Сертификация системы менеджменты качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2015 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбора темы исследования. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное - обществу в целом и его интересам. С годами число полученных сертификатов соответствия требованиям ISO в России растет, поскольку Россия все-таки постепенно выходит на мировой рынок не только как сырьевой поставщик. Для работы с зарубежными партнерами и продвижения своей готовой продукции за пределами России это будет важным условием заключения сделок и успешной внешнеэкономической деятельности предприятий страны. Менеджмент качества является важнейшим инструментом для успешного ведения бизнеса в условиях жесткой конкуренции.

Оглавление

Введение 3
1. Сущностная характеристика понятия «сертификация» 5
2. Сертификация системы менеджменты качества 13
2.1. Разработка и внедрение системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000 13
2.2. Порядок проведения сертификации систем качества 17
2.3. Внедрение системы качества на основе применения TQM 23
2.4. Сертификация СМК Воронежского Государственного Университета 26
Заключение 29
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

к-р.docx

— 1.24 Мб (Скачать)

Знак соответствия регистрируется на имя органа по сертификации, возглавляющего соответствующую систему. Владелец знака имеет право использовать его и распоряжаться им. Право пользования знака передается его владельцем изготовителю или поставщику продукции на условиях лицензирования.8

Лицензия на применение знака соответствия - документ, выданный уполномоченным органом, посредством которого держателю сертификата соответствия предоставляется право применять знак соответствия в пределах, установленных этим документом. В юридическом отношении знак соответствия полностью идентичен сертификату. Знак соответствия системы качества размещается на сертификате9. В работах по сертификации участвуют:

  • заявитель;

  • орган по сертификации;

  • испытательная лаборатория;

  • эксперт.

Заявитель (заказчик, клиент) - лицо или организация, по запросу которых проводится проверка. Заявитель (сертификации) - организация или лицо, добивающееся получения сертификата соответствия и представившие об этом письменную заявку в орган по сертификации.

Орган по сертификации - организация, аккредитованная на право проведения сертификации. Орган по сертификации продукции в схеме сертификации является основным организатором работ, он:

  • сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

  • осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

  • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

  • формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

  • представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Испытательная лаборатория (испытательный центр) — лаборатория (центр), которая проводит испытания, определенной продукции. В случае выполнения одним юридическим лицом функций испытательной лаборатории и органа по сертификации можно использовать термин "сертификационный центр" или "Центр по сертификации".

Эксперт (по сертификации, аккредитации) — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Кроме сертификации продукции в международной практике существует сертификация услуг, технологического процесса, системы качества производства. Сертификация систем качества - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная система качества соответствует выбранной модели (ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002, ГОСТ Р ИСО 9003) или нормативным документам, определенным заявителем.10

Таким образом, сертификация является средством независимой оценки соответствия товара надлежащему качеству. Сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательная сертификация - средство государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация - средство повышения конкурентоспособности продукции. Одной из важнейших особенностей сертификации является то, что все операции осуществляются в рамках определенной системы, которая устанавливает четкие правила их выполнения и функционирует под руководством специально уполномоченного органа. Систему сертификации (в общем виде) составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Содержание сертификата определяется в системе в соответствие с избранной схемой сертификации и категорией заявителя (изготовитель, продавец, исполнитель). Наряду с сертификатом существует знак соответствия. Порядок применения знаков соответствия распространяется на системы обязательной и добровольной сертификации и утверждается конкретной системой сертификации в соответствии с требованиями Госстандарта России. В юридическом отношении знак соответствия полностью идентичен сертификату. В России сертификация систем качества носит добровольный характер. Нормативную основу сертификации систем качества составляют международные стандарты ИСО серии 9000 и комплекс документов по сертификации систем качества. Кроме сертификации продукции в международной практике существует сертификация услуг, технологического процесса, системы качества производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сертификация системы менеджменты качества
    1. Разработка и внедрение системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000

 

Сертификация систем менеджмента качества - это высокоэффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).

Под системой менеджмента качества в стандартах ИСО 9000 понимается часть системы управления предприятием, которая базируется на документированных процедурах управления и выполнения бизнес-процессов.

Внедрение стандартов ИСО на предприятие - это процесс, требующий времени (1,5 -2 года) и больших затрат. Срок приведен для предприятий, которые уже имеют опыт системного подхода к решению проблем качества. Как показывает мировой опыт предприятия, которые пытались внедрить стандарты в короткие сроки (тем более без какого либо опыта в этой области персонала) и минимальными затратами терпят неудачу, теряют средства, время и имидж.

Центральный секретариат ИСО распространил алгоритм эффективной реализации стандартов ИСО 9000, представленная на рис. 2.

Внедрение системы качества на основе стандартов ИСО 9000 некоторыми предприятиями призвано способствовать успешной деятельности предприятия в сложных условиях посткризисного производства.

Построение и практическое применение системы качества определяется задачами, процессами, продукцией и индивидуальными подходами конкретного предприятия (организации). Создание системы качества может осуществляться в нескольких вариантах:

  1. система создается с нуля;
  2. дорабатывается имеющаяся система.

