Сущность и применение менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:32, реферат

Краткое описание

Метод управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, «Всеобщее управление качеством», давно и широко используется в ряде промышленно-развитых стран для непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг.

Файлы: 1 файл

реферат уп.кач-вом.docx

— 32.97 Кб (Скачать)

Краснодарский государственный университет  «Культуры  и искусств» 
 
 

Реферат  

По предмету: Управление качеством

Тема-Сущность и применение менеджмента качества 
 
 
 
 
 

Выполнила  студентка 5курса ФЭУ

Нагметова Томила

Проверила:____________________ 
 
 
 
 

                                           Краснодар 2012

Сущность и  применение менеджмента качества

Метод управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, «Всеобщее управление качеством», давно и широко используется в ряде промышленно-развитых стран  для непрерывного совершенствования  качества продуктов и услуг.

Бове и Тилл дают следующее определение ТQМ: «Всеобщее управление качеством - это  философия организации, которая  основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству, отсюда качество - это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного  процесса, это сама сущность организации».

TQM предполагает  высокое качество всей работы  для достижения требуемого качества  продукции. Прежде всего, это  работа, связанная с обеспечением  высокого организационно-технического  уровня производства, надлежащих  условий труда. Качество работы  включает обоснованность принимаемых  управленческих решений, систему  планирования. Особое значение имеет  качество работы, непосредственно  связанной с выпуском продукции  (контроль качества технологических  процессов, своевременное выявление  брака). Качество продукции является  составляющей и следствием качества  работы. Здесь непосредственно оценивается  качество годной продукции, мнение  потребителя.

Основные составляющие TQM:

TQC - Всеобщее  управление качеством;

QA - Обеспечение  качества;

Qpolicy - Политика  качества;

QPIanning - Планирование  качества;

QI- Улучшение  качества.

TQM - новая философия  бизнеса

«Всеобъемлющее  управление качеством» - современная  концепция, которая вобрала в  себя множество уже известных  методов организации работ, принципов  увеличения комплексной производительности (т. Е. не только производительности труда) и мероприятий по совершенствованию  организационных процессов.

TQM призвана развивать  успех предприятия по следующим  направлениям:

o всесторонний  учет потребительских требований;

o снижение количества  нареканий со стороны потребителей;

o сохранение  постоянной клиентуры;

o привлечение  новых потребителей;

o повышение эффективности  организационных процессов;

o снижение затрат  за счет уменьшения потерь;

o повышение прибыльности;

o захват большей  рыночной доли;

o поддержание  конкурентного преимущества;

o ориентация  на персонал.

Итак TQM - это  новая система принципов, инструментов и методов организации работ, обеспечивающих такой уровень управления предприятием, который бы позволил добиться потребительского удовлетворения в стремительно изменяющихся условиях глобальной экономики.

Для того, чтобы  реализовать TQM на предприятии, необходимо осуществить много различных  преобразований, которые коснутся не только процессов управления, но и  менталитета, отношения ко всему  происходящему со стороны всех без  исключения работников. Времени на такие преобразования уйдет много - скорого результата в этом процессе быть не может. Поэтому некоторые  зададутся вопросом: «А стоит ли ради дальних перспектив затевать сложные  преобразования в организации?». Ответ  даст история TQM.

Один за всех - все за одного

Как становится понятно из идеи создания объединений  качества, TQM предполагает участие в  его построении абсолютно всего  персонала предприятия. Каждый работник должен ощущать свою роль в общих  процессах. Для этого следует  постоянно проводить обучение и  тренинги.

TQM расширяет  рамки понятия «потребитель»,  чтобы вобрать в себя абсолютно  всех, кто может нуждаться в  производимой продукции или предоставляемых  услугах. Вводится понятие «внутренний  потребитель» - работники самого  предприятия, которым требуется  предоставление услуг от других  его работников. Так, работа одного  отдела может зависеть от выполнения определенных работ другим отделом. Один отдел становится потребителем, другой - поставщиком. Такие процессы должны привести к слому междивизионных границ.

Часто на предприятиях между отделами может существовать конкуренция, а иногда - откровенная  вражда, тогда как должны быть отношения  потребителя и поставщика. Таким  образом, когда на предприятии что-то идет не так, TQM предполагает общий поиск  ошибок в процессах, а не взаимные обвинения, выдвигаемые отделами по отношению друг к другу. Только так  можно добиться общей эффективности  процессов.

TQM позволяет  каждому отделу точнее уяснять  свои задачи и выстраивать  эффективное взаимодействие для  их решения. В результате все  делают нужную работу в нужное  время. Такой подход способствует  появлению гордости за свой  труд у работников предприятия,  что слишком часто недооценивается.  Существует большая разница между  удовлетворительной производственной  атмосферой и действительно успешным  производством.

Шаг за шагом

Естественно, что  в рамках данного материала просто невозможно раскрыть все методологические особенности развертывания TQM на предприятии.

Да и самая  подробная информация по TQM не даст возможности полностью понять эту  концепцию и начать применять  заложенные там идеи в рамках собственного производства с массой технологических  и национальных особенностей. Здесь  лучше всего воспользоваться  квалифицированной помощью консультантов, имеющих большой опыт по системам управления качеством.

Тем не менее  можно привести рекомендации Деминга.

