Сертификат ISO в России и зарубежной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:34, реферат

Краткое описание

Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая организация удостоверяет в письменной форме, что объект сертификации соответствует установленным требованиям.
Во многих странах наличие сертификата системы менеджмента качества по стандарту ISO является показателем конкурентоспособности компании не только на национальном, но и на международном уровне.
Добровольный сертификат системы менеджмента качества по стандарту ISO - знак качества продукции или услуг для потребителя, дополнительная гарантия надежности.

Оглавление

Введение 3
1 Сертификат ISO 4
2 Сертификат ISO в России и зарубежной практике 4
3 Сертификационные требования по предоставлению услуг потребителям воздушного транспорта 6
Заключение 9
Список использованных источников 10

Файлы: 1 файл

ЛР №2 (СМИРНОВА).docx

— 33.59 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Сертификат ISO 4

2 Сертификат ISO в России и зарубежной практике 4

3 Сертификационные требования по предоставлению услуг потребителям воздушного транспорта 6

Заключение 9

Список использованных источников 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая организация удостоверяет в письменной форме, что объект сертификации соответствует установленным требованиям.

Во многих странах наличие сертификата  системы менеджмента качества по стандарту ISO является показателем конкурентоспособности компании не только на национальном, но и на международном уровне.

Добровольный сертификат системы  менеджмента качества по стандарту ISO - знак качества продукции или услуг для потребителя, дополнительная гарантия надежности.

Федеральные и местные органы власти для обеспечения независимой  оценки и контроля качества продукции  и услуг прибегают к помощи добровольной сертификации, результаты которой используются для выдачи лицензий на определенную деятельность, получения государственных заказов  и т.д.

Кроме того, банки и страховые  компании также заинтересованы в  наличии сертификатов на определенные объекты для принятия решений  при определении размеров и условий  кредитования и страхования.

Следует отметить, что в последнее  время наметилась тенденция, когда  оценка системы качества на соответствие стандартам серии ISO рассматривается, как обязательное условие сотрудничества.

 

1 Сертификат ISO

ISO (International Organization for Standardization) - это Международная организация по стандартизации (ИСО), сфера деятельности которой все области, кроме электротехники и электроники, которые входят в компетенцию Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). ISO является сокращенной формой названия данной организации, принятой во всем мире, несмотря на явное несоответствие аббревиатуры с английским названием организации.

Образован ISO в 1946 году, а первый стандарт этой организации был опубликован  в 1951 году. Россия вошла в состав ISO 23 сентября 2005 года. ИСО объединяет национальные организации по стандартизации более 160 стран. Федеральное агентство  по техническому регулированию и  метрологии РФ (Ростехрегулирование) также участвует в работе ИСО. Разработано около 20 тысяч стандартов в различных областях хозяйствования.

Кроме стандартизации в сферу деятельности этой международной  организации входит сертификация продукции. Поэтому в общем, чтобы получить  сертификат ISO, необходимо пройти процедуру подтверждения соответствия международным стандартам, которые разработаны и утверждены международной организацией ISO.

Международные стандарты ИСО, как  и сертификат ISO не являются обязательными. Каждая страна имеет право применять их отдельными разделами, целиком, или не применять совсем. Но для поддержания конкурентоспособности своих изделий, страны и производители вынуждены использовать международные стандарты. Подтверждением данного факта является наличие у производителя или поставщика продукции сертификата ISO. 

Передовые развитые страны мира по оценкам  западных специалистов используют до 80% всего объема стандартов ИСО. Широкое  распространение стандарты и  сертификаты ISO получают в тех странах, где экономика в значительной степени зависит от результатов внешней торговли (Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Дания – у которых доля внешней торговли составляет 40-50% по отношению к общему объему производства).

Часто стандарты ISO бывают универсальными и применимы для предприятий  разного масштаба и сфер деятельности, поэтому Сертификат ISO, как правило, могут получать практически любые предприятия, фирмы и компании. Большинство стандартов ИСО совместимы друг с другом.

 

2 Сертификат ISO в России и зарубежной практике

Понятие «Сертификат ISO» стремительно ворвалось в нашу жизнь. Сначала крупные корпорации, а теперь и предприятия среднего и мелкого бизнеса получают такие документы.