В любом случае выполняются все основные этапы работ по внедрению системы качества, в необходимом объеме.

Рисунок 2. Алгоритм внедрения международных стандартов ИСО11

Реализация стандартов начинается с оценки нужд предприятия в совершенствовании действующей на предприятии системы качества. Обычно на предприятии (в организации) существует собственная система управления качеством продукции, услуг. Для оценки степени соответствия действующей системы качества предприятия (организации) требованиям ИСО 9000 проводится ее обследование, т. е. система анализируется с позиции требований МС ИСО 9000 на системы качества.

Обследование проводится с помощью консультантов независимой организации. Срок его проведения составляет 3-4 дня. После анализа данных, полученных в ходе обследования, руководителю предприятия предоставляются результаты, которые помогают определить дальнейшие действия, необходимые при реформировании системы качества.

Обследование выявляет необходимость серьезных изменений в организационной структуре предприятия, стиле и методах менеджмента, а также и в культурных основах.

Полный процесс внедрения стандартов ИСО на предприятии условно делится на три этапа:

  • организация разработки системы качества;

  • создание и документирование системы качества;

  • подготовка системы качества к сертификации.

На первом этапе создаются организационные условия для системы качества соответствующие ИСО 9004-1, разрабатываются стратегия и методология работ.

На втором этапе определяется структура и состав необходимой документации системы качества. Это является важным моментом в управлении качеством на предприятии. Соответствующая документация служит для достижения требуемого качества; оценивания системы качества; улучшения качества; поддержания улучшений. В соответствии со стандартом ИСО 9004-1 " Управление качеством и элементы системы качества - часть 1: «Руководящие указания» все элементы, требования и положения, принятые организацией для своей системы качества, должны быть документированы в форме политики и процедур и должны быть систематизированы, упорядочены и доступны для понимания.

Целью третьего этапа является подготовка системы качества к сертификации. Сертификация - составная часть всеобщего управления качеством. Она в значительной степени обеспечивает решение проблемы безопасности путем глобального контроля и развития конкурентной среды, которая вытесняет с рынка товары и услуги, оцениваемые как опасные.

Стандарты ИСО серии 9000 устанавливают четкие требования к системам качества и правилам их оценки. Документы широко применяются в практике договорных отношений на национальном и международном уровне. Заключая контракт на закупку продукции, потребитель, прежде всего знакомится с действующей у изготовителя системой качества. Ведь система, которая соответствует международным требованиям является гарантией стабильности показателей продукции.

Регистр систем качества обеспечивает и добровольную, и обязательную сертификацию систем качества. Регистр включен в состав Системы сертификации ГОСТ Р.

В качестве нормативной базы для сертификации систем качества используются российские государственные стандарты, разработанные на основе новых версий стандартов ИСО серии 9000: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96, правила и процедуры сертификации системы качества по ГОСТ ИСО 10011-1, ГОСТ ИСО 10011-3, ГОСТ Р 40.003, ГОСТ РТ 40.005, требования к персоналу, осуществляющему проверку, оценку и сертификацию систем качества, - по ГОСТ Р ИСО 10011-2 и ПР 50.3.001.12

    1. Порядок проведения сертификации систем качества

 

Сертификация систем качества отечественных предприятий может осуществляться в рамках обязательной сертификации продукции и добровольной сертификации. В России до последнего времени сертификация СК на соответствие стандартам ИСО серии 9000 осуществлялась в сфере добровольной деятельности, организациями, желающими ее проводить по заказу предприятий. Основными целями проведения сертификации систем качества являются:

  • подтверждение соответствия СК и ее элементов требованиям установленным в соответствующих нормативных документах;

  • подтверждение заявленных производителем возможностей стабильно выпускать продукцию запланированного качества в установленные контрактом сроки и в заданных объемах;

  • создание благоприятных условий для сертификации продукции;

В соответствии с ГОСТ Р 40.003-96 в сертификацию СК включаются организация работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации:

  1. Предварительная (заочная) оценка СК;

  1. Окончательная проверка и оценка СК;

  1. Инспекционный контроль за сертифицированными СК.

Предсертификационный этап

Когда предприятие уверено в своей готовности к сертификации системы качества, то оно может подавать заявку в уполномоченный орган на проведение сертификации этой системы.

Выбор органа по сертификации определяется задачами, которые ставит перед сертификацией предприятие. Главной задачей является подтверждение соответствия системы качества одному из стандартов ИСО (9001,9002,9003) или аутентичных российских государственных стандартов и повышения вследствие этого доверия к предприятию.

Заявка от организации поступает в Технический центр Регистра (ТЦР). Если заявка поступает в другое структурное подразделение, другую организацию Госстандарта России или орган по сертификации она также направляется в Технический центр регистра.

Технический центр Регистра регистрирует заявку с учетом предложений заявителя, определяет по специализации и области аккредитации орган, который способен ее реализовать, и направляет заявку в адрес этого органа.

Информация о работе Сертификация системы менеджменты качества