Требования, предъявляемые к управлению качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, — одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране.
Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Оглавление

Современное представление об управлении обеспечением качества продукции
Системная организация управления обеспечением качества
Система управления качеством продукции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

требования, предъявляемые к управлению качеством Лена (от Кати Дроздовой).doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    Второй  принцип является базовым. Его цель — повышение конкурентоспособности в широком плане за счет устранения недостатков и усиления преимуществ без сосредоточения усилий в отдельных направлениях. С этой точки зрения политика качества является одним из стратегических элементов такого подхода, который существует наряду с политикой, определяющей деятельность организации в области исследований, развития, обучения и т. д.

    Политика  в области качества по третьему принципу планирует стимулирование подходов, основанных на использовании человеческого потенциала как ключевого фактора, на гибкой интеграции различных национальных культур государств— членов сообщества. Одновременно эта политика призвана обеспечить улучшение производственного климата и взаимопонимания между руководителем и исполнителем за счет формирования общих целей, направленных на улучшение стандартов и качества жизни.

    Четвертый принцип политики качества должен обеспечить развитие и укрепление соответствующих элементов (институтов) инфраструктуры качества и более тесное сотрудничество между ними и компаниями, что сделает деятельность последних более эффективной и приспособленной к новым требованиям рыночной экономики.

    Пятые принцип базируется на реализации новой общей концепции качества. Новый подход к качеству, принимаемый сообществом, означает формирование новой философии в стратегии управления фирмами, основанной на включении работников в процесс непрерывного улучшения всего производственного цикла и деятельности всех подразделений компании для удовлетворения запросов потребителей.

    Система управления качеством  продукции

  Любая организация является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов  — управляющего и управляемого. Будучи подсистемой организации в целом, управляющий элемент одновременно сам представляет весьма сложное образование, которое мы будем называть системой управления.

  Она характеризуется определенной конфигурацией  структуры, степенью централизации  или децентрализации, формализации и регламентации, стабильностью или изменчивостью, открытостью или закрытостью.

  Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.

    Под управляющей подсистемой, системы  управления можно понимать ту ее часть  которая вырабатывает, принимает  и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под  управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.

  Во  главе управляющей подсистемы находится  ее направитель, персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным  или коллективным.

  В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия  на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация  и пр.

  К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов.

  Обычно  управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

    В рамках системы управления между  ее управляющей и управляемой  подсистемами существуют самые разнообразные  связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления, под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента.

    Качество  продукции формируется в результате трудовой деятельности лиц, занятых  ее проектированием и изготовлением, и поддерживается при ее эксплуатации.

    Уровень качества продукции зависит от качества сырья и материалов, квалификации и профессионального мастерства работников, технической оснащенности их труда, эффективности мер стимулирования повышения качества продукции и др.

    Следовательно, постоянное повышение качества продукции может осуществляться лишь на основе комплексного подхода, с помощью системы целенаправленных действий на все факторы, причины и условия, от которых зависит формирование качества продукции, т. е. качеством продукции необходимо управлять.

    Управление  качеством продукции — это  действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

    Система управления качеством продукции  строится на ряде принципов, основополагающий начал, определяющих структуру функционирования всей системы управления качеством продукции. Принципы управления качеством являются конкретизацией общих принципов управления производством.

    Важным  принципом управления качеством  является комплексность решения проблем управления качеством продукции взаимная увязка технических, организационных, экономических и социальных мероприятий.

    В России комплексное решение реализуется  через комплексную систему управления качеством продукции (КС УКП).

    Организационно-технической  базой КС УКП является система народнохозяйственного планирования и Государственная система стандартизации. Главная цель КС УКП состоит в планомерном обеспечении всемерного использования научно-технических и социально-экономических возможностей для достижения постоянных высоких темпов эффективного улучшения качества всех видов продукции. Чтобы достичь главную цель, необходимо достижение плановых показателей по качеству всеми работниками, подразделениями и цехами предприятия.

      Поэтому цели и задачи управления качеством продукции конкретизируются для каждого уровня и звена управления в соответствии с их назначением. Каждый орган в комплексной системе управления качеством выполняет определенные функции.

    Функции управления — это определенный род трудовой деятельности, представляющий собой совокупность обязанностей (действий) по управлению качеством продукции. Такими общими функциями управления являются, в частности, планирование, организация, регулирование, контроль и учет.