Первоначально Сертификат ISO в России отождествлялся с сертификатом, полученным  производителем за систему менеджмента качества (СМК), построенную и функционирующую в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000. Стандарты данной серии направлены на создание оптимальных и эффективных процессов управления производством продукции.  Цель стандарта ISO - организация устойчивой и оптимальной работы СМК в соответствии с процедурами, нашедшими отражение в документации СМК в ходе внедрения нового подхода на предприятии.

Следующим (по порядку  прихода в Россию) был сертификат ISO 14001, который подтверждает соответствие созданной и внедренной системы экологического менеджмента (СЭМ) предприятия требованиям международного стандарта. Цель стандарта ISO 14001, СЭМ предприятия, также как и экологической политики компании состоит в предотвращении загрязнения окружающей среды (при сохранении производственной деятельности) и поддержание эффективной работы предприятия в сфере окружающей среды.

Практически все  страны, входящие во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) внедряют ISO 14001, т.е. наличие  сертификат ISO является обычной деловой  практикой.

От того, какие  обязательства взяты структурными подразделениями и руководством компании зависит конечный результат  СЭМ. Принимаемая и реализуемая  экологическая политика предприятия, по сути, представляет собой дерево целей с количественными показателями, а также с перечнем мероприятий, которые способствуют достижению принятых обязательств.

В стандарте ISO 14001 нет конкретных экологических  параметров. Ведь количество выбросов или высаженных деревьев – эти  характеристики индивидуальны  для каждого производства и предприятия. Стандарт оптимизирует процессы, которые оказывают существенное влияние на окружающую среду. В результате внедрения новой системы строится экономичное производство с оптимальным набором природоохранных мероприятий. Они в свою очередь снижают расход сырья и материалов, топлива и энергии, заставляют совершенствовать производство и технологические процессы, способы переработки отходов производства. Результатом создания эффективной СЭМ становится оформление сертификата ISO 14001.4

Сертификат соответствия OHSAS 18001 - сертификат ISO подтверждает, что предприятие имеет эффективную систему менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ), отвечающую международной системе стандартов OHSAS 18001. Данная система стандартов также разработана ISO.

Этот сертификат ISO подтверждает, что  предприятие управляет рисками  самостоятельно, умеет контролировать вредные и опасные факторы  производства, проявляет постоянную заботу о здоровье и жизни персонала  предприятия. «Профессиональный Ряд  Оценки Здоровья и Безопасности»  - так расшифровывается аббревиатура OHSAS на русском языке.

Сертификат  ISO на соответствие OHSAS 18001 говорит о  том, что организация неукоснительно выполняет стандарт касательно промышленной безопасности организации. Стандарт OHSAS 18001 содержит также требования противопожарной защиты, к созданию мероприятий, нацеленных на сокращение губительных последствий пожара. Все тезисы стандарта сосредоточены на защите здоровья и жизни сотрудников предприятия. 

Для каждого  международного стандарта ISO 9000, ISO 14001, OHSAS 18001, которые широко известны в России, существует российский аналог – национальный ГОСТ ИСО. Внедрение СМК, СЭМ, системы ОЗиОБТ, оценка соответствия международному стандарту, получение Сертификата ISO – все это процессы добровольные. При этом сертификат ISO выдается сроком на 3 года, как правило.

Сертификат ISO в любой из перечисленных сфер деятельности может понадобиться российскому предприятию или компании в следующих случаях:

предприятие планирует выпустить  свою продукцию на мировой рынок, или планирует партнерство с  зарубежными поставщиками или клиентами;

для снижения затрат на производство продукции и минимизации брака  продукции;

для получения льготных кредитов, для повышения конкурентоспособности  на рынке, для привлечения иностранного капитала;

для участия в тендерах на поставку своей продукции крупным потребителям (часто муниципальным или государственным  структурам).

 

3 Сертификационные требования по предоставлению услуг потребителям воздушного транспорта

 

1. Услуги потребителям воздушного транспорта, должны:

• гарантировать безопасность пассажиров, сохранность их личного  имущества при выполнении требований авиационной, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических правил и норм;

• соответствовать своему назначению;

• учитывать требования законов и нормативных документов по объемам, срокам и условиям обслуживания, указанным в соглашениях по наземному  обслуживанию;

• предоставляться в условиях обслуживания, обеспечивающих комфорт  для пассажиров, удобную планировку помещений, оптимальную пространственную организацию маршрутов движения пассажиров, хорошую освещенность помещений, оснащенность и рациональную расстановку  оборудования.

