Системное управление качеством продукции, его современные особенности и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствуются принципы сертификации продукции, развивается сертификация систем управления качеством. Оба эти явления вышли за рамки внутреннего рынка и стали нетарифными барьерами в торговле для тех экспортеров, которые по тем или иным причинам отстали от велений времени. Подобное отставание имеет немало причин, и не последняя из них — низкий уровень образованности кадров, в том числе в области качества, некомпетентность.

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт управления качества.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

  Для современного типа руководителя, как  считают специалисты ФРГ, обладания узкопрофессиональными знаниями мало, ему необходимы как междисциплинарная подготовка, так и способность понимать коллег, быть восприимчивым ко всем событиям, происходящим на фирме и за ее пределами. Повышение квалификации менеджеров в ФРГ организовано в форме «всегерманских деловых игр», которые проводит специальная школа бизнеса.

  Одним из важных для менеджера навыков  считается умение создать атмосферу соответствия интересов фирмы и ее персонала. С этой целью готовятся менеджеры по личным вопросам. Они должны уметь в ясной и доступной форме донести до рабочих цели фирмы, убедить их в престижном повышении квалификации, способствовать развитию чувства удовлетворенности работой, гордости за фирму, стремления поддерживать ее престиж.

  Фирмы тратят большие средства на подготовку и повышение квалификации кадров.

  В Японии дисциплины по управлению качеством преподаются в 23 вузах страны; имеются аспирантуры для подготовки специалистов высшей квалификации в этой области. Более 60% рабочих на фирмах, производящих станки с ЧПУ, имеют высшее техническое и университетское образование. В Японии ежегодно проводятся симпозиумы по проблемам обеспечения качества, в том числе по подготовке кадров. Для управленческого персонала предусмотрено изучение методов организации и проведения деловых встреч, самоконтроля, тактики завоевания рынка. Менеджеры повышают свои знания по таким вопросам, как методы убеждения партнеров, техническое обеспечение деловых встреч, распределение времени в рамках ежедневных планов. Изучают процедуры заключения контрактов, обычаи и правила торговли, делопроизводство, методы выявления ошибок в работе персонала. Немаловажное значение придается умению работать с компьютерами и техническими средствами.

  Японские  фирмы практикуют также обучение персонала по методу дискуссионных  групп, которые анализируют какие-либо конкретные случаи, например поступление  жалобы от потребителя. Дискуссионная группа, сформированная, как правило, из работников одного подразделения, изучает жалобу, проводит всестороннюю оценку товара, на который она поступила, и разрабатывает меры для устранения причин недовольства покупателя. Отчет, подготовленный одной группой, обсуждается в других дискуссионных группах; после такого всестороннего анализа вырабатывается конкретное решение, в котором могут быть предусмотрены как пути улучшения качества изделия, так и доказательства необходимости снятия его с производства.

  Каждая  японская фирма создает свою программу  обучения но для всех программ характерно сочетание теоретических и практических занятий («тренировка на рабочем месте»). Так на фирме «Ниссан» учеба с отрывом от производства занимает около 500 дней в течение первых 10 лет работы. Дальнейшее обучение осуществляется на рабочих местах, в вечернее время или выходные дни. По окончании учебы проводится аттестация, которая осуществляется руководителями подразделений (могу! привлекаться и другие специалисты).

  Некоторые работники фирмы сдают своего рода государственный экзамен — они подвергаются аттестации, которую проводит Министерство труда. Такая аттестация обеспечивает увеличение зарплаты, а в случае провала на этом экзамене три раза работнику вручается «красная карточка» — свидетельство его .профессиональной непригодности.

  На  фирмах ФРГ созданы такие условия, когда иметь высокую квалификацию и постоянно ее повышать считается чрезвычайно престижным.

  Через систему повышения квалификации па фирмах проходит ежегодно до 80% персонала. Растут инвенстиции фирм на обучение и повышение квалификации.

