразделений наносится опознавательный знак в виде буквы «К» на фоне белого круга и отличительные полосы черно-белого цвета с красной окантовкой.

На машинах, оборудованных для  перевозки личного состава, при  групповой перевозке людей спереди  и сзади устанавливаются прямоугольные опознавательные знаки желтого цвета с каймой красного цвета и надписью «Люди» черного цвета (рис. 10).

На машинах и прицепах, перевозящих  опасные грузы, устанавливаются  спереди и сзади прямоугольные опознавательные знаки (рис.10).

На стенке автоцистерн, перевозящих горючие жидкости, белой краской наносится надпись «Огнеопасно».

На эвакотягачах передние бамперы  окрашиваются с обоих концов на расстоянии 400 мм чередующимися под углом 45° красными и белыми полосами шириной 50 мм каждая.

На машинах, транспортируемых в ремонт, спереди и сзади устанавливаются прямоугольные таблички с надписью «В ремонт».

На нижних кромках крыльев и  боковых бортов платформы машин  и прицепов (не имеющих системы регулируемого давления воздуха в шинах) наносятся цифры, указывающие величину нормального давления воздуха в шинах в соответствии с заводскими инструкциями.

 

Выводы по вопросу

 

Учебный вопрос № 4.

Комплект водительского инструмента, принадлежностей и индивидуальный комплект запасных частей. Дополнительное снаряжение

 

Автомобили снабжены комплектом обязательной поставки, в который входят запасные части, инструмент и принадлежности, индивидуальный комплект запасных частей, указанные в таблице 1, рис.11 .

Таблица 1. Комплект водительского инструмента, принадлежностей (СЛАЙД № 16)

Наименование

Количество на один автомобиль

1. Ключи от дверей кабины и  выключателя приборов и стартера

2 комплекта

2. Руководство по эксплуатации  автомобиля

1 шт.

3. Инструкция по эксплуатации  аккумуляторных батарей

1 шт.

4. Инструмент

4.1. Набор инструмента в большой сумке

1 комплект

4.2. Набор инструмента в малой  сумке

1 комплект

5. Принадлежности

5-1. Держатель противооткатного  клина

2 шт.

5.2. Домкрат гидравлический

1 шт.

5.3 . Шланг для накачки шин

1 шт.

5.4. Шланг для прокачки гидросистемы

1 шт.

5.5. Шланг соединительный

1 шт.

5.6. Насос топливоперекачивающий

1 шт.

5.7. Светильник с лампой

1 комплект

5.8. Съемник форсунки

1 шт.

5.9.Огнетушитель

1 шт.

5.10. Утеплитель передка

1 шт.

5.11. Шприц рычажно-плунжерный

1 шт.

5.12. Футляр аптечки медицинской

1 шт.

5.13. Знак аварийной остановки

1 комплект

6. Запасные части

6.1. Комплект индивидуальный запасных  частей

1 комплект

6.2. Комплект запасных частей  для подогревателя

1 комплект

6.3. Запасное колесо

1 шт.

6.4. Ящик для запасных частей

1 шт.


 

 

Рис. 11. Комплект водительского инструмента   (СЛАЙД № 16)

Гидравлический домкрат и его устройство домкрата показано на рис. 12.


 

Рис. 12. Гидравлический домкрат (СЛАЙД № 17)

1 – основание корпуса; 2 – корпус;  3 – цилиндр рабочего плунжера;  4 – рабочий наружный плунжер; 5 – рабочий внутренний плунжер; 6 – винт;  7 – прокладка; 8 – головка корпуса; 9 – гайка винта; 10 – головка винта; 11 – серьга; 12 – пробка; 13 – рычаг насоса; 14 – нагнетательный плунжер; 15 – цилиндр нагнетательного плунжера; 16 – запорная игла; 17 – всасывающий клапан;  18 – перепускной клапан.

 

Смазочный шприц  предназначен для смазывания сборочных единиц автомобиля, снабженных пресс-масленками (рис. 13).