    Функция планирования технического уровня качества продукции является основной функцией управлений. Планирование повышении качества продукции проводится на основе данных прогноза и обосновывается расчетами экономической эффективности. Планы носят директивный характер, поэтому их необходимой базой должны быть:

  • плановые данные министерства, производственного объединения, договоров с заказчиком;
  • результаты, полученные при аттестации продукции;
  • прогрессивные требования к продукции в стандартах и технических условиях, а также результаты научных исследований, патентов и др.

    Планирование  осуществляется по показателям качества продукции, утвержденным вышестоящими организациями, а так же данным, определяемым самими предприятиями.

    Организационная функция как функция управления качеством представляет собой систему мер, позволяющих более рационально и эффективно сочетать, принципы живого труда с материальными элементами производства (средствами и предметами труда) с целью выполнения планов с возможно лучшими показателями. Для этого необходимо создать отношения, которые обеспечивали бы органическое, наиболее эффективное взаимодействие ее элементов. Важно регламентировать систему взаимодействия всех производственных звеньев путем разработки и внедрения комплекса четко увязанных между собой стандартов, соблюдение которых гарантирует требуемый уровень качества в каждом звене.

    Функция регулирования сводится к обеспечению развития системы в соответствии с планом и устранению отклонений от него. Регулирование обеспечивает ритмичность производства продукции с заданным уровнем качества.

    Функция контроля состоит в наблюдении за процессами обеспечения качества, выявлении отклонений от нормативов, а также места, характера и причин отклонений и их устранение.

    Функция учета призвана обеспечить отбор и систематизацию информации о динамике управляемых процессов. Производство образует непрерывно повторяющийся процесс.

    Рассмотренные функции управления качеством продукции  присущи всем системам управления, что определяет единство структуры  процесса управления на всех уровнях. К специальным функциям, применительно к различным этапам жизненного цикла продукции относят: функцию прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции, разработки и постановки продукции на производство, аттестации продукции, технологической подготовки производства, материально-технического снабжения, метрологического обеспечения, специальной подготовки и обучения кадров информационного обеспечения системы стимулирования повышения качества продукции и др.

    Аттестация продукции является одной из важнейший функций управлении качеством продукции и направлена на постоянное повышение технического уровня, качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Продукция аттестуется по трем категориям качества: высшей, первой и второй. Продукции высшей категории качества должна соответствовать лучшим отечественным и мировым достижениям или превосходить их по своим технико-экономическим показателям, быть конкурентоспособной на внешнем рынке, иметь повышенные стабильные показатели качества, обеспечивать повышение производительности труда, экономию материала, топлива и электроэнергии и удовлетворять потребности народного хозяйства и населения страны.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Итак, для российских предприятий характерными являются два пути вхождения в рыночную экономику. В первом случае предприятие, иногда меняя форму собственности, но, сохраняя профиль основной деятельности, структуру управления и управленческие кадры, адаптируется к изменяющимся внешним условиям. Второй случай связан с тем, что обнаруживается незанятый сегмент рынка с активным спросом, он обеспечивает получение сверхприбылей, которые в свою очередь позволяют делать инвестиции в структуру предприятия.  
     В обоих случаях, как правило, предприятия сталкиваются рано или поздно с проблемами управления: в первом случае выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее для планирования деятельности предприятия, например объем произведенной продукции, не позволяют ему успешно конкурировать из-за высокой себестоимости продукции; во втором случае появление конкурентов не только начинает препятствовать получению привычных сверприбылей, но сводит иногда прибыль до нуля.  

    Естественно, что универсальных рецептов, которые могли бы одинаково успешно применяться на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых могут быть построены системы управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм).   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Список  литературы

Андреев А.А. Стратегическое управление. М.  ИНФРА-М.  2003.

Большов А.В. Менеджмент: теория и практика.  М.,  Прогресс. 2004.

Вершигора Е.Е. Менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2007

Веснин  В.Р. Основы менеджмента. М., Гаролики. 2006

Виханский О.С.  Менеджмент. М., Гаролики.  2001.

Маренков  Н.Л., Мельников В.П. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции. Ростов-на Дону. Феникс. 2006

Николаев  В.А. Управление качеством М., ПИТЕР. 2007

Окрепилов В. В. Управление качеством. Международный  опыт. ИНФРА-М.   М.2005.

Информация о работе Требования, предъявляемые к управлению качеством