  В 1969 г. в ФРГ был принят закон  о профессиональном обучении молодежи, окончившей общеобразовательные школы. Общая схема профессионального образования приведена на рис. 6. Профессиональное обучение, которое проводит предприятие, совмещается с теоретическими занятиями в государственных профессиональных школах. Сроки обучения (2—3,5 года) зависят от степени специализации обучающегося.

  В программе обучения на предприятии  разрабатываются исходная база, структура  и содержание профессионального  обучения, ориентированного на будущее. Для того, чтобы можно было обеспечить совпадение интересов как предприятия, так и его работников, представители предпринимателей и профсоюзов согласовали общие требования, которые должны выполняться при любом профессиональном обучении:

  по  окончании обучения работник должен получить квалификацию специалиста на базе образования, полученного в государственной общеобразовательной школе;

  он  должен иметь возможность использовать приобретенную квалификацию на различных  предприятиях и в различных отраслях промышленности;

  кроме того, он должен обладать способностью выполнять и другую работу, близкую  по сущности к приобретенной квалификации, а также способностью с большой гибкостью реагировать на новые предъявляемые к нему требования;

  он  должен быть любознательным, проявлять  интерес к повышению квалификации;

  все это должно быть достижимо в условиях работы па данном предприятии.

  Возможности решения подобного задания показаны на примере порядка обучения металлистов и электриков

  Проблема  повышения квалификации кадров в  ФРГ рассматривается как «вечная» проблема. Усложнение производства предъявляет все новые и новые требования к работникам всех уровней. Замена «старых» сотрудников новыми считается задачей не только негуманной, но и обреченной на провал. Особенно актуальна задача повышения квалификации в связи с внедрением микропрессорной техники, САПР, систем с ЧПУ, персональных компьютеров. Незнание принципа действия и плохое владение техническими средствами и программным обеспечением вызывают у сотрудников чувство неуверенности, переходящее в скрытую или открытую неприязнь. Фирмы, которые своевременно приняли меры по повышению квалификации кадров, не столкнулись с такой недоброжелательностью персонала и добились намеченной экономической эффективности от капиталовложений в новую технологию.

  Специалисты ФРГ считают, что развитие трудового  коллектива намного проблематичнее развития других направлений в деятельности предприятия.

  Оно требует гораздо больше затрат и большего времени. Но это развитие необходимо  поскольку эффективное использование капитала и средств производства возможно только при наличии высококвалифицированных сотрудников. И только способностями сотрудников фирма может обеспечить себе длительный успех в конкурентной борьбе.

  В восточноевропейских странах обучению в области обеспечения качества продукции, к сожалению, уделяется  меньше внимания, чем на капиталистических фирмах. Специальных курсов в университетах пока нет. В некоторых вузах (в основном коммерческого и экономического профиля) качество изучается в курсах товароведения и других подобных дисциплинах.

  Мотивации творческого отношения к труду  придается большое значение в управлении качеством продукции на современном этапе. Распространенным во всем мире способом мотивацни стали кружки качества, победное шествие которых началось из Японии. К сожалению, не все поняли, не научившись на собственных ошибках, что один к одному японский опыт внедрить в других условиях невозможно. Об этом сейчас написано много, и, не останавливаясь на роли кружков подробно, хочется отметить вред формального подхода к этому делу, навязывания сверху обязательности организации кружков на том или ином предприятии и т. п. Сейчас в западных странах отмечается тенденция быстрого взлета н резкого спада кружков качества. Объясняется это явление несколькими причинами. Во-первых, в Японии в течение десяти лет до появления кружков качества проводилось интенсивное обучение управляющих в области качества, и к 60-м годам движение кружков качества имело уже квалифицированное руководство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Список используемой литературы: 
 

  1. Г.Д. Крылова  “Зарубежный опыт управления качества”
  2. А. Фейгенбауи “Контроль качества продукции”
  3. А.Ф. Ряполова “Сертификация. Метология и практика”
  4. С. Маджаро “Международны маркетинг”

Информация о работе Системное управление качеством продукции, его современные особенности и развитие