 

Рис. 13. Смазочный шприц (СЛАЙД № 17):

1 – наконечник; 2 – трубка; – полость цилиндра плунжера, 4 – корпус; 5 – плунжер; 6 – полость цилиндра шприца; 7 – рычаг; 8 – поршень; 9 – цилиндр шприца; 10 – крышка; 11 – шток поршня; 12 – прокладка; 13 – пробка; 14 – шариковый клапан.

 

В комплект принадлежностей, прилагаемых к автомобилю, входит насос для ручной перекачки топлива (рис. 14). Насосом следует пользоваться в таком порядке:

    • опустить конец длинного шланга 5 в посуду с топливом, при этом стрелка, нанесенная на корпусе насоса и указывающая направление течения топлива, должна быть направлена острием вверх;
    • конец короткого шланга 1 опустить в посуду (бачок, ведро, канистра), в которую перекачивают топливо. Эту посуду надо располагать ниже посуды, откуда забирается топливо;
    • сжать рукой (4-5 раз) резиновую грушу;

   - после того как из короткого шланга 1 начнет вытекать топливо, сжать грушу насоса, перевернув его стрелкой вниз, что обеспечивает перетекание топлива самотеком.

 

 


 

Рис. 14. Насос для ручной перекачки топлива (СЛАЙД № 17):

1 – короткий шланг; 2, 4 – шарики соответственно нагнетательного и всасывающего клапанов; 3 – корпус;   5 – длинный шланг; 6 – хомуты.

 

Установку инструмента и принадлежностей в кабине см. на рис.15.

 

Рис. 15. Установка инструмента и принадлежностей в кабине (СЛАЙД № 18):

1 – съемник форсунки; 2 – заводская табличка; 3, 4 – ящик  для запасных частей; 5 – огнетушитель; 6 – питьевой бачок; 7 – термос; 8 – сумка; 9 – домкрат; 10 – утеплитель; 11 – насос топливоперекачивающий; 12 - шланг для накачивания шин; 13 – знак аварийной остановки; 14 – запасные зажимы и подпятники; 15 – шланг для прокачки гидросистемы; 16 – кружка емкостью 1 л; 17 – шприц рычажно-плунжерный для смазки; 18 – лампа переносная К 102.3715; 19 – футляр медицинской аптечки 3872.6.875.146; 20 – лопатка монтажная и вороток гидравлического домкрата ИП-3901286; 21 – лопатка-вороток ИП-3901290; 22 – набор инструмента в малой сумке; 23 – набор инструмента в большой сумке М-284.

 

 

Установка инструмента  и принадлежностей на платформе автомобиля представлена на примере автомобиля Камаз (рис. 16).

 

 

 

 

Рис. 19. Установка инструмента и принадлежностей на платформе а/м  КамАЗ (СЛАЙД № 19):

1 – лопата; 2 – топор; 3 – ножовка; 4 – крепление жесткого буксира; 5 – канистры КС-20; 6 – противооткатные  упоры.

 

 

Выводы по вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный вопрос № 5.

Обкатка машин

 

Обкатке подвергаются все новые  машины, а также машины после капитального или среднего ремонта. Использовать машину по прямому назначению можно только после ее обкатки (СЛАЙД № 21).

Не подвергаются обкатке в воинской части новые машины, прошедшие обкатку на заводе-изготовителе, о чем в паспортах (формулярах) этих машин представителем заказчика делается соответствующая запись, а также машины после регламентированного ремонта, обкатка и испытание пробегом которых проводятся на ремонтном предприятии (в организации).

До начала обкатки машина должна быть подготовлена к эксплуатации в  соответствии с руководством по эксплуатации.

Обкатка новых машин проводится в воинской части, получившей машину на укомплектование, или на заводе, получившем машину (шасси) под комплектацию оборудования.

При обкатке машин проводятся следующие  основные мероприятия (СЛАЙД № 22):

    • контрольный осмотр и техническое обслуживание перед обкаткой;
    • опробование двигателя (обкатка на минимальной частоте вращения коленчатого вала), пробег машины с ограничением нагрузки и скорости движения;
    • контрольный осмотр и техническое обслуживание в процессе обкатки;
    • контрольный осмотр и техническое обслуживание по окончании обкатки.