2. Услуги предоставляются  квалифицированным персоналом, который  должен быть сертифицирован установленным  порядком.

3. К персоналу, предоставляющему  услуги, по обслуживанию пассажиров  в аэропортах предъявляются следующие  требования.

• он должен гарантировать  пассажирам доброжелательное, вежливое отношение, своевременную и квалифицированную  помощь;

• персонал должен соблюдать  этические нормы поведения и  общения;

• персонал должен строго соблюдать  предписанную форму одежды и аккуратный внешний вид;

• персонал должен соблюдать  высокую речевую культуру: речь соответствует  профессиональной деятельности - вопросы, и ответы лаконичны, голос не повышается, пререкания не допускаются, при посторонних  лицах служебные разговоры не ведутся, пассажиру ответ дается на языке его предпочтения.

4. Лицензированию подлежат все виды деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5. Услуги пассажирам на рейсах авиакомпании, предоставляемые юридическими лицами и организациями, не зависимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должны быть сертифицированы. Персонал, осуществляющий деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию пассажиров должен иметь специальную подготовку и сертификат (свидетельство).

6. Своевременное выполнение  полетов по расписанию обеспечивает  их безопасность и коммерческую  выгодность для авиакомпании, поэтому  руководители и специалисты, отвечающие  за обеспечение регулярности  движения ВС и безопасности  полетов, должны быть аттестованы.

7. Предоставляемые пассажирам  услуги и сроки их выполнения  указываются на табло, экранах  мониторов, плакатах и указателях, в буклетах, сообщаются по радиотрансляционной  сети, через справочные бюро аэровокзала,  кассы продажи билетов. Речевая  информация должна быть хорошо  слышима и понятна во всех  участках аэровокзала и прилегающей  территории. Она должна точно  передавать смысл сообщения, быть  своевременной и синхронной с  процессом оформления и подготовки  пассажиров каждого рейса к  полету.

 

 

Продажа, организация  и обслуживание перевозок на земле:

 

ОСТ 54-1-283.03-94 Услуги, предоставляемые  пассажирам при продаже авиаперевозок. Общие требования.

 

ОСТ 54-1-283.02-94 Услуги, предоставляемые  пассажирам в аэропортах. Общие требования.

 

ОСТ 54-3-59-92 Условия транспортировки  грузов. Основные требования.

 

ОСТ 54-4-283.01-93 Организация  перевозок воздушным транспортом. Грузовые перевозки. Порядок выполнения.

 

Обслуживание  пассажиров на борту ВС:

 

ОСТ 54-3-62-93 Компоновка пассажирской кабины гражданских судов. Пассажирское, бытовое и вспомогательное оборудование. Общие технические требования.

 

ОСТ 54-3-63-93 Обеспечение среды  пребывания пассажиров на борту гражданских  воздушных судов. Общие технические  требования.

 

ОСТ 54-3-283.64-94 Нормы выдачи мягкого инвентаря и средств  обслуживания пассажиров в полете. Основные требования.

 

ОСТ 54-1-283.01-94 Услуги для пассажиров на борту воздушного судна воздушных  внутренних линий РФ.

 

ОСТ 54-3-61-93 Рационы питания, выдаваемые пассажирам в полете.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

O важности обязательной  сертификации на воздушном транспорте  РФ свидетельствует опыт международной  гражданской авиации и ее законодательное закрепление в статьях Воздушного кодекса РФ.

В соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ (глава 1, статья 8) «обязательной сертификации подлежат юридические лица, деятельность которых  непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных  судов или авиационной безопасности».

Что касается авиационного персонала, к которому относятся  лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или  авиационной безопасности, он также  допускается к деятельности по обеспечению  безопасности полётов и авиационной  безопасности при наличии сертификата (свидетельства) /ВК, глава 7, статья 53/.

Информация о работе Сертификат ISO в России и зарубежной практике