Опираясь на свой опыт работы с японскими менеджерами, Деминг в 1986 году изложил 14 шагов, которые  могут быть сделаны менеджерами  предприятия любого типа для внедрения  программы всеобъемлющего управления качеством.

Наиболее важными  элементами TQM являются:

o Вовлеченность  высшего руководства: стратегия  качества в компании (организации)  должна предусматривать постоянное, непрерывное и личное участие  высшего руководства (руководителя) компании в вопросах, связанных  с качеством. Это одно из  основных и обязательных условий  успешного внедрения ТQМ, которое  является залогом успешной работы  компании в вопросах обеспечения  качества.

o Акцент на  потребителя: фокусировать всю  деятельность компании на нужды  и пожелания как внешних, так  и внутренних потребителей

o Всеобщее участие  в работе: обеспечивать возможности  для реального участия каждого  в процессе достижения главной  цели -- удовлетворять запросы потребителя

o Внимание процессам:  фокусировать внимание на процессах,  рассматривая их как оптимальную  систему достижения главной цели -- максимизацию ценности продукта  для потребителя и минимизацию  его стоимости как для потребителя,  так и производителя

o Постоянное  улучшение: постоянно и непрерывно  улучшать качество продукта

o Базирование  решений на фактах: базировать  все решения компании только  на фактах, а не на интуиции  или опыте ее работников.

Применение системы менеджмента качества (СМК) для целей повышения эффективности деятельности предприятия независимо от того, будет она в последующем сертифицирована или нет, имеет более широкое значение в проблеме технического регулирования, нежели просто сертификация. Суть здесь заключается в том, что эффективные СМК, повышая общую культуру производства, формируя основу для большей уверенности общества в улучшении качества и снижении риска опасности продукции, приводят к ситуации, когда общество может ослабить или совсем исключить механизмы обязательного подтверждения соответствия, создавая тем самым более благоприятную среду для бизнеса.

Роль  СМК в обеспечении качества и  безопасности продукции обусловлена  составом и характером входящих в  эти системы элементов. Ниже приведены  некоторые примеры норм, содержащихся в наиболее популярном стандарте  на СМК — ИСО 9001:2000 — с точки  зрения создания уверенности самой  организации и ее заинтересованных сторон в выполнении установленных  требований к продукции.

Важнейшим принципом, положенным в основу требований стандарта ИСО 9001:2000, являетсяпроцессный подход. Стандарт требует, чтобы организация определила все необходимые ей процессы менеджмента качества, включая их входы, выходы и взаимодействие. По отношению к процессам, определенным в самом стандарте, организация должна установить, а в ряде случаев и документировать процедуры их выполнения. Это обусловливает «прозрачность» системы, что очень важно с точки зрения установления доверия к ней со стороны всех заинтересованных сторон. Процессный подход является определенной альтернативой традиционному функциональному менеджменту предприятия. Он придает предприятию гибкость, мобильность и дает возможность гораздо более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, что очень важно для обеспечения выживаемости предприятий в быстро меняющемся окружающем мире.

Ряд положений  стандарта ИСО 9001:2000 определяют механизм, который должен обеспечить уверенность  в соответствии продукции всем установленным  к ней требованиям, включая требования безопасности. Например, при определении  требований к продукции организация  независимо от того, установил ли это  потребитель, должна определить все  законодательные и другие обязательные требования, проанализировать свою способность  выполнить их и только после этого  принимать обязательства по их выполнению.

При разработке или проектировании продукции организация  должна применять верификацию и валидацию проекта и разработки, чтобы предоставить свидетельства возможности выполнения установленных, в том числе обязательных, требований.

Под верификацией {англ. — verification) понимается подтверждение  на основе представления объективных  свидетельств того, что установленные  требования были выполнены.

Объективные свидетельства могут включать:

  • выполнение альтернативных расчетов;
  • сравнение научной и технической документации по новому проекту с аналогичной по апробированному;
  • проведение испытаний и демонстраций;
  • анализ документов до их выпуска и т.д.

 

Под валидацией (англ. — validation) понимается подтверждение  на основе представления  объективных свидетельств того, что требования, предназначенные  для конкретного  использования или  применения, выполнены.

Продукция, закупаемая как сырье  или комплектующие  изделия для включения  в поставляемую продукцию, должна приобретаться  у поставщиков  и затем верифицироваться. Используемое при  производстве оборудование должно обеспечивать выполнение установленных  требований, в том  числе обязательных. Процессы производства, результаты которых  нельзя проверить  последующим контролем, должны подвергаться валидации. Необходимо вести мониторинг продукции, при этом все возникающие  несоответствия следует  анализировать, а  их причины устранять  корректирующими  действиями с последующей  оценкой результативности этих действий. Все эти меры позволяют снижать риск выпуска продукции, не соответствующей установленным требованиям.

Современные СМК носят ярко выраженный предупредительный  характер. Наличие  такой системы  дает возможность  любой заинтересованной стороне оценить  способность организации  выполнять необходимые  требования. Все это  позволяет обществу снизить давление на организацию в  части проверки продукции, полагаясь на меры, принимаемые самой  организацией в рамках СМК. Это находит  отражение в применении декларирования соответствия продукции, а также  таких схем сертификации, в которых надзор за продукцией заменяется надзором за СМК.

Политика  в области качества

Информация о работе Сущность и применение менеджмента качества