Контрольные осмотры и техническое обслуживание машины проводятся в соответствии с требованиями Инструкции по обкатке.

Обкатка машин, поступивших в воинские части на укомплектование, проводится только после ввода их в строй в установленном порядке.

На обкатываемые машины выдаются в установленном порядке путевые листы, на которых в верхнем правом углу делается запись «Обкатка».

На период обкатки приказом командира  воинской части назначается ответственный за обкатку машин, который непосредственно руководит проведением обкатки.

Машины на период обкатки закрепляются за опытными водителями, хорошо знающими устройство, правила обкатки и особенности эксплуатации этих машин.

Машины в период обкатки используются, как правило, для хозяйственно-технических и других нужд воинской части.

Использование машин в период обкатки для обучения практическому вождению запрещается (СЛАЙД № 23).

Протяженность пробега в период обкатки автомобилей устанавливается  следующая:

    • для новых автомобилей, а также для автомобилей, прошедших капитальный или средний ремонт с заменой или капитальным ремонтом двигателя, – 1000 км;
    • для автомобилей, прошедших средний ремонт без замены или капитального ремонта двигателя, – 500 км.

В обкатку автомобиля включается и  пробег, совершенный при обкаточных испытаниях на заводе-изготовителе.

Режим обкатки (нагрузка, скорость движения и другие параметры) новых и капитально отремонтированных автомобилей  устанавливается для каждой марки  автомобиля в соответствии с требованиями по обкатке завода-изготовителя или завода (ремонтного предприятия), проводившего ремонт.

Для автомобилей, прошедших средний  ремонт, режим обкатки по нагрузке и скорости движения устанавливается  применительно к режиму новых  или капитально отремонтированных автомобилей соответствующих марок.

Масса перевозимого груза в период обкатки автомобиля не должна быть более 75% его номинальной грузоподъемности.

Скорость движения автомобиля в  период обкатки не должна превышать 60% максимальной скорости, установленной  для соответствующей передачи.

При обкатке автомобилей, если нет  рекомендаций завода-изготовителя или ремонтного предприятия по режиму обкатки, следует руководствоваться следующими основными правилами (СЛАЙД № 24):

    • начинать движение только после полного прогрева двигателя. Прогревать двигатель следует на средних частотах вращения коленчатого вала до устойчивой его работы на холостом ходу. Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу должна быть несколько повышенной для улучшения условий его приработки;
    • при движении автомобиля не допускать резкого включения сцепления и изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя, особенно в начальный период после пуска двигателя при еще неустановившемся тепловом режиме, а также резкого торможения комбинированным способом (с включенным двигателем);
    • следить за давлением в системе смазки двигателя, которое должно быть в пределах, установленных требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации для данного автомобиля;
    • обкатку автомобиля проводить только на предусмотренных сортах горючего и масел;
    • не допускать максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя при его прогреве после пуска и при движении автомобиля;
    • не перегружать двигатель во время движения автомобиля, при увеличении (уменьшении) нагрузки своевременно переходить на низшие (высшие) передачи;
    • при движении постоянно следить за показаниями контрольных приборов и своевременно принимать меры к устранению выявленных нарушений в нормальной работе автомобиля;
    • на остановках проверять степень нагрева узлов и механизмов трансмиссии и ходовой части. При повышенном нагреве узлов и механизмов выявлять и устранять причины нагрева (СЛАЙД № 25);
    • следить за состоянием всех крепежных деталей автомобиля, обращать особое внимание на крепление рулевого колеса, гаек крепления сошки рулевого привода, рычага поворотного кулака, стремянок рессор, колес и кабины;
    • следить за соединениями трубопроводов. При обнаружении течи горючего, масла, охлаждающей или тормозной жидкости, а также утечки воздуха в соединениях тормозной системы немедленно принять меры по их устранению.

Информация о работе Лекции по «Устройству и техническому обслуживанию транспортных средств»